Тема: Предлоги «К» и «От».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи по программе "Истоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlog.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Предлоги «К» и «От».
Тип занятия: фронтальное.
Вид занятия: лексико-грамматическое.
Цель: обучение детей различению и правильному употреблению предлогов «К» и «ОТ» в предложениях.
Задачи:
- Образовательные:
- уточнить значения пространственных отношений, выраженных предлогами «К» и «ОТ»;
- познакомить детей со схемами предлогов «К» и «ОТ»;
- учить детей замечать и исправлять ошибки в употреблении предлогов «К» и «ОТ»;
- упражнять детей в правильном употреблении предлогов «К» и «ОТ» с существительными в дательном и родительном падежах;
- учить детей составлять предложения, заменяя в данном предложении предлог «К» на предлог «ОТ»;
- упражнять детей в дифференциации предлогов «К» и «ОТ» и составлении предложений по сюжетным и предметным картинкам;
- упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами, учить анализировать предложения с предлогами.
- Развивающие:
- развивать глубину вдоха и плавность, длительность выдоха;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать речевое внимание на основе упражнений на определение предлогов «К» или «ОТ» в предложениях;
- развивать зрительное восприятие, воображение детей;
- активизировать мыслительную деятельность детей.
- Воспитательные:
- развивать эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе и самостоятельно.
Предполагаемый результат: дети научатся различать и правильно употреблять предлоги «К», «ОТ» в предложениях.
Общая продолжительность занятия: 25 минут.
Ресурсы: картинка: гномики у домиков, схемы предлогов, карточки со схемами предлогов по количеству детей, сюжетные и предметные картинки, игрушки кукла «Мальвина», мяч, машина, смайлики – по количеству детей, магнитофон, запись песни «Маленькая страна», демонстрационная доска.
ХОД НОД
I. Вводный этап
1. Организационный момент (в кругу)
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро! – Солнцу и птицам.
Доброе утро! – Улыбчивым лицам!
– Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки согреют всех теплом. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя теплоту и доброту сегодняшнего утра. Плавно и длительно выдохните через рот все свои тревоги и печаль.
(Дети делают вдох и выдох три раза).
– А теперь пожелайте доброго утра друг другу.
2. Игровая мотивация
Воспитатель: Ребята, я уверена, что вы любите путешествовать. Сегодня мы с Вами отправимся в Волшебную страну, где живут маленькие слова – предлоги, познакомимся и подружимся с некоторыми из них.
Звучит музыка из песни «Маленькая страна».
– Тогда закрывайте глазки, а я скажу волшебные слова.
«Вокруг себя повернитесь, в волшебной стране окажитесь».
Откройте глазки, мы с вами оказались в маленькой волшебной стране – стране Предлогов. Прогуляемся по ней.
Дети под песню «Маленькая страна» (1 куплет) идут змейкой по группе.
Воспитатель: Жители волшебной страны такие же маленькие, как и наши пальчики.
3. Пальчиковая гимнастика (в кругу)
Самомассаж фаланг пальцев).
Вот волшебная страна, | Энергичное сжимание и разжимание кулачков. |
II. Основной этап
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие маленькие домики на полянке. Подойдем к ним поближе и посмотрим, кто там живет (картинка: гномики у домиков).
1. Знакомство с предлогами «К», «ОТ», их схемами
Воспитатель: Рассмотрите двух гномиков. Одного зовут «К», а другого «ОТ». Как вы думаете, почему? (ответы детей) Послушайте сказку про них.
«В волшебной стране маленьких слов жил-был предлог «К». Он был очень дружелюбный и не любил оставаться один. Поэтому предлог «К» часто ходил в гости: К своим друзьям, К знакомым. Если он не ходил в гости, то всё равно двигался: К дереву, К речке, К дому… (Показ схемы предлога).
Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается, мы говорим маленькое слово «К». Посмотрите на схему. Стрелка направлена к палочке.
Это схема предлога «К».
А рядом с предлогом «К» жил-был его братец – предлог «ОТ». Он ни с кем не дружил, был очень упрямый и всегда делал всё наоборот. Предлоги его звали: «Иди к нам, будем играть!» Упрямец вставал и отходил ОТ предлогов. Летним жарким днём его звали купаться: «Пойдём к озеру купаться!». Предлог «ОТ» сердито отворачивался и шёл в другую сторону – ОТ озера. Такой он был упрямый. (Показ схемы предлога).
Это схема предлога «ОТ».
Предлог «ОТ» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то, удаляется. Посмотрите на схему, стрелка идёт от палочки.
2. Появление сказочного персонажа
Воспитатель: Ребята, послушайте, кажется, там кто-то есть. Из какой сказки эти герой. Это Мальвина и Артемон из сказки «Буратино».
Мальвина навела порядок в своей комнате и проверяет, все ли она сделала.
- Мальвина подошла к столу. Куда подошла Мальвина? (к столу)
Протерла стол и отшла.
- От чего отошла Мальвина? (от стола).
(аналогично со стулом, шкафом, зеркалом)
3. Тренировочные упражнения
Упражнение 1. «Что от чего?»
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинку.
– Что от чего?
– Какой предлог вы произносили? (Предлог «К»)
– Когда произносится предлог «К»? (Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается). (аналогично с предлогом «От»).
Упражнение 2
Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, куда идет мальчик? (к дереву)
– Какой предлог вы произносили? (Предлог «К»).
– Когда произносится предлог «К»? (Когда предмет приближается к чему либо).
- К чему приплыла утка? (к берегу)
- От чего отплыла утка? (от берега)
– Почему нужно правильно употреблять предлоги в предложениях? (Ответы детей)
– Почему нельзя предлоги путать или пропускать в речи? (Предлоги меняют смысл предложения)
Упражнение 3
Игра «Слушай внимательно! Выполняй старательно!»
- Пододвинь стул к столу, а мяч отодвинь от стены. Что ты сделал?
- Подкати мяч к стулу, а машину откати от окна. Что ты сделал?
- Положи карандаш к пеналу, а ручку отодвинь от края стола. Что ты сделал?
(аналогично в кукольном домике)
4. Физминутка
Воспитатель: Поиграем с Мальвиной. Мальвина вам будет говорить предложения. Если услышите в предложении предлог «К» – сделайте прыжок вперед, а если услышите предлог «ОТ» – сделайте шаг назад. Будьте очень внимательны, чтобы не ошибиться.
- Утка подплыла к берегу.
- Бабушка поставила кресло к дивану.
- Зоя отвязала козу от дерева.
- Сорока отлетела от забора.
- Таня подошла к магазину.
5. Дифференциация предлогов «К» и «ОТ» на слух
Воспитатель: В Волшебной стране каждый становится чуть – чуть волшебником. Сейчас вы будете превращать одно предложение в другое. Я назову предложение, а вы скажете его наоборот.
Упражнение «Превращалки» (с мячом)
Например: Сорока подлетела к берёзе. – Сорока отлетела от берёзы.
- Шмель подлетел к цветку.
- Машина отъехала от магазина.
- Синица отлетела от кормушки.
- Мяч подкатился к стене.
- Теплоход причалил к пристани.
- Автобус подъехал к остановке.
- Черепаха подползла к камню.
- Воробей отскочил от лужи.
- Лиса подбежала к курятнику.
6. Самостоятельная работа детей.
Составление предложений по двум опорным картинкам и схемам. На столах – предметные картинки, схемы предлогов, схемы слов.
Воспитатель: Сейчас каждый из вас будет самостоятельно составлять предложения с предлогами «К», «ОТ» по схеме и предметным картинкам.
Но сначала вспомним:
– Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).
– Какие слова мы знаем? (Слова-предметы, слова-действия, слова-предлоги).
– Вспомним схемы предлогов. Поднимите схему предлога «От».
– Когда произносится предлог «ОТ»? Поднимите схему предлога «К».
– Когда произносится предлог «К»?
На доске – две предметные картинки: Дети у пруда. Мальчик в лесу.
Воспитатель: Ребята, помогите мне составить предложение по картинкам. (Мальчик подошел к дереву).
Схема предложения выкладывается у доски.
Разбор предложения:
– Сколько слов в предложении? Назовите первое слово. Назовите второе слово. Назовите третье слово. Назовите четвертое слово.
– Как пишутся слова в предложении? (Раздельно).
– Теперь вы самостоятельно составьте 2 предложения с предлогами «К», «ОТ» и выложите схемы ваших предложений на столах. (Составление предложений по схеме и предметным картинкам).
Воспитатель: Ребята, все вы молодцы! Мальвина благодарит вас за помощь и дарит вам в подарок свою улыбочку.
Детям раздаются смайлики.
– Эти улыбочки вы сегодня принесете домой, поделитесь теплотой и радостью с родителями и расскажите им о волшебной стране Предлогов и её жителях.
III. Заключительный этап
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Подойдите все ко мне. Закройте глазки, вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.
– С какими предлогами мы сегодня познакомились?
– Когда произносится предлог «К»?
– Когда произносится предлог «ОТ»?
Литература:
1. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. – М. Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
2. Ресурсы сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи по теме "Предлог ИЗ - ПОД" (подготовительная к школе группа, ОНР, второй год обучения)
Взаимодействуя с логопедом, друг с другом, дети не только закрепляют предлог ИЗ-ПОД, но и учатся составлять предложения, пересказывать, развивают мелкую моторику....
Комплекс упражнений по теме "Предлоги"
Обучение речи с помощью движений...
Логопедический досуг в подготовительной к школе группе по теме "ПРЕДЛОГИ"
В занимательной, игровой форме закрепляются знания детей о предлогах, формируются навыки работы в команде, За основу сюжета взята игра "КВН"...
Тема: «Предлог "ПОД"»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи встаршей группе компенсирующей направленности ...
конспект по теме ПРЕДЛОГИ
Задания на индивидуальных карточках. Работа с деформированным текстом. Составить предложения по картинкам....
Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему: "Предлоги в, на, под"
фронтальное занятие для детей старшей логопедической группы, понимание и правильное использование в речи предлогов, согласование слов в предложении, .....
Консультация для педагогов и родителей Тема: ПРЕДЛОГИ (маленькие слова)
Предлоги – служебные слова, уточняющие грамматические значения падежных форм. Они употребляются только с косвенными падежами, предложный падеж без предлогов вообще не употребляется, потому так важно н...