Консультация для педагогов и родителей Тема: ПРЕДЛОГИ (маленькие слова)
консультация (подготовительная группа) по теме
Предлоги – служебные слова, уточняющие грамматические значения падежных форм. Они употребляются только с косвенными падежами, предложный падеж без предлогов вообще не употребляется, потому так важно научить детей дошкольного возраста правильно употреблять предлоги в своей речи. Это очень сложная тема для детей дошкольного возраста, поэтому мы свою работу по данной теме привели в систему, которую сегодня предлагаем для использования в работе с детьми, как педагогам, так и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlogi_-_statya.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Зайферт Наталья Александровна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №21 «Аленький цветочек»
Консультация для педагогов и родителей
Тема: ПРЕДЛОГИ (маленькие слова)
Предлоги – служебные слова, уточняющие грамматические значения падежных форм. Они употребляются только с косвенными падежами, предложный падеж без предлогов вообще не употребляется, потому так важно научить детей дошкольного возраста правильно употреблять предлоги в своей речи. Это очень сложная тема для детей дошкольного возраста, поэтому мы свою работу по данной теме привели в систему, которую сегодня предлагаем для использования в работе с детьми, как педагогам, так и родителям.
Падеж | Вспомогательное слово | Падежный вопрос | Предлоги |
Именительный | есть | кто, что? | |
Родительный | нет | кого, чего? | без, у, от, до, из, около, возле, для |
Дательный | рад | кому, чему? | к, по |
Винительный | вижу | кого, чего? | на, за, под, в, через, про |
Творительный | любуюсь | кем, чем? | над, за, под, в, через, про |
Предложный | говорю | о ком, о чем? | в, об, о, на, при |
Работа над правильным употреблением предлогов
Работая над темой "Предлоги", прежде всего, важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи. Детям постепенно объясняют что на – это значит на поверхности чего-то (на столе, на тумбочке, на шкафу); в – это означает внутри чего-то (в столе, в тумбочке, в шкафу); под – внизу под чем-то (под столом, под тумбочкой, под шкафом); над – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над, столом, над тумбочкой, над шкафом); около – рядом с чем-то со столом, с тумбочкой, со шкафом; за – как бы спрятано позади чего-то (позади стола, тумбочки шкафа); перед – впереди чего-то (впереди стола, тумбочки, шкафа. Все это конечно объясняется не в один прием.
Значение каждого предлога объясняется отдельно, причем объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Мы вовлекаем в это самих детей. Например, предлог в – входим в спальню (где находимся? – внутри помещения в спальне); предлог на – встаем на стульчики (где находимся? – на стульчике); предлог под – прячемся под стол; над – играем с птичкой, она порхает у детей над головой и т.д.
Затем играем с игрушками, создавая ситуацию, когда мишке нужно спрятаться в берлоге, забраться на дерево, спрятаться под кустом. Предлагаем детям кубик и шар и с этими предметами играем в "маленькое слово", так мы подводим детей к модели предлога. Также мы работаем по картинкам, ребенок изображает ту модель, которая соответствует значению употребленного там предлога. При этом ребенок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов (белка в дупле и кружочек в квадрате, то есть то и другое внутри; птица на ветке и кружок на квадрате, то есть одно и другое на поверхности и т. д.)
Чтобы выяснить, насколько ребенок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить такие поручения: положи книгу на стол, в тумбочку, на подоконник, и т.д. В ходе этих упражнений ребенок отвечает на вопросы, стремясь при этом правильно употребить в своей речи предлоги. Обращается внимание на различие окончаний существительных употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу).
Потом мы переходим к схеме предложения, где детям объясняется, что "маленькие слова" могут быть в начале предложения или в середине.
У каждого ребенка есть пенал, где лежит материал, с которым он работает, изображая предложения и слова. Так дети учатся выделять предлоги в предложении.
Дети самостоятельно составляют предложения с заданным "маленьким словом". Выделяют его на слух. Затем переходим к развитию у детей навыков дифференцированного употребления изученных предлогов, использовав игровой момент с "лучиком" (в, из, на, по, с, над). Этот лучик непоседа и скользит по разным предметам, лучик хороший помощник при изучении предлогов движения (с, со, из-под, из-за, через, к от). Пока мы говорим только о так называемых пространственных предлогах, значение которых можно объяснить достаточно наглядно. Но постепенно в упражнения нужно включать и другие предлоги, упражняя ребенка в правильности употребления при этом окончаний имен существительных. Например, ребенку предлагается ответить на вопросы о том, с чем можно пить чай (с пряником, с конфетами, с сахаром), с чем можно сделать бутерброд (с сыром, с маслом), из чего можно сделать игрушки (из дерева, картона, меха). При обучении используются картинки.
В заключении хочется напомнить народную мудрость, которая ярко отражает смысл игры в учебной деятельности: "Ты мне скажешь – я забуду, покажешь – я запомню, дашь попробовать – пойму!"
Приложение
1. Добавление предлогов в предложение
Зайка сидит (за) кустом.
Зайка выглядывает (из-за) куста.
Кот сидит (на) тахте.
Туфли стоят (под) диваном.
Репка растет (в) земле.
Мяч выкатился (из-за) шкафа
Машина едет (по) дороге.
Мальчик отошёл (от) собаки.
Книгу взяли (с) полки.
2. Работа с деформированной фразой
Зоя, банка, под, ставить, скамейка;
Зоя, банка, вынимать, скамейка, из-под;
Диван, собака, спать, под;
Зина, беседка, цветы, посадить, за;
Зина, беседка, из-за, выходить;
Соня, земля, листья, на, сукне;
Осина, листья, земля, на, осыпаются, с;
Летать, комнате, муха, в;
Катя, котята, тётя, пять, у.
3. Составление предложений с предлогами по опорным словам и без них (распространенное предложение)
На, улице, многоэтажных | На нашей улице много многоэтажных домов |
Кинотеатр, магазин, за | За кинотеатром находится большой продовольственный магазин |
С | Рядом с детским садом большая школа |
Из | Из детского сада мы едем домой на автобусе |
ФИЗМИНУТКА
Логопед проговаривает новое стихотворение и показывает соответствующее движение. Дети молча, вслед за логопедом или вместе с ним выполняют только движения, вслушиваясь и запоминая текст. Во втором проговаривании уже участвуют дети. Одновременно выполняя действия. Усвоение слов происходит быстро, так как они подсказываются движениями.
В конце каждой из физминуток логопед обязательно задаёт детям вопросы по её содержанию, учитывая основную цель всего логопедического занятия.
Тема занятия: Предлог на
– Ребята, положите ладони на голову; на затылок, на щёки, на пояс, на колени, на спинку стула, на пол.
В ходе такого упражнения дети усваивают пространственное значение предлога на и, кроме того, закрепляют знание названий частей тела.
Тема занятия: Предлог под
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши),
Топ-топ, топ-топ-топ (топают ногами),
Под кроватью чёрный кот (присесть в такт словам).
Он залез под кровать (поочерёдное движение руками вперёд и к груди, имитирующее движение лап кота).
И мешает детям спать (подъём с ритмичным помахиванием указательным пальцем
правой руки).
Тема занятия: Дифференциация предлогов на, под
На горе растут грибы (руки вверх, хлопок над головой).
Под горой растут грибы (руки через стороны вниз, присесть, хлопок).
Тема занятия: Предлог между
Между грядками шагаю (шаги с высоким подниманием ног),
Ноги выше поднимаю (те же движения).
Тема занятия: Предлог в
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног),
И в лесу грибы нашли (равномерные приседания).
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд).
По дороге растеряли (ритмичные разведения рук в стороны)
Тема занятия: Дифференциация предлогов на и с
На берёзу галка села (присесть, руки к коленям).
С дерева потом слетела (встать, помахать руками).
На кровати спит Федот (ладони под щёку, присесть).
И с кровати не встаёт (развести руками стоя).
Тема занятия: Предлог из-за
Лыжники смелы, быстры,
Едут к нам из-за горы (дети повторяют движения и слова).
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор,
Из-за луга, из-за речек гонит он своих овечек.
Тема занятия: Предлог из-под
Тишка маму напугал
Очень часто вылезал
Из-под кресла на полу.
Из-под вешалки в углу.
Из-под маленькой кроватки,
С кем же он играет в прятки?
Тема занятия: Предлоги
Дождь закапал нам на крышу (движения руками над головой сверху вниз),
В комнате сижу и слышу (присесть).
Под крыльцо петух полез (встать, хлопки руками по бокам),
В будке громко лает Рекс (присесть, изобразить собаку).
Тема занятия: Предлог в
В комнату вошел мой брат (шаги на месте).
В сумке фотоаппарат (наклон, руки вниз).
В конуру влез наш пес (приседание).
Папа в дом арбуз принес (шаги на месте, руки в стороны)
Тема занятия: Предлоги на, под
Ищет вещи Маша, Маша-растеряша: (поворот в одну сторону, в другую, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, развести в стороны)
И под стулом нет, (присесть, встать, развести руки в стороны)
На кровати нет, (аналогичные движения)
Под кроватью нет
Вот какая Маша, Маша-растеряша.
Тема занятия: Предлог на
Мы катаемся на санках (дети имитируют катание на санках)
И играем все в снежки. (дети имитируют бросание снежков)
Мы катаемся на лыжах
И встаем на коньки.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
Маленькие слова
Вот машина. Кто в машине, кто на ней и кто под ней?
Кто здесь за, а кто здесь перед, у машины и над ней?
На пригорке и под горкой
Под березкой и над елкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят
В банке чистая вода,
Пустим рыбок мы туда
В лес пошли Кирилл, Иринка
И у них в руках корзинка
Рыхлый снег темнеет в марте
Тают льдинки на окне
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
(С. Маршак)
Весна везде! Весна везде!
В звериной норке и в гнезде.
И под кустом в траве пчела
Фиалку синюю нашла.
(Е Трутнева)
ЛИТЕРАТУРА
- Волина В. Веселая грамматика.
- Парамонов Л.Г. Говори и пиши правильно
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми
- Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей. Тема: "Специфика работы с одаренными детьми"
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столе...
Консультация для педагогов и родителей Тема: Тяжелые нарушения речи у детей
Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух. Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения. И...
Консультация для педагогов и родителей Тема: «Как организовать детские зимние игры и забавы» Подготовила: воспитатель Андрюшина Н.Г.
Известно, что для физического раз¬вития и укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе, и зима - не исключение из этого правила. А чтобы холод принес поль...
Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Фонематический слух – основа правильной речи».
Фонематический слух — это умение различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы: звуки из которых состоит наша речь....
План-конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «ПРЕДЛОГИ. МАЛЕНЬКИЕ СЛОВА»
План-конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме «ПРЕДЛОГИ» может быть использован как учителями-логопедами, так и воспитателями....
Консультация для педагогов и родителей Тема: « Что такое здоровый образ жизни?»
Консультация для педагогов и родителей Тема: « Что такое здоровый образ жизни?»...
Консультация для педагогов и родителей «Как воспитать маленького патриота:20 советов педагогам и родителям»
Необходимость воспитания подрастающего поколения в патриотическом духе продиктована глубокими изменениями в современной общественной жизни, среди которых наиболее негативную окраску имеют разобщенност...
- Мне нравится (1)