Дополнительное образование
рабочая программа по развитию речи (младшая, старшая, подготовительная группа) по теме
Программа составленна на основании авторской методике Колесниковой Е. В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dod_po_kolesnikovoy_6-7.docx | 38.14 КБ |
dod_po_kolesnikovoy_5-6.docx | 35.81 КБ |
dod_kolesnikova_3-4.docx | 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
г. о. Электросталь Московской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №44»
г. о. Электросталь
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ №44
/___________/
Учебная программа по реализации дополнительной программы
«От буквы к слову»
для детей подготовительной группы
Составила воспитатель:
Вишнякова Елена Владимировна
2015
Управление образования Администрации
г. о. Электросталь Московской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №44»
г. о. Электросталь
План – программа
Дополнительного образования
«От а до я»
Срок реализации 1 год
Возраст детей 6-7лет
На основании методики Колесниковой Е. В.
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет) – «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ»
Составила воспитатель:
Вишнякова Елена Владимировна
2015
Пояснительная записка
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности.
Развитие речи – одна из ведущих задач которую решают дошкольные образовательные учреждения.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.
Основные задачи этого этапа обучения:
- Развитие интереса и способностей к чтению.
- Подготовка руки ребенка к письму.
Детям предлагается осмысление способа чтения через:
- включение в интересную игровую деятельность со звуками и буквами;
- отгадывание загадок, которые они читают самостоятельно, а затем записывают слово-отгадку;
- разгадывание ребусов, кроссвордов;
- чтение небольших текстов, стихотворений.
Темы, предлагаемые для обучения чтению, знакомы и понятны детям и соответствуют разделу "Ознакомление с окружающим" в "Типовой программе воспитания и обучения в детском саду".
Основной материал изучения – предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.
Программа составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы.
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха
- Развитие произносительных умений
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
- Расширение словарного запаса детей
- Формирование и развитие звуко-буквенного анализа
- Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия
- Развитие графических навыков
- Развитие мелкой моторики
- Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
- Воспитание умения работать
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
Особенности программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Содержание программы: развитие звук-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению
Работа с родителями Критерии развития интереса и способностей к чтению
Ребёнок к концу года должен:
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
- понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
- записывать слова, предложения печатными буквами;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
- ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- рисовать предметы в тетради в линейку.
- Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.
- Открытое занятие – май.
- Индивидуальные беседы, консультации в течение года.
Цель каждого занятия:
-Способствовать развитию фонематического восприятия.
-Расширять знания и представления об окружающем мире.
-Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи.
-Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.
-Способствовать развитию графических навыков;
познакомить с тетрадью в линейку, с широкой и узкой строкой.
-Продолжать учить пользоваться условными обозначениями, самостоятельно формулировать учебную задачу.
-Формировать навык самоконтроля и самооценки
Характеристика речевого развития детей 6-7 лет
Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500 - 4000. Активно используются в речи синонимы (веселый, радостный) и антонимы (далеко - близко). Начинают применять слова и выражения с переносным значением (трусливый, как заяц; хитрый, как лиса). Дети овладевают новыми понятиями (водный, воздушный, пассажирский транспорт и т.д.). Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов (материал, форма, цвет, размер).
В то же время наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе детей. Это обусловлено особенностями развития и обучения, кругом их интересов и потребностей.
Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; изменяют слова в предложениях (я пошел гулять, они пошли гулять и т.д.), используют разные слова для обозначения одного и того же предмета (лиса, лисонька, лисица). Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных (смелый - смелее), новые слова с помощью суффиксов (хлеб - хлебница), правильно употребляют глаголы (бегал - бежал, пришел - ушел). Дети используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
В развитии связной речи происходят существенные изменения. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют не только односложные ответы, но и предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.
Дети без помощи взрослых составляют описательные и повествовательные рассказы не только по одной картине, но и по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Однако следует отметить, что у некоторых из них эти умения неустойчивы. Одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.
К 6-7 годам дети усваивают элементы грамоты. Они ориентируются в звуко - буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками, буквами. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы (врач - грач, банки - санки и т.д.).
Способы и формы работы с детьми.
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Рисование
Участники программы - дети 6- 7лет.
Срок реализации программы- 1 год
Срок обучения – 7 месяцев с октября по апрель (расчёта 1 занятие в неделю).
Режим занятий – 1 раза в неделю во второй половине дня (6 - 7 лет – 30 минут).
Основные применяемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
- Личностно-ориентированное обучение
Развитие звуко-буквенного анализа
Закреплять умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
Закреплять умения интонационно выделять заданные звуки в словах.
Закреплять умения делить слова на слоги.
Закреплять умения различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
Закреплять умения определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
Графическое моделирование слова (прямоугольник).
Закреплять умение условно обозначать звуки: гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).
Графическое изображение звуков.
Письмо слов с помощью графических изображений.
Письмо слов, предложений печатными буквами.
Звуковой (фонетический) анализ слова.
Развитие фонематического восприятия.
Чтение слов, предложений, небольших стихотворных текстов.
Развитие умения составлять предложения из двух, трёх, четырех слов.
Развитие умения записывать предложение условными знаками.
Развитие графических навыков.
Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Формирование навыка самоконтроля и самооценки.
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год
Месяц | неделя | (№) занятия, тема |
Октябрь | 1 | (1.) Тема – «Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец). |
2 | (2.) Тема – «Звуки и буквы» – закрепление: Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. – «прочитай и допиши правильно». | |
3 | (3.) Тема – «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт». | |
4 | (4.) Тема - «Предложение, графические навыки» - знакомство. Игр. упр. «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку. | |
Ноябрь | 0 | Мониторинг – диагностика. |
1 | (5) Тема – «В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку. | |
2 | (6.) Тема – «Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку. | |
3 | (7.) Тема – «Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку. | |
4 | (8.) Тема – «Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку. | |
Декабрь | 1 | (9.) Тема – «Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку. |
2 | (10) Тема – «Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку. | |
3 | (11) Тема – «Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку. | |
4 | (12) Тема – «Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку. | |
Январь | 1 | (13) Тема – «Зима». Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку. |
2 | (14) Тема – «Новый год». Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку. | |
3 | (15) Тема – «Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку. | |
4 | (16) Тема – «Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок. | |
Февраль | 1 | (17) Тема – «Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы. |
2 | (18) Тема – «Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку. | |
3 | (19) Тема – «Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку. | |
4 | (20) Тема – «Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку. | |
Март | 1 | (21) Тема – «Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку. |
2 | (22) Тема – «8 Марта». Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме. | |
3 | (23) Тема – «Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку. | |
4 | (24) Тема – «Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку. | |
Апрель | 1 | (25.) Тема – «Ребусы». Разгадывание ребусов. |
2 | (26.) Тема – «Кроссворды». Разгадывание кроссвордов. | |
3 | (27.) Тема – «Кроссворды». Разгадывание кроссвордов. | |
4 | (28) Тема – «Скоро в школу». Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них. | |
0 | Мониторинг – диагностика. |
Список литературы
- Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2010 г.
- Е.В.Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2011г.
- У.М.Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ. Москва: Творческий центр, 2010 г.
- Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор – составитель А.В. Аджи. Воронеж : ТЦ «Учитель», 2009 г.
- Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва : Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Е.В. Колесникова. «Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Е.В.Колесникова «Прописи для дошкольников 5–7 лет». Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
ТАБЕЛЬ учета посещаемости детей ДОД «От а до я» за 2015 -2016 год
№ | Ф.И. ребенка | окт | ноя | дек | янв | фев | март | апр | ||||||||||||||||||||||
1. | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Диагностическая карта.
Ф.И. ребенка | |||||||||||||||||
Проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму | Ориентируется в звуко-буквенной системе языка | Понимает смыслоразличительную функцию звуков и букв | Записывает слова, предложения печатными буквами | Разгадывает ребусы, кроссворды | Ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка | Рисует предметы в тетради в линейку | Читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст | ||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 |
Результаты диагностики уровня развития детей
- НИЗКИЙ-ребенок пассивен в работе. Не владеет основными качественными характеристиками . (1-3 б)
детей | % | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий уровень | ||||
Средний уровень | ||||
Низкий уровень |
- СРЕДНИЙ-ребенку нравиться выполнять задания. Ребенок допускает ошибки, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.(4-6 б)
- ВЫСОКИЙ-ребенок активен при выполнении заданий. Самостоятелен при выполнении заданий. (7-8 б)
СЕТКА ДОД «От а до я»
Октябрь 2015
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Время проведения 16.00
Руководитель кружка: Вишнякова Е. В./__________________________/
СЕТКА ДОД «От а до я»
Ноябрь 2015
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
Время проведения 16.00
Руководитель кружка: Вишнякова Е. В./__________________________/
Список детей посещающих дополнительное образование
ДОД «От а до я»
Месяц________________________
№ | ФИ ребенка | Сумма | Подпись родителя |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
Итого: |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
г. о. Электросталь Московской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №44»
г. о. Электросталь
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ №44
/___________/
Учебная программа по реализации дополнительной программы
«От звука к букве»
для детей старшей группы
Составила воспитатель:
Вишнякова Елена Владимировна
2014
Управление образования Администрации
г. о. Электросталь Московской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №44»
г. о. Электросталь
План – программа
Дополнительного образования
«От звука к букве»
Срок реализации 1 год
Возраст детей 5-6 лет
На основании методики Колесниковой Е. В.
Составила воспитатель:
Вишнякова Елена Владимировна
2014
Пояснительная записка
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности.
Развитие речи – одна из ведущих задач которую решают дошкольные образовательные учреждения.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.
В 5-6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
Программа составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы.
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха
- Развитие произносительных умений
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
- Расширение словарного запаса детей
- Формирование и развитие звуко-буквенного анализа
- Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия
- Развитие графических навыков
- Развитие мелкой моторики
- Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
- Воспитание умения работать
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
Особенности программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Содержание программы: развитие звук-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению
На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
- формирование графических навыков
Особенности возрастной группы детей 5-6 лет.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.
Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).
Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
С учетом психических и физических особенностей детей и строится работа кружка по развитию звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, с тем чтобы недостатки устранить и подготовить ребенка к следующему этапу обучения «Развитие интереса и способностей к чтению»
Способы и формы работы с детьми.
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Рисование
Участники программы - дети 5 - 6 лет.
Срок реализации программы- 1 год
Срок обучения – 8 месяцев с октября по май (расчёта 1 занятие в неделю).
Режим занятий – 1 раза в неделю во второй половине дня (5 - 6 лет – 25 минут).
Основные применяемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
- Личностно-ориентированное обучение
Развитие звуко-буквенного анализа
Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
Развитие умения интонационно выделять заданные звуки в словах.
Развитие умения делить слова на слоги.
Знакомство с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
Развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
Развитие умения определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
Графическое моделирование слова (прямоугольник).
Знакомство с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).
Обозначение на схеме места звука в слове. Графическое изображение звуков.
Письмо слов с помощью графических изображений.
Письмо печатных букв в клетке по образцу.
Развитие умения соотносить звук и букву.
Письмо слов, предложений печатными буквами.
Звуковой (фонетический) анализ слова.
Развитие фонематического восприятия.
Чтение слов, предложений, небольших стихотворных текстов.
Знакомство с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
Знакомство с термином «предложение».
Термины «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
Развитие умения составлять предложения из двух, трёх, четырех слов.
Развитие умения записывать предложение условными знаками.
Развитие графических навыков.
Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Формирование навыка самоконтроля и самооценки.
Показатели развития
Ребёнок к концу года обучения должен
- знает буквы русского алфавита
- понимает и использует в речи термины «звук», «буква»
- соотносит звук и букву
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
- пользоваться графическим обозначением звуков;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
- составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.
- Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение».
- производит звуковой анализ слов;
- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты
Формы подведения итогов
Открытые мероприятия для родителей, конкурс чтецов.
Учебно-тематический план
(5-6 лет)
№ п/п | Наименование разделов | Месяц | |
1 | Вводное занятие. Входная диагностика. | Октябрь | |
Звук и буква «А». Место звука и буквы в слове. Графическое изображение звука «А». Рисование матрёшек, написание буквы «А» в клетке. | Октябрь | ||
2 | Звук и буква «О». Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы «О» в клетке. Игра «Схема-слово». | Октябрь | |
3 | Звук и буква «У». Графическое изображение звука. Рисование крючков, написание буквы «У». Игра «Соедини правильно». | Октябрь | |
4 | Звук и буква «Ы». Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись». | Октябрь | |
5 | Звук и буква «Э». Написание буквы «Э» в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше». | Ноябрь | |
6 | Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы». | Ноябрь | |
7 | Звук и буква «Л», написание буквы«Л», чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л». | Ноябрь | |
8 | Звук и буква «М», написание буквы «М», чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением. | Ноябрь | |
9 | Звук и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет». | Декабрь | |
10 | Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги». | Декабрь | |
11 | Закрепление пройденного материала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква». | Декабрь | |
12 | Буква «Я», написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись. | Декабрь | |
13 | Буква «Ю», написание буквы «Ю». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись. | Январь | |
14 | Буква «Е», написание буквы «Е», чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись. | Январь | |
15 | Буква «Ё», написание буквы «Ё». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко». | Январь | |
16 | Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово». | Январь | |
17 | Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения. | Февраль | |
18 | Звуки «К-КЬ», «Г-ГЬ», буквы «Г-К». Написание букв «Г-К». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составление предложения и его графическая запись. | Февраль | |
19 | Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы «Д-Т». Написание букв «Д—Т», чтение слогов, предложения. Написание букв «Д—Т». Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся». | Февраль | |
20 | Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В-Ф». Написание букв «В-Ф», чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками, фонетический разбор слов. | Февраль | |
21 | Звуки «3-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «3-С». Написание букв «3-С». Чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слов. | Март | |
22 | Звуки «Х-ХЬ», буква «X», написание буквы «X», чтение слогов, слов, предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение». | Март | |
23 | Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б-П», написание букв «Б-П», чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений. | Март | |
24 | Звуки и буквы «Ж-Ш». Написание букв «Ж-Ш». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Запись и чтение слов. | Март | |
25 | Звуки и буквы «Ч-Щ». Написание букв «Ч-Щ», чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов. | Апрель | |
26 | Звук и буква «Ц». Написание буквы «Ц». Чтение слогов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались». | Апрель | |
27 | Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». | Апрель | |
28 | Буква «Ь», написание буквы «Ь». Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово». | Апрель | |
29 | Буква «Ъ», написание буквы «Ъ», чтение слов, стихотворения. Игры «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву». | Май | |
30 | Закрепление пройденного материала. Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки». | Май | |
31 | Закрепление пройденного материала. Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко». | Май | |
32 | Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворения, знакомство с алфавитом | Май | |
33 | Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем». | Май |
Список литературы
- Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2010 г.
- Е.В.Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2011г.
- У.М.Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ. Москва: Творческий центр, 2010 г.
- Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор – составитель А.В. Аджи. Воронеж : ТЦ «Учитель», 2009 г.
- Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва : Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Е.В. Колесникова. «Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Е.В.Колесникова «Прописи для дошкольников 5–7 лет». Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
ТАБЕЛЬ учета посещаемости детей ДОД________________________за____________________________________
№ | Ф.И. ребенка | Посещено занятий | примечания | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | ||||
1. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
Руководитель кружка_____________
Диагностическая карта.
№ | Ф.И. ребенка | ЗВУКИ | СЛОГИ | СЛОВА | БУКВЫ | ||||||||||||||||||
Понятие «звук» | Характеристика звука (согласный, гласный) (твердый, мягкий) | Положение звука в слове | Понятие «слог» | Слоговой анализ слова | Чтение слогов | Графическое моделирование слова прямоугольник | Составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его | Понятие «буква» | Согласные и гласные буквы | Соотнесение букв и слогов | |||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1. | |||||||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||||||||
8. | |||||||||||||||||||||||
9. |
Результаты диагностики уровня развития детей
- НИЗКИЙ-ребенок пассивен в работе. Не владеет основными качественными характеристиками звуков и букв.
- СРЕДНИЙ-ребенку нравиться выполнять задания. Ребенок допускает ошибки, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.
- ВЫСОКИЙ-ребенок активен при выполнении заданий. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, место звука в слове). Соотносит буквы и слоги
детей | % | |||
Высокий уровень | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Средний уровень | ||||
Низкий уровень |
СЕТКА ДОД_______________________________
_____________________________________________20______
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Время проведения____________________________
Руководитель кружка_______________________________/__________________________/
СЕТКА ДОД_______________________________
_____________________________________________20______
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Время проведения____________________________
Руководитель кружка_______________________________/__________________________/
Список детей посещающих дополнительное образование
ДОД «От звука к букве»
Месяц________________________
№ | ФИ ребенка | Сумма | Подпись родителя |
1 |
|
| |
2 |
|
| |
3 |
|
| |
4 |
|
| |
5 |
|
| |
6 |
|
| |
7 |
|
| |
8 |
|
| |
9 |
|
| |
10 |
|
| |
Итого: |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
г. о. Электросталь Московской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №44»
г. о. Электросталь
План – программа
Дополнительного образования
«От звука к букве»
Срок реализации 1 год
Возраст детей 3-4лет
На основании методики Колесниковой Е. В.
РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Составила воспитатель:
Вишнякова Елена Владимировна
2016
Пояснительная записка
Задачи, которые стоят перед педагогами на современном этапе обучения: сочетание практической и игровой деятельности, умение понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно, развитие моторики, графических навыков.
Колесниковой Е.В. разработана программа обучаясь по которой малыши учатся слушать и слышать, тренируя звуковое восприятие. Позже это поможет ребёнку грамотно писать, используя навыки звукобуквенного анализа.
Занятия по данной программе решают задачи совершенствования фонематического слуха, дикции, развивают память. Используя знания на практике, малыши уверено и стабильно продвигаются в овладении родной речью.
Развитие речи – одна из ведущих задач которую решают дошкольные образовательные учреждения. Поскольку дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка, этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности.
Основные задачи этого этапа обучения:
- Развитие звуковой культуры речи
- Развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму
- Развитие основных движений и мелкой моторики
Каждое занятие содержит конкретные игры и упражнения для групповой и индивидуальной работы. Игровые упражнения со словами ребенок развивает слух
Основной материал изучения – игровые упражнения, веселые сюжетные рисунки, стихотворения
Программа направлена на общее и интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и дальнейшей подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы.
Образовательные:
- Формирование умения правильно произносить гласные и согласные звуки изолированно и во фразовой речи
- Готовить речевой аппарат к произношению шипящих звуков
- Формировать умение говорить согласно нормам литературного произношения
- Способствовать развитию интонационной стороны речи
- Знакомство с терминами «звук», «слово»
- Формировать выразительность речи
- Расширение словарного запаса детей
- Развитие графических навыков с целью дальнейшей подготовки руки ребёнка к письму
Развивающие:
- Развитие графических навыков
- Развитие мелкой моторики
- Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
- Воспитание умения работать
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
Особенности программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Содержание программы: повышение уровня знаний детей о звуковой стороне слова, развитие слуховой памяти и зрительного внимания
Работа с родителями: Не каждый дошкольник может запомнить стихотворный текст на занятии, поэтому родители вовлекаются в совместную работу с детьми дома.
Целевые ориентиры
Ребёнок к концу года должен:
- Правильно и четко произносит гласные звуки изолированно в словах и фразовой речи
- Правильно и четко произносит согласные звуки изолированно в словах и фразовой речи
- Может произвольно регулировать силу голоса (тихо-громко), темп (быстро-медленно) речи, речевое дыхание
- Использует выразительные свойства речи-темп, ритм
- Понимает значение терминов «звук» и «слово»
- Умеет выполнять упражнение для пальцев и кистей рук
Итоговые мероприятия:
Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности дальнейшей работы по программе Колесниковой.
Открытое занятие – май.
Индивидуальные беседы, консультации в течение года.
Характеристика речевого развития детей 3-4 лет
Обучение правильному звукопроизношению выделяется как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет. В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Активный словарный запас ребенка составляет 1900 слов, состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно появляются прилагательные и наречия и др. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Грамматический строй: Дети овладевают грамматическими формами : мн.ч, В.п. и Р.п. сущ., изменяют основу глагола. Дошкольникам доступна простая форма диалога. Дети способны к пересказу хорошо знакомых сказок «Курочка-ряба», «Колобок» Звукопроизношение. Звуки произносятся смягченно «зюк» — жук, «сярик» — шарик. Свистящие произносятся недостаточно четко, часто совсем не произносятся «абака»- собака, заменяются С – Ф «фолнце»-солнце, «З-В» (ваяц-заяц), «С-Т»(«тобака-собака») «Ц-Т»(«тветок-цветок). Шипящие произносятся недостаточно четко, заменяются свистящими: «Ш-С-Ф»(«сапка», «Фапка» — шапка), «Ж-З-В» («зук», «вук» — жук). Звуки Л и Р пропускаются или заменяются на другие («лямпа» , «ямпа»-лампа). Имеются особенности в словопроизношении: сокращение «тул»-стул, перестановки «шапля»-шляпа, добавление звуков «реблята»-ребята, уподобление одного звука другим «бабака»-собака. К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.
Во II-ой младшей группе развитие звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением при последовательной отработке всех звуков родного языка. При этом формируется не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и связи слухового и артикуляционного контроля, без которого невозможно правильное произнесение звуков. На этом этапе обучения у детей развивается артикуляционный аппарат, формируется четкое произношение слов и фраз, вырабатывается умение слышать отдельные звуки в словах и умение произносить их более четко, чем другие, развивается слуховое восприятие. Основное внимание направлено на формирование правильного произношения гласных а, о, у, ы, э, и и согласных п, б, т, д, к, г, м, в, ф. Последовательная отработка этих звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создаст предпосылки для лучшего произношения сложной группы звуков (с, з, ц, ш, ж, ш, и др.), а также подготовит детей к развитию фонематического слуха на следующем этапе обучения.
Способы и формы работы с детьми.
- Заучивание стихов
- Фонематические упражнения
- Работа с каринками
- Рисование
Участники программы - дети 3- 4лет.
Срок реализации программы- 1 год
Срок обучения – 7 месяцев с октября по апрель (расчёта 1 занятие в неделю).
Режим занятий – 1 раза в неделю во второй половине дня (3 - 4 лет – 15минут).
Основные применяемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
- Личностно-ориентированное обучение
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год
Месяц | неделя | (№) занятия, тема |
Октябрь | 1 | (1.) Тема – Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Звук "А". Обучение правильной и четкой артикуляции. Рисование дорожек заучивание потешек. |
2 | (2.) Тема – Звук "У". Обучение правильной и четкой артикуляции. Игра «Узнай какой игрушки не стало», заучивание потешки. | |
3 | (3.) Тема – Звук "О". Обучение правильной и четкой артикуляции. Рисование дождика из тучки, заучивание потешки | |
4 | (4.) Тема – Звуки «А», «У», «О» (закрепление), развитие моторики, повторение потешек | |
Ноябрь | 0 | Мониторинг – диагностика. |
1 | (5) Тема – Звук "Ы". Обучение правильной и четкой артикуляции. Заучивание стихотворений, рисование дорожек | |
2 | (6.) Тема– Звук "Э". Обучение правильной и четкой артикуляции. Заучивание стихотворений, рисование зернышек | |
3 | (7.) Тема – Звук "И". Обучение правильной и четкой артикуляции. Заучивание стихотворений, рисование дорожек | |
4 | (8.) Тема – Звуки «Ы», «Э», «И» (закрепление), развитие моторики, повторение стихотворений | |
Декабрь | 1 | (9.) Тема– Звуки «М», «Мь». Заучивание стихотворений |
2 | (10) Тема– Звуки «Н», «Нь». Рисование ниточек к шарикам, заучивание стихотворения | |
3 | (11) Тема– Звуки «Б», «Бь». Развитие моторики, заучивание потешки. | |
4 | (12) Тема– Звуки «П», «Пь». Заучивание стихотворений, рисование колес к вагончикам | |
Январь | 1 | (13) Тема– Звуки «Б-Бь», «П-Пь» (закрепление). Рисование окошек в вагончиках, игра «Кто внимательный?» |
2 | (14) Тема– Звуки «Д», «Дь». Заучивание стихотворений, рисование домика. | |
3 | (15) Тема– Звуки «Т», «Ть». Заучивание стихотворений | |
4 | (16) Тема– Звуки «Д-Дь», «Т-Ть» (закрепление). Заучивание стихотворений, рисование шариков на елке. | |
Февраль | 1 | (17) Тема– Звук «Г». Игра «Кто внимательный?», заучивание стихотворения. |
2 | (18) Тема– Звук «К». Заучивание стихотворения. | |
3 | (19) Тема– Звук «Г», «К» (закрепление). Игра «Кто внимательный?», заучивание стихотворения, рисование дорожек. | |
4 | (20) Тема– Звук «В», «Вь». Заучивание стихотворения, рисование ручек к ведеркам | |
Март | 1 | (21) Тема– Звук «Ф», «Фь». Заучивание стихотворения, закрашивание предметов одежды |
2 | (22) Тема– Звук «В-Вь», «Ф-Фь» (закрепление). Заучивание стихотворения, рисование дорожек. | |
3 | (23) Тема– Звук «Х». Заучивание стихотворения, рисование дорожек | |
4 | (24) Тема– Звук «Л», «Ль». Заучивание стихотворения, рисование клубочков для котят. | |
Апрель | 1 | (25.) Тема– Звук «С», «Сь». Заучивание стихотворения, рисование дорожек |
2 | (26.) Тема– Звук «З», «Зь». Заучивание стихотворения, рисование ручек к корзинкам | |
3 | (27.) Тема– Звук «С-Сь», «З-Зь» (закрепление). Игра «Кто внимательный?», повторение стихотворения. | |
4 | (28) Тема– Звук «Ц». Развитие моторики, рисование зернышек цыплятам. | |
0 | Мониторинг – диагностика. |
Знакомство с органами артикуляции
•Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.
• Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).
1. Игра "Весёлый язычок"
Методические рекомендации:
Во время занятия обращать внимание на каждого ребенка.
Показывать детям выполнение упражнений и проверять, как они выполняют упражнения по ходу чтения сказки.
Прочитайте детям сказку М.Г.Генинг и Н.А.Герман "О Веселом Язычке":
"Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот.
Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице, лето прошло.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок – это небо. Просит погладить небо языком).
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показывает описанные упражнения). Вот и вся сказка про Веселый Язычок.
Дополнительный материал
(может быть использован и для проведения дополнительных занятий по усмотрению педагога)
1. Чтение сказки Н.В. Новоторцевой "О Веселом Язычке".
Цель:
• Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.
Познакомить с основными движениями языка.
"Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик – рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык "стрелочкой"), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим "д-д-д-д "). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали : "тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. "Пора и мне спать", – подумал Язычок".
2. Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Цель:
Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта).
Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами).
Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.
1) Статические упражнения для языка
"Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
"Иголочка", «Стрелочка", "Жало". Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
"Горка", "Киска сердится". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
"Трубочка". Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. "Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.
2) Динамические упражнения для языка
"Часики", "Маятник". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
"Футбол", "Спрячь конфетку". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
"Почистить зубы". Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
"Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.
"Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
"Гармошка". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
"Оближем губки". Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
3) Упражнения для губ
"Улыбочка". Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.
"Заборчик". Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
"Трубочка". Вытягивать губы вперед длинной трубочкой. "Хоботок". Вытягивать сомкнутые губы вперед.
"Бублик", "Рупор". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
"Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Чередование положений губ:
"Заборчик» – «Бублик", "Улыбка» – «Хоботок".
При работе с детьми педагог по своему усмотрению выбирает упражнения, которые соответствуют цели данного занятия.
Список литературы
- Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2016 г.
- Е.В.Колесникова. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». Методическое пособие Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2016г.
- Конспекты интегрированных занятий во 2 младшей группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор – составитель А.В. Аджи. Воронеж : ТЦ «Учитель», 2009 г.
- Е. В. Колесникова. «Раз – словечко, два - словечко». Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. Москва : Издательство «ЮВЕНТА», 2016 г.
- Е.В.Колесникова «Дорисуй». Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2016 г.
- Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков Османова Г. А Из: Каро, 2013
ТАБЕЛЬ учета посещаемости детей ДОД «Ромашки» за 2016 -2017 год
№ | Ф.И. ребенка | окт | ноя | дек | янв | фев | март | апр | ||||||||||||||||||||||
1. | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Диагностическая карта
Ф.И. ребенка | Целевые ориентиры | |||||||||||||||||
Проявляет интерес к звучащему слову. | Правильно и четко произносит гласные звуки: А, О, У, Ы, И Изолированно, в словах, во фразовой речи | Правильно и четко произносит согласные звуки: М, Б, П, Т, Д, Н, К, Г, Х, Ф, В, Л, С, Ц Изолированно, в словах, во фразовой речи | Регулирует силу голоса (громко-тихо), темп, речевое дыхание | Использует выразительные средства речи | Понимает значение терминов «звук», «слово» | Умеет выполнять упражнения для пальцев и кистей рук | Рисует вертикальные, горизонтальные, округлые линии, штрихует несложные предметы | |||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
5 |
Результаты диагностики уровня развития детей
детей | % | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий уровень | ||||
Средний уровень | ||||
Низкий уровень |
- НИЗКИЙ-ребенок пассивен в работе. Не владеет основными
качественными характеристиками . (1-3 б)
- СРЕДНИЙ-ребенку нравиться выполнять задания. Ребенок допускает ошибки, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.(4-6 б)
- ВЫСОКИЙ-ребенок активен при выполнении заданий. Самостоятелен при выполнении заданий. (7-8 б)
СЕТКА ДОД «Ромашки»
Октябрь 2016
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Время проведения 15.30
Руководитель кружка: Вишнякова Е. В./__________________________/
СЕТКА ДОД «Ромашки»
Ноябрь 2016
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
Время проведения 15.30
Руководитель кружка: Вишнякова Е. В./__________________________/
Список детей посещающих дополнительное образование
ДОД «Ромашки»
Месяц________________________
№ | ФИ ребенка | Сумма | Подпись родителя |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...