Формирование фонематических процессов и звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с нарушением речи с использованием игровых технологий
учебно-методический материал по логопедии
Формирование фонематических процессов и звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с нарушением речи с использованием игровых технологий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование фонематических процессов и звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с нарушением речи с использованием игровых технологий
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие звуковой стороной языка из-за неправильного произношения звуков и нарушенного фонематического восприятия. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.
Таким образом, решение этой проблемы является одним из условий успешной подготовки ребенка к школе.
Коррекционная работа по формированию фонематических процессов складывается из двух частей:
а) формирование фонематического восприятия;
б) формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Формирование фонематического восприятия
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится с использованием игровых технологий на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы условно делят на шесть этапов:
I этап — узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
Далее проводятся игры и упражнения на развитие слухового внимания:
Где будильник?
Цель: развитие слухового внимания, развитие навыка воспринимать и различать неречевые звуки.
Процедура: все дети выходят из комнаты. Ведущий прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашел его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник, и молча садится на пол. Ребенок, который остался стоять последним, платит фант.
Шумящие коробочки
Цель: развитие слухового внимания, развитие навыка воспринимать и различать неречевые звуки.
Материал: 10—12 коробочек от «Киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами, например горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др.
Процедура: участники должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. Главный принцип заполнения коробочек — материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.
Что за шум?
Цель: развитие слухового внимания, развитие навыка воспринимать и различать неречевые звуки.
Процедура: ведущий демонстрирует детям шум, они должны его отгадать. Если шумы «озвучиваются» голосом или подручными средствами, можно устроить соревнование, кто точнее их произведет и угадает.
Ну-ка, прислушайся!
Цель: развитие слухового внимания, развитие навыка воспринимать и различать неречевые звуки.
Процедура: один из игроков (ведущий) заходит за ширму и с помощью находящихся там предметов производит какой-либо звук: бросает предметы на пол, ударяет по ним рукой, трёт один предмет о другой и т.д. Остальные игроки должны определить, с помощью каких предметов ведущий произвел звук. Если предмет указан правильно, игрок выходит из-за ширмы и на виду у всех производит тот же звук, а отгадавший занимает его место за ширмой.
Чем играем?
Цель: развитие слухового внимания, развитие навыка воспринимать и различать неречевые звуки.
Материал: для игры потребуется набор предметов, способных издавать разные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки, ксилофон и др.
Правильно — неправильно
Цель: развитие слухового внимания, умения вслушиваться в обращенную речь; формирование фонематического восприятия.
Игровое задание — заметить смысловые неточности в звучащих предложениях и, услышав их, подать определенный знак (поднять руку, хлопнуть в ладоши и др.). По утрам я сначала надеваю куртку, а потом — рубашку.
- Утром я сначала чищу зубы, а потом сажусь завтракать.
- Ночью я часто хожу гулять в лес.
- Вечером я очень плотно завтракаю и иду гулять и т.д.
Сосчитай удары
Цель: развитие чувства ритма; развитие слухового внимания.
Ритмические рисунки
Цель: развитие чувства ритма; развитие слухового внимания.
Процедура: перед началом игры ведущий объясняет детям, как можно с помощью знаков «записывать» тот или иной ритмический рисунок.
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит ряд игр.
Быстро — медленно
Цель: развитие слухового внимания, формирование умения различать темповые характеристики звучания неречевых звуков.
Тихо — громко
Цель: развитие слухового внимания, формирование умения различать усиление-ослабление громкости звучания сигнала.
Так бывает или нет?
Цель: развитие слухового внимания, умения вслушиваться в обращенную речь; формирование фонематического восприятия.
Процедура: в игре принимает участие вся группа детей. Их задача — слушать внимательно стихотворение, а если в нем прозвучит какая-либо неточность (или то, что на самом деле не бывает), подать знак — хлопнуть в ладоши.
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
Три медведя
Цель : развитие слухового внимания, формирование навыка различения речевых звуков по высоте, силе, тембру.
Процедура: взрослый, меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).
III этап — различение слов, близких по звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
Мы - поэты
Цель: развитие слухового внимания, умения вслушиваться в обращенную речь; формирование фонематического восприятия.
Процедура: игровая задача участников этой игры — придумать как можно больше слов, рифмующихся со словом-стимулом, заданным ведущим.
Правильно – неправильно
Цель: развитие слухового внимания, умения вслушиваться в обращенную речь; формирование фонематического восприятия.
Процедура: взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания: БАМАН – БАВАН – БАНАН
Другое слово
Цель: развитие фонематического восприятия на материале близких по звуковому составу слов.
Процедура: из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
ком—ком—кот—ком
будка—буква—будка—будка
винт—винт—бинт—винт
Похожие слова
Цель: развитие фонематического восприятия на материале близких по звуковому составу слов.
совок—вагон—гном
(дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)
Заколдованный язык
Цель: развитие фонематического восприятия.
Процедура: ребенку предлагается поговорить на «заколдованном языке»
та—то—ту ну—ны—на бо—ба—бы
ты—та—то но—на—ну бу—бо—ба
Все расставим по местам
Цель: развитие фонематического восприятия на материале близких по звуковому составу слов.
Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой?..
Что построили с тобой?..
На крючок в реке попал?..
Может всё, хоть ростом мал?..
(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)
Эхо
Цель: развитие фонематического восприятия на материале близких по звуковому составу слов.
Процедура: ребенку предлагается точно, словно эхо, повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
мак—бак—так
моток—каток—поток
ток—тук—так
IV этап — дифференциация слогов.
На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры.
Поймай звук
Цель: формирование и развитие навыка выделения заданного звука (А, О, У, И, Ы, Э) в ряду слов.
Первый звук
Цель: формирование фонематических представлений, навыков фонематического анализа.
Подбери картинки
Цель: формирование фонематических представлений; закрепление умения определять первый ударный гласный звук в словах.
Разложи картинки
Цель: формирование фонематических представлений; закрепление умения определять первый ударный гласный звук в словах.
Собери и разбросай
Цель: формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Процедура: ведущий предлагает детям «разбросать» звуки из сочетаний, назвать их не вместе, а отдельно друг от друга, по порядку; чтобы «собрать» звуки нужно из названных по отдельности гласных составить сочетание и произнести его слитно АУО, ИУА, ОАУ.
Сколько слогов?
Ход игры. Каждый ребенок получает картинку и задание подсчитать количество слогов в слове любым известным ему способом (прохлопав, подсчитав гласные и т.п) и показать цифру, соответствующую количеству слогов в лове.
Слог сбежал
Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал".
V этап — дифференциация фонем.
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например, с такой игры.
Живые звуки
Цель: формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Процедура: ведущий назначает детям роли определенных (ранее изученных или изучаемых в данный момент) звуков. Например – Оля будет звуком О, Коля – звуком И, Ваня – звуком А. Ведущий называет звукосочетание, а дети встают в том же порядке, что и звуки (ИАО – встают по порядку Коля, Ваня, Оля.
Найди звук М
Цель: развитие навыков фонематического анализа, закрепление умения определять первый звук в словах.
Последний звук
Цель: развитие навыков звукового анализа, закрепление умения определять последний гласный звук в словах.
Первый и последний
Цель: развитие навыков фонематического анализа, закрепление умения определять первый и последний гласный звук в словах.
Что посередине?
Цель: развитие навыков фонематического анализа.
Парочки
Цель: развитие навыков фонематического анализа, закрепление умения определять наличие/отсутствие заданного звука в слове.
Процедура: дети должны определить, в каком из двух слов есть звук Ф.
Кошка — кофта, фантик — бантик.
Есть или нет?
Цель: формирование и развитие фонематических представлений, навыков выделения заданного звука на фоне слова.
Процедура: ведущий просит детей определить, есть в слове звук К или нет.
Кубик, рама, мама, нора, венок, человек, щенок, чулок, узелок, заноза, хомяк, стук
Мы - поэты
Цель: закрепление фонематических представлений.
Процедура: ведущий предлагает детям подобрать в рифму названия овощей со звуком К.
Поздним летом в огород собирается народ. Зрел всё лето урожай. Что собрали — отгадай!
Где весною было пусто,
летом выросла... (капуста)
Солнышко светило, чтоб
ярче зеленел... (укроп)
Собираем мы в лукошко
очень крупную... (картошку)
Добавь звук К
Цель: формирование и развитие фонематических представлений, развитие грамматического строя речи.
Процедура: взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты — маленький, чтобы в слове обязательно появился звук К».
Рама — рамка, яма —... репа —... вата —... лапа — ... пена —... панама —... лопата —...
Внимательные ушки
Цель: развитие навыков фонематического анализа
Процедура: взрослый просит детей определить первый звук, второй звук в звукосочетаниях.
АК, ОК, УК, ИК, AT, ОТ, УТ, ИТ, AM, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП,
Разбросай слово.
Педагог предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А
Рыболов
Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума предметные картинки, называет их и определяет первый (последний) звук в слове.
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа, фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов.
Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Угадай слово по гласным
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и предлагает найти среди них слово, в котором гласные расположены в заданной им последовательности. Он произносит только гласные, выделяя ударный, например, а - у' (паук), а - а' (глаза), ы- а (рыба) и т. д.
Сначала ребенку предлагаются слова из двух прямых, обратных или закрытых слогов, а по мере тренировки трех-четырех-пятисложные слова: а - ы - а (мар-тыш'-ка), а - ы~- а (ма-ши'-на), э -а - а" - о (экс-ка-ва'-тор) и т. д.
Переставь слоги или звуки
Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них местами буквы или слоги, а затем повторить новое слово: лок - кол, мод - дом, зако - коза, бары -рыба.
Банка - кабан. Мышка - камыш. Волос – слово
Прохлопай слово
Взрослый произносит слово, а ребенок Должен отхлопать каждый слог. После отхлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал.
Придумай слово с определенным количеством слогов
Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам.
Назови заданный слог в слове
Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например, ра-ма, во-да; далее ему предлагается следующее слово и т. д.
По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных, например, мед-ведь.
Наоборот
Взрослый показывает ребенку, как превратить твердый слог в мягкий (или, наоборот, мягкий в твердый), если заменить в нем гласный звук. Например, пы - пи, мо - мё, бэ – бе.
Выложи слог, который услышишь (к звуку добавляется его графическое изображение – буква)
Взрослый четко и медленно произносит слоги, содержащие звуки, которые ребенок может произнести правильно, и предлагает ему выложить буквы соответствующие звукам из палочек, спичек или фасоли.
Повтори за мной слоги, выделяя ударение
Взрослый произносит ряд слогов, подчеркивая ударение, а ребенок прослушивает и старайся повторить, соблюдая расположение ударного слога. На начальном этапе предлагается ряд из двух, а затем трех слогов: са’ - са; са – са’; ла’ - ла – ла’; ла – ла - ла’
Найди ударный слог в слове
Взрослый произносит слово по слогам, подчеркивая ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе предлагаются слова из двух, затем трех и более слогов.
Распутай слова
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, ба-со-ка - собака, по-са-ги – сапоги.
Какой новый слог появился в слове?
Взрослый называет пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом: ребенок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове.
Например: рука - ру-баш-ка; корка - кор-зин-ка; розы - мо-розы; мушка - кор-мушка; ребенок - же-ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игр
Формирование фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игрЧисло дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую ...
Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.
В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...
Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.
В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...
«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Важная задача - создание в группе оптимальных условий для развития фонематическо...
Теоретическое сообщение Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий
Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий...
Формирование фонематического восприятия у детей старшей группы с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий
Дифференциация звуков Б - Бь...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной аппаратуры. (Подготовительная группа).«Город Звукоград»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематических представленийдля детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной а...