ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
методическая разработка по логопедии по теме

Мандрыгина Ирина Минихатовна

Работа построена на использовании двух методик:  Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики  Н.В. Соловьёвой "Использование таблиц для звукового анализа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

                                                                                                             И.М. Мандрыгина

                                               Муниципальное автономное дошкольное образовательное

                                                    учреждение детский сад комбинированного вида № 30

                                                                                                               г.Североуральск

           Многие взрослые ошибочно полагают, что для грамотного письма ребёнку необходимо только знание букв. Однако, чтобы в письменной форме передать устную речь, дошкольнику прежде всего следует представлять количество звуков в слове и их последовательность, то есть овладеть звуковым анализом. А в ходе записывания слова происходит синтез, то есть мысленное сочетания звуковых элементов в единое целое.

 Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают значительные трудности при выполнении  звукового анализа  слова. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Поэтому, в своей практической деятельности для формирования  навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи я использую метод  наглядного моделирования.

 Его актуальность состоит в том, что:

во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушением речи  характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

 в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Моя работа построена на основе двух методик: методики Т.А. Ткаченко "Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте"[2], в которой при условном обозначении гласных звуков взрослому достаточно обратить внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулемму со знакомыми детям геометрическими формами.[4] Для обозначения согласных звуков используется не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук [5],[6],  но и определённый, связанный со зрительным, дополнительный жестовый символ.

Эффективность этой методики состоит в том, что, достигаемое при помощи символов комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических), многократно усиливает фонематические представления детей. Наглядные средства делают процесс обучения разнообразным и интересным.  Результат - осознанное овладение произносительной стороной  речи.

Вторая методика - Н.В. Соловьёвой " Использование таблиц для звукового анализа". Здесь новым является способ подачи материала для звукового анализа слов и  включение детей в самостоятельную работу (дети заполняют таблицы, делая необходимые зарисовки цветными карандашами, наклеивают картинки, выкладывают символы).

Объединив эти методики. я разработала новые таблицы по звуковому анализу: добавила символы согласных звуков и заменила письменные инструкции моделями и символами.

Примеры моих таблиц:

Таблица №1- используется при определении  наличия или отсутствия гласного звука в слове.

   о

http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

                                     

http://www.howdonkey.com/pics/132/iceland.jpg

http://www.atelierpoeschl.at/images/Allg.%20Atelierbilder/Nadel2b.gif

http://www.mir-igrushki.ru/published/publicdata/NEW/attachments/SC/products_pictures/svetilnik-pomy-toys-74294_enl.jpg

http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

     http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

  ----------------

http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

     

                                       

          http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

       -------------

Таблица №5- при выделении согласного  звука в начале, середине и  в конце слова.

   н

http://nashaucheba.ru/docs/33/32060/conv_5/file5_html_m58d0146f.png

                                     

http://old.playtoday.ru/collection/fw2011-baby-disney/images/617031_1.jpg

http://shkolnie.ru/pars_docs/refs/95/94747/94747_html_m71af7de8.jpg

http://900igr.net/datas/chtenie/Slova-3.files/0019-019-Vagon.jpg

            ?

http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif     

 -----------------

      http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

----------------

              http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

----------------

 

 

 http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif   

      -----------

 

     http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

  --------------                                        

 

              http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

       -------------

Таблица №9 - при различении мягких  согласных звуков и выделении согласного  звука в начале, середине и  в конце слова.

   с

http://www.logolife.ru/wp-content/gallery/dlya-izucheniya-zvukov/nasos.jpg                                  

http://www.xn--80aaujbdxeb6af9cg.com/data/images/%D0%9A%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D1%81%D1%8B%D1%80%D0%B0,-%D0%AD%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80,-%D0%93%D1%80%D1%8E%D0%B9%D0%B5%D1%80_503cccf1e5f00-thumb.jpg

http://demiart.ru/forum/uploads11/post-2359123-1349091560.jpg

http://img1.123freevectors.com/wp-content/uploads/great/wasp-free-vector-438.jpg

            ?

http://www.logolife.ru/wp-content/gallery/dlya-izucheniya-zvukov/nasos.jpg

http://www.logolife.ru/wp-content/gallery/dlya-izucheniya-zvukov/nasos.jpg

     

   http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

         

      http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

     http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

            ?

http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif     

 -----------------

      http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

----------------

              http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

----------------

 http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif   

      -----------

         

            http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

  --------------                                        

         http://festival.1september.ru/articles/619861/img5.gif

    ----------------

Работа  с данными таблицами предусматривает последовательный анализ слов по вертикали, а затем сравнение отдельных данных по горизонтали. Это позволяет определять сходство и различие места звука в словах, количество слогов, твёрдость и мягкость согласных звуков, количество гласных и согласных звуков в словах.

При проверке самостоятельной работы детей с таблицами можно проследить, насколько сформирован анализ звукового состава слова у каждого ребёнка, с чем ребёнок справляется, а где необходима помощь педагога. В зависимости от уровня развития конкретного ребенка можно создать индивидуальную таблицу, компонуя разнообразный материал .  

Кроме того, таблицы дают возможность закрепить навыки звукового анализа не только на логопедических занятиях, но и при выполнении домашнего задания.

Таким образом, простота в использовании таблиц и символов при проведении звукового анализа и синтеза слов, своевременное включение в коррекционно-образовательную деятельность слуха, зрения, моторики ведет к развитию у детей памяти, внимания, восприятия, мышления, а совместная заинтересованная работа логопеда, ребенка и родителей значительно повышает эффективность использования метода наглядного моделирования в процессе формирования звукового анализа и синтеза у детей  дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.

Литература:

  1. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений  Под ред. Л.С.Волковой.  5-е изд. М.: ВЛАДОС, 2004.

2. Соловьева, Н.В. Таблицы для анализа звукового состава слова  Н. В. Соловьева  Логопед  2008.  №8.

3. Ткаченко Т.А.Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте Пособие для воспитателей, логопедов и родителей.  М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 

4.Ткаченко Т.А. Звуки и знаки : гласные Москва ЮНВЕС 2001.

5. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки :легко произносимые  согласные. Москва ЮНВЕС 2001.

6. Т.А.Ткаченко «Звуки и знаки: трудно произносимые  согласные. Москва ЮНВЕС 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс раз...

Приемы формирования звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Приемы формирования звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на основе рекомендаций Филичевой, Чиркиной, Ткаченко,Нищевой...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений межд...

мастер - класс для педагогов формирование звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

Мастер - сласс для пеадгогов по формированию звукового анализа и синтеза у дошкольников, предлагается теоритические аспекты и  варианты  игр и упражнений....