ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
методическая разработка по логопедии по теме
Работа построена на использовании двух методик: Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики Н.В. Соловьёвой "Использование таблиц для звукового анализа".
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
И.М. Мандрыгина
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида № 30
г.Североуральск
Многие взрослые ошибочно полагают, что для грамотного письма ребёнку необходимо только знание букв. Однако, чтобы в письменной форме передать устную речь, дошкольнику прежде всего следует представлять количество звуков в слове и их последовательность, то есть овладеть звуковым анализом. А в ходе записывания слова происходит синтез, то есть мысленное сочетания звуковых элементов в единое целое.
Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают значительные трудности при выполнении звукового анализа слова. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Поэтому, в своей практической деятельности для формирования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи я использую метод наглядного моделирования.
Его актуальность состоит в том, что:
во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушением речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Моя работа построена на основе двух методик: методики Т.А. Ткаченко "Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте"[2], в которой при условном обозначении гласных звуков взрослому достаточно обратить внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулемму со знакомыми детям геометрическими формами.[4] Для обозначения согласных звуков используется не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук [5],[6], но и определённый, связанный со зрительным, дополнительный жестовый символ.
Эффективность этой методики состоит в том, что, достигаемое при помощи символов комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических), многократно усиливает фонематические представления детей. Наглядные средства делают процесс обучения разнообразным и интересным. Результат - осознанное овладение произносительной стороной речи.
Вторая методика - Н.В. Соловьёвой " Использование таблиц для звукового анализа". Здесь новым является способ подачи материала для звукового анализа слов и включение детей в самостоятельную работу (дети заполняют таблицы, делая необходимые зарисовки цветными карандашами, наклеивают картинки, выкладывают символы).
Объединив эти методики. я разработала новые таблицы по звуковому анализу: добавила символы согласных звуков и заменила письменные инструкции моделями и символами.
Примеры моих таблиц:
Таблица №1- используется при определении наличия или отсутствия гласного звука в слове.
о
| ||||||
---------------- |
|
------------- |
Таблица №5- при выделении согласного звука в начале, середине и в конце слова.
н
| |||
?
-----------------
----------------
----------------
|
----------- |
-------------- |
------------- |
Таблица №9 - при различении мягких согласных звуков и выделении согласного звука в начале, середине и в конце слова.
с
| |||||
? |
|
|
| ||
?
-----------------
----------------
---------------- |
----------- |
-------------- |
---------------- |
Работа с данными таблицами предусматривает последовательный анализ слов по вертикали, а затем сравнение отдельных данных по горизонтали. Это позволяет определять сходство и различие места звука в словах, количество слогов, твёрдость и мягкость согласных звуков, количество гласных и согласных звуков в словах.
При проверке самостоятельной работы детей с таблицами можно проследить, насколько сформирован анализ звукового состава слова у каждого ребёнка, с чем ребёнок справляется, а где необходима помощь педагога. В зависимости от уровня развития конкретного ребенка можно создать индивидуальную таблицу, компонуя разнообразный материал .
Кроме того, таблицы дают возможность закрепить навыки звукового анализа не только на логопедических занятиях, но и при выполнении домашнего задания.
Таким образом, простота в использовании таблиц и символов при проведении звукового анализа и синтеза слов, своевременное включение в коррекционно-образовательную деятельность слуха, зрения, моторики ведет к развитию у детей памяти, внимания, восприятия, мышления, а совместная заинтересованная работа логопеда, ребенка и родителей значительно повышает эффективность использования метода наглядного моделирования в процессе формирования звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
Литература:
- Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений Под ред. Л.С.Волковой. 5-е изд. М.: ВЛАДОС, 2004.
2. Соловьева, Н.В. Таблицы для анализа звукового состава слова Н. В. Соловьева Логопед 2008. №8.
3. Ткаченко Т.А.Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
4.Ткаченко Т.А. Звуки и знаки : гласные Москва ЮНВЕС 2001.
5. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки :легко произносимые согласные. Москва ЮНВЕС 2001.
6. Т.А.Ткаченко «Звуки и знаки: трудно произносимые согласные. Москва ЮНВЕС 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс раз...
Приемы формирования звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Приемы формирования звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на основе рекомендаций Филичевой, Чиркиной, Ткаченко,Нищевой...
Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста
Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста...
Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста
Одно из направлений в современной логопедии...
Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»
Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений межд...
мастер - класс для педагогов формирование звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста
Мастер - сласс для пеадгогов по формированию звукового анализа и синтеза у дошкольников, предлагается теоритические аспекты и варианты игр и упражнений....