План – конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Деревья и кустарники»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Фадина Юлия Юрьевна

Конспект занятия по развитию речи с интеграцией образовательных областей.

Цель: развитие умения детей различать деревья и кустарники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_sr.gr25_oktyabrya.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе

Тема недели: «Деревья и кустарники.»

Тема занятия: «Деревья и кустарники»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

Цель: развитие умения детей различать деревья и кустарники.

Задачи: развивать умения детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему; формировать умения детей выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много); формировать умения детей схематично изображать дерево, куст; развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта); воспитывать интерес к миру растений.

Словарь: названия деревьев кустарников (береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень,), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).

Методы и приемы:

1. ​ Словесные (Художественное слово. Беседа.)

2. ​ Наглядные(иллюстрации)

3.  Практические (физминутка,)

Пособия и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А 5, карандаш.

Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» с помощью сказки – оживления «Как дерево с кустарником встретились», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.

Ход:

            Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

1. Организационный момент:

Дети, сегодня к нам на занятие пришел Незнайка. Только посмотрите, какой он грустный.

Что случилось, Незнайка?

(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Незнайка.  что-то шепчет.)

Оказывается, Незнайка.  не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Незнайка. разобраться, какое же растение называют деревом, а какое – кустарником.

Основная часть:

Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?

А как вы догадались?

Правильно! А какому растению подходит вторая схема?

Почему?

По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем  они отличаются.

Полина, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники?

Денис, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?

Вот, Незнайка., теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник. Давай поиграй с нами

Дидактическая игра

«Четвёртый лишний»

1.Дуб, яблоня, липа, сосна.

2. Черёмуха, береза, шиповник, мимоза.

Дети находят лишнее в каждой строке, по нескольким признакам, например, в первой строчке лишняя яблоня потому что это плодовое дерево, а может сосна, потому что это хвойное дерево, а остальные лиственные деревья.

Ребята, Незнайка.  немного устал и хочет немного отдохнуть.

3. Физкультминутка.

Незнайка потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А теперь, Незнайка, дети покажут тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.

4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы.

Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.

Он стоит высокий стройный.

Лист на нем резной, узорный,

Ветками качает он.

Кто скажите это?..

Клен – это дерево или кустарник?

Почему вы так думаете?

Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается …

Сирень – Это дерево или кустарник?

Почему?

У меня иголки

Длиннее, чем у елки.
Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна)

Я на розу так похож,

Разве, что не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (Шиповник)

Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

–Ну вот, Незнайка, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.

А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Незнайки дерево и куст, чтобы Незнайка не забыл все, чему мы его научили сегодня.

Посмотрите, как это сделаю я.

(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника.)

 Рефлексия.

Воспитатель – Ребята, вам понравилось наше занятие?

Кто приходил к нам в гости?

Что вы нового узнали?

Дети сидят на стульчиках полукругом

Дети соглашаются помочь Незнайке.

Эта схема подходит дереву.

Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.

Эта схема подходит кустарнику.

Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.

У деревьев и кустарников есть корни и листья.

У дерева один ствол, а у кустарника много.

Дети играют

Дети выполняют движения

Клен.

Дерево.

Потому, что у клена один ствол.

Под схему «дерево».

Сирень.

Кустарник.

Потому что у сирени много тонких стволов.

Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника.

Дети рисуют схематичное изображение дерева и кустарника.

В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник.

Ответы детей

Настроить и подвести детей к теме и цели занятия

Вызвать желание помочь ближнему

Развитие умения давать полные ответы на вопросы воспитателя;

Развитие умения давать полные ответы на вопросы воспитателя;

Развитие наблюдательности, двигательной активности

Развитие двигательной активности

Развитие умения давать полные ответы на вопросы воспитателя;

Развитие фонематического восприятия

Развитие сообразительности

Формирование умения детей схематично изображать дерево, куст

Развитие умения отвечать на вопросы и делать выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Звуковая культура речи: звук з-зь. Познакомить со звком з-зь, научить его произносить, находить слова, где есть звук з-зь, формировать у детей интерес к устному народному творчеству, читоговоркам и за...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе Тема: «Осень спросим»

Программное содержание:       Расширять представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонн...

конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема "Кошка с котятами".

Выполнила воспитатель Белова И.С.Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине "Кошка с котятами"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для средней группы Тема: пересказ сказки Владимира Сутеева «Цыпленок и утенок».

Цель: учить детей пересказывать сказку.Образовательная область: речевое развитие.Задачи: Формировать у детей самостоятельно близко к тексту пересказывать сказку; Формировать навыки монологической речи...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА:«Спешим на помощь Красной Шапочке»

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой детей, способствовать формированию игровой мотивации детей, развитие речевого творчества...