Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Овладение навыками звукового анализа и синтеза обеспечивает готовность к освоению грамоты и способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_formirovaniyu_zvukobukvennogo_analiza_i_sinteza_u_doshkolnikov.docx | 293.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
Запомни!
Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
Гласные звуки – главные! Обозначаем красным цветом.
Когда мы произносим гласные звуки воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград.
Воздух свободно идет через рот,
Нет там препятствий разных.
Голос звенит, голос поёт.
Звук получается гласный.
Согласные звуки бывают твердые (обозначаем синим цветом) и мягкие (обозначаем зелёным цветом).
Когда мы произносим согласные звуки воздух выходя изо рта встречает преграду губы, зубы или язык.
Согласные звуки – согласны
Шелестеть, звенеть, свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук в слове»
«А» - курица, волки, медведь, лошадь, корова, лиса, собака, кошка, сороки.
«Р» - лиса, каша, рыба, осень, ракета, лак, сом, руки, гусь, стол, робот, комар.
«С» - зубы, вода, сом, ваза, дом, лес, мышка, аист, кузов, сахар, весна, кукла.
Игра «Придумай слово на заданный звук, составь с ним предложение». Придуманных слов на заданный звук должно быть не менее десяти. Запишите ответы ребёнка.
А –
О –
М –
С –
У-
Игра «Назови первый ударный гласный звук в слове». Запишите ответы ребёнка.
Аня – Оля - удочка - умный -
Астра – аист - адрес - обруч -
Утка – овощи - Инга - утро -
Ира – ива - очередь- Игорь –
Игра «Назови последний согласный звук в слове». Запишите ответы ребёнка.
мак - магазин - вагон - лист -
мох – март - аист - учебник -
гном – стук - остров - укроп -
лимон – суп - уж - альбом -
комок - круг - цыплёнок - автомат –
Игра «Назови первый и последний звук в слове». Запишите ответы ребёнка.
автобусы – изюминка - ангина - обручи -
избушка – улица - указка - голова -
иголка – афиша - ищейка - игра -
улитка - ученица - овощи - окуни –
Игра «Назови первый и последний звук в слове». Запишите ответы ребёнка.
опера - окна - осы - ослики –
стена – нитка - кино - букеты -
нога – скамейка - назови - книжки -
шапка - пальто - крыло - пироги -
Игра «Выделение ударного гласного в словах (картИна, посУда)». Запишите ответы ребёнка.
телевизор – сом - кефир - ботинок -
врач - фонарь - барабан - баран -
пуговица – кот - заяц - паук -
кит - кольцо - тигр - сказки –
Игра «Составь из слов предложение». Запишите ответы ребёнка.
Сапожник, сапоги, шьёт________________________________________
Машина, дорога, едет, по ______________________________________
Лес, гриб, растёт ______________________________________________
Небо, шарик, летит, в __________________________________________
Солнце, светит, небо, в _________________________________________
Книга, мальчик, читает _________________________________________
Девочка, стакан, разбить ________________________________________
Мышка, кот, ловит _____________________________________________
Молоко, корова, дать ___________________________________________
Карандаш, альбом, рисовать, в, мальчик___________________________
______________________________________________________________
Мяч, дети, игра, в ______________________________________________
Продавать, магазин, в, хлеб______________________________________
Снег, улица, идёт, на ___________________________________________
Игра «Собери из звуков слово». Запишите ответы ребёнка.
Пример: н.о.с. – нос
С.у.п. – б.а.к. - с.у.к - м.и.р. -
М.а.к – д.у.б. - ш.у.м. - з.а.л. -
М.а.л. – с.о.к. - л.у.к. - с.ы.н –
Игра «Собери из звуков слово». Запишите ответы ребёнка.
Б.а.к.и. – г.у.с.и - к.а.ш.а - м.а.м.а -
Б.у.с.ы. – д.а.ч.а - н.о.т.ы. - с.о.к.и -
В.а.з.а. – з.у.б.ы. - м.о.д.а - м.у.х.а -
Г.о.д.ы. – ж.а.б.а - к.у.р.ы - м.ы.л.о. –
П.а.п.а - х.а.т.а - М.а.ш.а - г.о.р.а -
Игра «Назови звуки по порядку». Запишите ответы ребёнка.
бак сом выл ток
зал сук гол тук
ваш сын гам так
Игра «Назови звуки по порядку». Запишите ответы ребёнка.
душ - лук - лак - лом -
жук - ком - кит - нос -
лист - дым - вата - суп -
Игра «Внимательные ушки» Назови звуки по порядку, раздели слово на слоги. Запишите ответы ребёнка. Помните! Сколько в слове гласных звуков столько и слогов.
Мак - вата - жуки - кони -
мыл - носы - коты - дома -
мох - лучи - батон - банан -
нос - кузов - пол - пар -
Игра «Внимательные ушки» Назови звуки по порядку, раздели слово на слоги. Запишите ответы ребёнка. Помните! Сколько в слове гласных звуков столько и слогов.
диван - базар - вагон - голос -
колос - завод - купол - кулак -
загар - космос - машина - самокат –
Игра «Отгадай слово» Выдели первый звук в словах. Запомни звуки. Составь из звуков слово. Запишите ответы ребёнка.
Пример: Машина, Утка, Хомяк, Автобус – МУХА.
Рак, Автобус, Книга - _________________________
Суп, Оля, Нитка - ____________________________
Ира, Волк, Аист - _____________________________
Нос, Оля, Жук - ______________________________
Ира, Гном, Рак, Арка - _________________________
Радуга, Ухо, Кот, Аист - _______________________
Гора, Нога, Осень, Мак - ______________________
Ворона, Аист, Танк, Аня - _____________________
Ира, Волк, Аист - _____________________________
Игра «Доскажи словечко».
Добавляй в конце слова звуки, догадайся, что я загадала:
[л] - [л*]: сто..., го..., мо..., со..., ба..., вокза..., дяте..., апре..., ию..., футбо..., подва..., за... .
[р] - [р*]: хо..., дво..., ла..., па..., кома..., да..., бампе... янва..., база..., ба..., маля..., штопо..., мото... .
[с] - [с']: ле..., ло..., ры..., моро..., гла..., у..., голо..., ужа..., но..., насо..., ча..., пе..., гу..., космо..., кла..., пала... .
Игра «Доскажи словечко».
Начни слово звуком:
[л]-[л']: ...ось, ...ипа, ...уна, ...ебедь, ...адонь, ...ук, ...ошадь, ...оскут, ...ето, ...асточка, ...андыш.
[р] -[р*]: ...ыба, ...от, ...укав, ...ека, ...уль, ...едиска, ...иск, ...ак, ...убль, ...едкий, ...оща, ...екорд.
[с]-[с']: ...он, ...ом, ...тул, ...ушка, ...иний, ...нег, ...олнце, ...евер, ...такан, ...лон.
[з] -[з']: ...олото, ...аяц, ...елень, ...лой, ...има, ...нак, ...аноза, ...ной, ...ритель, ...верь, ...адача, ...яб-лик, ...вук.
Игра «Внимательные ушки». Определи, в каком из двух слов есть ли в слове звук «Н».
Ната – Саша, корона –корова, струна - трава, конфеты – приветы, норка – корка, найдём – пойдём, наши - уши
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР".
Нетрадиционные приёмы, используемые при формировании звукового анализа...
Тема выступления «Дидактические игры в развитии фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс на районном методическом объединении для воспитателей и учителей-логопедов. Цель выступления:ознакомить воспитателей со спецификой проведения логопедических игр, повысить профессиональное...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
Памятка для родителей «Формирование звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»
Памятка для родителей «Формирование звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»...
«Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»
Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста...
«Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»
Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста...