Формирование звукового анализа и синтеза у детей с нарушением речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кодикова Наталья Анатольевна

Слияние звуков материализованных с помощью фишек -есть моделирования чтения,а выкладывание фишек - аналог письма,только то и другое проходит в игровой,занимательной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование звукового анализа и синтеза у детей с нарушением речи
                                                                                                                                       Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и синтезу, сравнению и обобщению языкового материала, т. е. в достаточном уровне развития аналитико – синтетической деятельности, что определяет готовность ребёнка к обучению грамоте. Первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой – формирование фонематического восприятия, вторая ступень – звуковой анализ и синтез. Овладение навыками звукового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового анализа и синтеза, дети овладевают чтением слогов и слов.                        Слияние звуков материализованных с помощью фишек – есть моделирования чтения, а выкладывание фишек – аналог письма, только то и другое проходит в игровой, занимательной форме.                                                                      Материал для занятий подбирается так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался чаще.      

Этапы формирования звукового анализа и синтеза.                                                        

В данной работе можно условно выделить три этапа:                                            Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом можно использовать звуковых человечков, позаимствованных из книги Г. А. Ванюхиной «Речецветик».

Гласные звуки – девочки в красных платьицах. Их губы указывают на схематичную артикуляцию. Одновременно происходит знакомство и с графическим изображением звуков.                                                                               На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трёх гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.                                                                                                                                         В ходе второго этапа, наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков, дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный.

На занятиях дети учатся анализировать обратные и прямые слоги, а затем слова (с г с.например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные круги – гласные звуки, синие – твёрдые согласные, зелёные – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. Затем фишки заменяются буквами, и дети читают слоги и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твёрдый и мягкий, звонкий и глухой звук.

На третьем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение.

В итоге дети должны научиться:

- различать изученные звуки;

- знать гласные звуки первого ряда и И;

- знать изученные согласные звуки и их акустико – артикуляционные признаки (твёрдость - мягкость, звонкость – глухость).

- выделять любой из изученных звуков в составе односложных (рак, двусложных (лапа, трёхсложных (малина) слов.

- определять местоположения звука (в начале, в середине, в конце слова).

- определять линейную последовательность звуков в слове.

- определять количество звуков в слове.

      ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАБОТЫ

Выделение данного звука в словах и слогах

1. «умная машина» - [ в ]

2. «умный паровоз» - [ п ]

3. «умный самолёт» - [ р ]

Эти и подобные транспортные средства перевозят пассажиров только с данным звуком в имени.

4. «Звуковой домик» - в окошке звук (буква) зовёт гостей: «Т-т-т», «К-к-к».

5. «Собираем звуки» потребуются предметы с данным звуком в названии; у детей корзинки с «портретом» звука.

6. «Доктор Звуков» - прописывает «лекарство» - 10 слов со звуком).

7. «Проглоти звук» - повторить слово без звука).

Выделение первого и последнего звука в словах

1. «Начни говорить слово, а я догадаюсь».

2. «Магазин» -заплатить первым (последним) звуком в названии покупки.

3. «Умная машина» - сигналит пешеходам первым звуком в их имени.

4. «Поймай слово за хвост!»

5. «Подели предметы» - на коробочках написаны «портреты» звуков.

6. «Кто в домике живёт» - с данным звуком в начале.

7.«Вагончики» - В первом или последнем поедет? Где слышно данный звук в слове.

8. «Звуковые цепочки» - по два - три слова и более.

Интонационные выделения последовательности фонем в слове

1. «превращение в жуков, змей, и т. п.» - разговаривать, выделяя нужный звук.

2. «Клавиши» - ударить первый, второй, третий звуки в слове. (Предметные картинки – слово из трёх – четырёх звуков и три – четы ре клавиши фишки).

3. «Звуковые домики»:

- «Позови звуки домой» -по очереди;

- «Звук потерялся» - первый, второй, третий.

- «Звуки открывают свои окошечки друг за другом» - дети их узнают и называют.

Знакомство с гласными звуками. Деление слов на части.

1. «Гласные здороваются» - произносить свой звук долго – громко.

2. «Гласные стучат своими молоточками» - каждый раз, когда вслове встречается его звук(односложные слова).

3. «Братцы – гласные делят слово две – три части»:

Какой гласный живёт в первой, второй части слова (в первой, во второй комнатке звукового домика).

4. «Прошагай слово» - пропрыгать, прхлопать.

5. «Кто в домике живёт?» - на каком этаже живёт кот, ли-са, со-ба-ка?

6. «Кто в каком окошечки поедет» - сколько внём окошечек (на столько частей делится слово).

7. «Строим (рисуем, выкладываем) звуковые домики» - одно-, двух-, трёхкомнатные. Сколько гласных звуков в слове? (Сколько раз мы открыли рот).

Различение гласных и согласных звуков

1» Называю звук – поднимаете фишку» - красную, если звук гласный, синию – если согласный.

2. «Братцы гласные дружат с согласными звуками» - «оп», «ак», «ус», «им», «ыв». Назвать второй звук после гласного.

3. «Покажи фишку» (красную, синию) – выделение гласных, согласных из потока звуков.

4. «Ловим звуки: левой рукой гласный, правой – согласный –а-а-а-к; к-а-а-а.

5. «Что мешает петь согласному звуку» - губы: (п,б, м); язык и зубы: (н,т,д) и т. д.

6. «Кто из гостей пртзносит последним гласный или согласный звук?» - «гав», «мяу», «му»,«кукареку» и т. д.

7. «Какой первый звук в твоём имени?.

Выделение качественных признаков согласных звуков

1. «Покажи картинку», в названии которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твёрдый согласный и т. д.

2. «Магазин» - дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук в её названии и давая ему качественную характеристику.

3. «Цветной диктант» - схема слов (пустые кружочки, количество которых соответствует количеству звуков в слове). Закрашивать окошки в нужный цвет.

4. «Спичка – ватка» - дети учатся соотносить твёрдые и мягкие согласные звуки и соотносить картинки с символами.

5. «Раскрасим слово, написанное простым карандашом» - «лис»

(л) – зелёная толстая линия (звонкий мягкий согласный звук);

(и) – красная толстая линия (гласный звук);

(с) – синяя тонкая линия (глухой твёрдый звук).

Звуковой анализ слов

1. «Пропоём в слове каждый звук» - (жжжуууккк).

2. «Звуковые домики» Три окошка + шторки трёх цветов:

- позвать домой первый, второй, третий звук.

- повесить в окошко шторки нужного цвета.

3. «Кто больше гостей пригласит в свой домик?» - готовая схема слов.

4. «Покажи картинку» - в названии которой первый звук (р, второй (а, третий (к).

5. «Магазин» - на «чеках» находятся звуковые схемы слов: кит, лиса, жук, оса, рыба. и т. д. Дети покупают предмет подходящий к этой схеме.

6. «Звукавое лото: Чья картинка?» – кому подходит эта схема (звуковой домик).

7. «В каком окошке живёт звук?

Список литературы

1. Крупенчук О. И. Научите меня говорить – СПб.: Издательский Дом «Литра», 2005г.

2. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей – Ярославль: Академия развития, 1997г.

3. Новоторцева Н. В. Обучение грамоте в детском саду – Ярославль: Академия развития, 1998г.

4. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Коррекция нарушения речи – Москва Просвещение, 2008г.

5. Логопед для ДОУ (сборник материалов) – М.: ТЦ Сфера, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Овладение навыками звукового анализа и синтеза обеспечивает готовность к освоению грамоты и способс...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Работа построена на использовании двух методик:  Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики  Н.В. Соловьёвой "Исполь...

Приемы формирования звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Приемы формирования звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на основе рекомендаций Филичевой, Чиркиной, Ткаченко,Нищевой...

Система символов в формировании звукового анализа и синтеза у детей 4-6 лет с диагнозом ОНР.

Посмотрите! Это интересно и взрослым и детям! Описание работы с "фото"- символами звуков, "построение" слов из них....

Игры для формирования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с нарушениями речи

Актуальность проблемы формирования навыков анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем слу...

Формирование фонематических процессов и звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с нарушением речи с использованием игровых технологий

Формирование фонематических процессов и звуко-буквенного анализа и синтеза  у детей с нарушением речи с использованием игровых технологий...