Речевой куб.
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему

Ампилогова Елена Александровна

Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Этому условию соответствует разработанное игровое пособие «Речевой куб».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_kub.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Речевой куб »

Воспитатель:

         Ампилогова Е. А.

Проблема речи во всем её видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей.

Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Этому условию соответствует разработанное игровое пособие «Речевой куб».

Пособие представляет собой кубы разного размера, изготовленные из легких материалов (картон, пластмасса, поролон, ткань, пенопласт). На каждой грани куба расположены прозрачные карманы, предназначенные для сменного речевого материала. Данный материал используется при выполнении артикуляционных упражнений, для развития у ребенка общей и тонкой моторики, лексико – грамматического строя и связной речи. Он меняется воспитателями по мере усвоения детьми различных тем.

Кубы используются как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношения и общего недоразвития речи. Обычно работа с ними ведется :

- на индивидуальных логопедических занятиях (учитель - логопед);

- на занятиях по развитию речи (воспитатель);

- индивидуально вне занятий (воспитатель);

- в самостоятельной деятельности детей.

Самостоятельно дети играют с кубами в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Играя, дошкольники подбрасывают куб и выполняют то задание, которое выпало на грань куба.

Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от трех до семи лет.

Каждый куб имеет свое название, отражающее цели его (куба) использования. Например, для знакомства детей с органами артикуляционного аппарата создан куб «Язычок и его домик». На шести гранях изображены органы артикуляционного аппарата. К каждой картинке подобрано короткое стихотворение. Содержание стихов детям известно. Суть игры состоит в том, что педагог читает стихотворение, а дети показывают соответствующую грань куба, выполняя простые упражнения, свойственные данному артикуляционному органу: губам, языку, нижней челюсти и т. д.

Куб «Сенсорик» используется для развития мелкой моторики, тактильного восприятия и получения положительных эмоций. На его гранях вместо прозрачных кармашков располагаются съемные коврики, сшитые из разных материалов и соединенные между собой пуговицами разных размеров. Посередине каждого коврика есть разъемные застежки (молнии, пряжки, ленточки, кнопки, липучки, шнуровки). Задача ребенка – расстегнуть застежку и сказать, кто изображен в окошке.

Куб «Звуковая лесенка» помогает достичь следующих целей:

- автоматизация изолированного звука;

- выработка длительной воздушной струи;

- формирование звуковой культуры речи.

На гранях данного пособия находятся картинки для определения автоматизированных звуков (горы, змейка, чайник кипит, лабиринт, самолет с оставшимся следом). Ребенок находит заданное изображение и произносит звук на одном выдохе, проводя по звуковой лесенке пальчиком.

С целью развития общей и тонкой моторики, а также для обучения детей работать по схеме разработан куб «Речь. Ритм. Движение».

На съемных гранях этого куба можно расположить разнообразные задания для развития координации движений: задания для пальчиков по картинке, задания из палочек, шнура, ленты; упражнения для пальцев и кистей рук по рисункам; общие упражнения для туловища и ног. Каждому упражнению по развитию движений подобрано короткое стихотворение. Проговаривая его за воспитателем, ребенок учится управлять своими движениями.

С помощью куба «Звукарик» закрепляются навыки звукового анализа и синтеза. К нему изготавливаются три предметные карточки и три звуковые схемы. Суть игры состоит в том, что к каждой предметной картинке ребенок должен найти соответствующую звуковую схему. Степень сложности заданий постепенно возрастает.

Цель занятий с кубом «Цветной» - закрепление согласования существительных с прилагательными в роде, числе, падеже, а также уточнение и закрепление основных и оттеночных цветов. Данный куб разноцветный, цвет его граней соответствует цвету предметных картинок в карманах.

Воспитатель, глядя на верхнюю грань, говорит: «У меня на синей грани изображен синий пиджак». Затем переворачивает куб на другую грань и, передавая его ребенку, спрашивает: «А у тебя?».

Куб «Сочиняйка»  обучает рассказыванию с элементами творчества с опорой на предметные картинки. К этому пособию предполагается дополнительное оборудование: фигурки персонажей, домашних и диких животных, птиц, сделанных из ковролина с липучками. Сам куб мягкий. Каждая его грань служит опорой для развития сюжета. Вращая куб в любую сторону, ребенок сам выбирает и прикрепляет к очередной грани куба героев сказки или рассказа. Это пособие также может быть использовано для пересказа коротких рассказов или для выборочного пересказа, где грани куба с фигурками персонажей послужат в качестве наглядного плана.

Куб «Сосчитайка» помогает детям овладеть согласованием существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже. Этот куб тоже мягкий. На его гранях изображены предметы, которых должно быть несколько (от одного до шести). Играть с ним очень просто. Ребенок, глядя на верхнюю грань куба, говорит: «У меня две морковки». Затем переворачивает его любой другой гранью и передает следующему со словами: «А у тебя?».

Куб «Слоговой» имеет три варианта использования.

В первом варианте целью является упражнение детей в преобразовании односложных слов в двусложные или многосложные. На каждой грани куба в карманчиках находятся предметные картинки (дом, сом, мяч, суп, нос, кот). Вначале ребенок четко повторяет данные слова за воспитателем, а потом самостоятельно, поворачивая грани куба. Затем задание усложняется игрой «Один - много», в процессе которой получаются двусложные слова из открытых слогов (дома, мячи). А игра «Назови ласково» позволяет образовывать многосложные слова.

Во втором варианте цель – учит определять количество слогов в слове, подбирать к заданной слоговой схеме картинки на кубе. На каждой грани куба находятся предметные картинки, например, с изображением деревьев (ель, липа, дуб). Воспитатель предлагает выбрать для посадки деревья с односложными названиями (ель, дуб), затем с двусложными (ива, липа) и трехсложными (береза, рябина).

Третий вариант использования этого куба учит отвечать на вопросы предложениями, насыщенными словами сложной слоговой структурой. На каждой грани куба расположена сюжетная картинка с изображением профессий людей. Педагог спрашивает: « Что делает скульптор?». Ребенок находит на кубе сюжет и отвечает: «Скульптор лепит скульптуру». Воспитатель задает аналогичные вопросы к остальным картинкам с изображениями: парикмахера, балерины и т. д.

Таки образом, использование речевых кубов позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослым и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы,  используемая литература...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...