Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Стоит в поле теремок»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Полехина Эльвира Юрьевна

Это очень интересный конспект для воспитателей детского сада, очень содержательный и познавательный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_srednyaya_gr.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста на тему:

 «Стоит в поле теремок»

Цель: активизировать в речи детей существительные: названия предметов посуды, детенышей животных, уточнить значение обобщающего слова «посуда».
Задачи:

1.Познакомить детей с загадками - рифмами.
2.Продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.
3.Закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.
Развивать выразительность речи, силу голоса.

Оборудование:

Шапочки-маски героев сказки «Теремок» по количеству детей, карточки с изображением героев сказки на одной стороне и схемы описания – на другой, обстановка внутри дома (стол, стулья, сундук, кровать, шкаф с посудой (буфет) и т.п.), корзина с фруктами и овощами (яблоко, груша, огурец, помидор, редис), игрушечная лягушка.

Литература:

1. О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников» М. 2002г.

2. Комратова. «Учимся говорить правильно».

Ход занятия:

Воспитатель собирает детей вокруг себя

Воспитатель показывает детям игрушечную лягушку: Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Дети:

Лягушка, лягушка-квакушка…

Воспитатель:

Лягушка прискакала к нам из сказки. Как вы думаете, из какой?

Дети:

«Теремок», «Рукавичка», «Разные колёса», «Кораблик» …

Воспитатель:

Эта сказка про небольшой домик, в котором хотело поместиться множество разных животных.

Дети:

Это - «Теремок».

Воспитатель:

Правильно, наша гостья прискакала к нам из сказки «Теремок». Вспомним героев из этой сказки.

Дети:

Лягушка. мышка…

Воспитатель: 

Посмотрите, лягушка принесла нам загадки…

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Цель: развивать чувство ритмы и рифмы, познакомить детей с загадками-рифмами. Ход: взрослый рассказывает загадку. а дети - договаривают в рифму последнее слово - отгадку. Отгадку-картинку воспитатель выставляет на наборное полотно.

Воспитатель:

К кому прыгнет лягушка в руки, тот и договаривает отгадку загадки.

Хитренько взглянула
Хвостиком махнула
И исчезла - чудеса
Где ты, рыжая …
(лиса)

На лугу по кочкам
Прыгают листочки
Выпуклые глазки
И кривые лапки
Только где же ушки
Кто это? …
(лягушка)

Ку-ка-ре-ку! - кричит он звонко
Хлопает крыльями громко-громко
Курочек верный пастух
Как зовут его?…
(петух)

Ночью ходит, днем он спит.
Если сердится – ворчит.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто ж?
Ну, конечно, это ….
(еж)

Ой, зайчишкам не до смеха
От его клыков и меха
В зайцах с детства знает толк
Злой, зубастый, серый …
(волк)

Кто большой и косолапый
Мёд достал из улья лапой?
Скушал сладость - и реветь
Как зовут его? …
(медведь)

Кто по пальмам ловко скачет?
Кто кокосы в листьях прячет?
Кто нам кинул 2 банана?
Догадались?
(обезьяна)

Воспитатель предлагает всем пройти на стулья.

Воспитатель:

Ребята, мы отгадывали загадки о животных. Все эти герои из сказки «Теремок»?

Дети:

Нет, обезьяны не из этой сказки.

Воспитатель:

Да, эти животные совсем из другой сказки. А загадки вам понравились? Загадки были похожи на стихи.

Воспитатель:

Вы хотите поиграть в сказку «Теремок»? Дети соглашаются.

Воспитатель:

Вспомните, что делали герои сказки?

Дети:

Они хотели попасть в теремок, стучались в дверь.

Воспитатель:

Кого из зверей не впустили в теремок?

Дети:

В теремок не впустили медведя.

Воспитатель:

Вспомните, что говорили герои сказки, когда стучались в дверь теремка?

Дети:

Кто, кто в теремочке живет?

Воспитатель:

Как будет просится лягушка в теремок. Послушайте меня…(образец взрослого). Маша, покажи, как будет прыгать лягушка, как она будет проситься в домик?

Воспитатель:

А как прибежит к домику мышка? (предлагает двум детям показать) Как они будут проситься в теремок тонким голосом?

Воспитатель:

А медведь большой как подойдет к теремку (двум детям предлагает показать) Как он будет говорить грубым голосом?

Вызванные дети выполняют задание.

Воспитатель:

Я предлагаю вам взять со стола по одной картинке с героем, которым вы будете. Составьте загадку, только не забудьте, что животное называть не надо. Мы должны сами догадаться, о ком вы рассказываете.

Дети берут со стола картинки с изображением героев сказки «Теремок», составляют описательные загадки по схеме.

Воспитатель после загадки ребенка забирает картинку и надевает шапочку.

Воспитатель:

Приготовьте свои ушки, будем вместе сказку слушать. Слушать и рассказывать. Зрителям показывать. - Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок, не высок. Мимо мышка бежала…

Воспитатель:

… В теремочек постучала.

Ребенок-мышка выполняет движения (бежит, подбегает к теремку)

Ребенок- мышка стучит в дверь:

Кто, кто в теремочке живет? …

Дети под руководством воспитателя развертывают театральный этюд.

Воспитатель:

Вот попали в теремок мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок – серый бочок. Стало им весело. И вдруг… В это время мимо теремочка шел медведь. Увидел домик, да как начал реветь.

Ребенок-медведь:

Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Дидактическая игра «Кто где спрятался?»

Цель игры:

Закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.

Ход игры:

Воспитатель:

Испугались звери и спрятались. Дети прячутся в пределах обстановки теремка.

Воспитатель:

Куда спряталась мышка-норушка? (где сидит зайчик? возле чего сидит лягушка-квакушка? и т.д.). Дети отвечают, используя предлоги. Воспитатель поправляет их в случае неправильного употребления предлогов и ошибок в составлении предложений (дает правильный образец).

Воспитатель:

Подойди, мишка, посмотри, куда спрятался заяц…, лягушка…

Воспитатель:

Видит мишка, что звери его боятся. Загрустил. Одиноко ему одному: Не хотят его хозяева впустить, не хотят его обедом угостить.

Воспитатель:

Жалко Мишеньку?

Дети:

Жалко. Давайте впустим...

Воспитатель:

Да, нужно впустить медведя. Пригласите его ласково в теремок.

Дети:

Заходи к нам, Мишенька в теремок. Добро пожаловать, Мишутка. Милости просим в гости к нам!

Воспитатель:

Но медведь не хочет заходить в теремок. Попробуем задобрить его словами. Расскажем, какой он. Если понравится Мишке ласковое слово, он сделает шаг к дому… И на каждое красивое слово он будет делать шаг. Будем называть слова до тех пор, пока медведь не попадет в теремок.

Дидактическая игра «Назови словечко»

Цель:

Активизировать в речи детей прилагательные.

Ход игры:

Воспитатель:

Какой у нас Мишка?

Дети:

Добрый…

Воспитатель:

Понравилось Мишка, как тебя назвали? Тогда подойди на шаг к дому… Дети по очереди называют слова о медведе (пушистый, косолапый, большой, лохматый, добрый, ласковый, сильный, заботливый), а ребенок-медведь на каждое слово делает шаг.

Воспитатель:

Ну, раз в доме нашем гость, надо садиться за стол. А ты что это принес в корзинке? Ребенок-мишка: гостинцы - овощи и фрукты…

Воспитатель:

(достает из корзинки огурец). Что это?

Дети:

Это огурец.

Воспитатель:

Расскажите, какой он.

Дети:

Он зеленый, длинный, хрустящий…

Воспитатель:

Зеленый, как…

Ребенок:

Как крокодил, лягушка, кузнечик…

Воспитатель:

Он длинный, как…

Дети:

Как веревка, карандаш, палка…

Воспитатель:

Он хрустящий, как…

Дети:

Как капуста, сухарики, снег под ногами…

Воспитатель:

Послушайте, получилась интересная загадка: Он растет на огороде. Хрустящий, как сухарик. Длинный, как карандаш. Зеленый, как лягушка.

Воспитатель:

Давайте вместе придумаем загадку про… (достает яблоко). Какое оно? Дети называют признаки (качества): круглое, красное, сладкое, сочное, растет на дереве. Воспитатель просит, сказать, что бывает таким же.

Воспитатель:

Составим загадку про яблоко. Оно растет на дереве. Круглое, как мячик, сочное, как арбуз, красное, как солнышко.

Воспитатель:

А теперь будем стол мы накрывать, да медведя угощать. Что поставим на стол? Какая посуда нам понадобиться для чаепития?

Дети:

Чашки.

Воспитатель:

Зайчик, принеси, пожалуйста, чашку.

Воспитатель:

Чтобы чай был вкусный, надо бы сахару принести. Во что насыпают сахар?

Ребенок:

В сахарницу. Я принесу сахарницу.

Воспитатель:

А масло в чем хранится?

Ребенок:

В масленке. Я принесу масленку.

Воспитатель:

А конфеты куда мы положим?

Ребенок:

В конфетницу…

Воспитатель:

Мишка, наверно, любит чай с молоком. Во что мы его нальем?

Ребенок:

В молочницу.

Воспитатель уточняет назначение предметов посуды.

Воспитатель:

Мы поставили на стол и чашки, и блюдца, молочник, чайник. Как это можно назвать одним словом?

Дети:

Посуда.

Занятие заканчивается сюжетно-ролевой игрой «Чаепитие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста

Данное пособие поможет сформировать у детей умение различать и называть предметы посуды;совершенствоать умение находить сходства и различия между предметами;развиватьумение составлять описательный рас...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Новоселье у зайчонка»

Цель: закрепить представление о понятиях «мебель», «посуда». Детская цель: помочь зайчику с новосельем. Задачи:- уточнение и активизация словаря о мебели, о посуде; уточнение понят...

Конспект занятия по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста по теме «Дикие животные»

Конспект занятия по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста по теме «Дикие животные»...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста 5 года жизни (средняя группа) Тема: «В гостях у сказки «Колобок»

Программное содержание: Учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Колобок». Вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей.С...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) на тему: «Времена года. Весна»

Данный конспект будет интерес педагогам дошкольного образования и родителям для ознакомления и использования....

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста "Чтение сказки "Петушок и бобовое зернышко" "

Конспект ООД по развитию речи в средней группе на тему «Чтение сказки Петушок и бобовое зернышко»Цель: – формирование нравственного воспитания детей через народные сказки.- форм...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Как ребята Дашеньке помогали»

Конспект занятияпо развитию речидля детей среднего дошкольного возраста«Как ребята Дашеньке помогали»...