Обобщение опыта на тему: "Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Петухова Алена Сергеевна

Мелкая моторика – это скоординированная работа нервной и мышечной систем. Двигательные импульсы пальцев рук, напрямую имеют благоприятное влияние на развитие и формирование «речевых» зон, а также  активно воздействуют на развитие коры головного мозга. Отсюда складывается взаимосвязь между мыслительными операциями, речью, и развитием мелкой моторики. Именно поэтому, одним из направлений, реализующих задачи ФГОС, является развитие именно мелкой моторики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7»

«Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте»

Петухова Алена Сергеевна,

Воспитатель МБДОУ

 «Детский сад №7»

г. Зима

Уровень  двигательной активности ребенка, определяет его общее развитие, как психическое, так и физическое.  Соответственно чем выше уровень двигательной активности у детей, тем  лучше они развиваются. Учитывая представленные факты,  нужно уже с раннего возраста начинать активно развивать общую и мелкую моторику ребенка. Мелкая моторика – это скоординированная работа нервной и мышечной систем. После проведения учеными  многочисленных наблюдений и опытов они смогли доказать, то что двигательные импульсы пальцев рук, напрямую имеют благоприятное влияние на развитие и формирование «речевых» зон, а также  активно воздействуют на развитие коры головного мозга. Отсюда складывается взаимосвязь между мыслительными операциями, речью, и развитием мелкой моторики. Именно поэтому, одним из направлений, реализующих задачи ФГОС, является развитие именно мелкой моторики. Совершенствование ручной моторики, благоприятно воздействует на активизацию моторно-речевых зон головного мозга и вследствие чего идет развитие речевой функции. Также хорошо развитая мелкая моторика, помогает ребенку стать более самостоятельным и уверенным в себе, а от этого будет зависеть и успешная адаптация ребенка в школе, и общее развитие в целом.

Уровень развития мелкой моторики формируется в результате длительной системы упражнений, поэтому на каждое занятие мы подбираем комплекс, способствующий развитию мышц рук. В своей группе, работая с младшими дошкольниками для обогащение тактильного опыта, массажа ладошек, мы организовываем следующие игры и упражнения, используя различные предметы, например - «Веселые карандаши», в этой игре дети учатся катать рукой карандаши разной формы и размера, по столу вперед-назад; «Озорные мячики» (с использованием массажных мячиков) дети катают мячи между ладошками, нажимая на них с разной силой. Очень важную роль для развития моторики рук играет лепка. Во время занятий лепкой, именно руки являются главным инструментом, соответственно  уровень умений и навыков зависит от владения ребенка собственными руками. Лепка, оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка: развивает сенсорную чувствительность, синхронную работу обеих рук, развивает общую ручную умелость, развивает мелкую моторику. В нашей работе очень интересны и полезны для детей игры с использованием различных пластичных материалов, цветного соленого теста, глины или пластилина, с их помощью можно использовать различные приемы лепки (раскатывание жгутиков, модульная лепка, раскрашивание пластилином и т.д. ). С помощью теста организовывали игры: «Сюрприз» дети находят игрушку, спрятанную в комочке теста; игра «Я пеку, пеку, пеку» дети лепят из теста пирог и в качестве начинки используют орехи, фасоль и т.д. Для развития согласованных движений рук,  выполнение подражательных движений с младшими дошкольниками мы регулярно проводим различные пальчиковые игры: «Семья», «Капуста», «Гули-голубочки» и т.д. Пальчиковые игры будут более интересными, и увлекательными, если использовать их во время чтения стихов, сказок, рассказов, использовать музыкальное сопровождение. Разученные игры воспитанники используют в свободной, самостоятельной деятельности при этом совершенствуя свои двигательные навыки пальцев рук. А для того, чтобы пальчиковые игры были более эффективными необходимо в них сочетать: сжатие, растяжение, расслабление кисти рук, а также использовались движения каждого пальца в отдельности. Для развития точных и дифференцированных движений кистей пальцев рук мы используем игры и упражнения с мелкими предметами (зернобобовые, бусинки, пуговицы, камешки, ракушки): «Угадай на ощупь», «Золушка»(сортировка), «Волшебный мешочек», «Бусы для Маши». Детям очень нравятся эти упражнения и они всегда выполняют их с интересом. Для детей младшего дошкольного возраста также активно используем игры и упражнения со шнурками: «Развяжи шнурки»(игра с куклой), «Украсим елочку», «Игривый котенок» и т.д.  Подобные игры и упражнения со шнурками можно давать в виде домашнего задания, к примеру: «Размотай клубок», «скрути ленту» и т.п. С малышами,  используются и игры со счетными палочками в виде следующих упражнений: «Заборчик», «Ровная дорожка». Во время таких игр, у детей развивается не только мелкая моторика, но и внимание, мыслительные операции, точность движений.

Хороши для младших дошкольников игры с мозаикой, где дети учатся составлять на игровом поле элементы по цвету, размеру, в свободном порядке, интересны и игры с прищепками, их можно использовать как самостоятельные упражнения, так и вводить элементы с прищепками в сюжетно-ролевые игры. Еще одна замечательная игра для раннего развития ребенка: «Куб-сортировщик», во время данной игры ребенок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия.

Во время игр, мы должны побуждать детей выполнять самые разные действия, с предложенными им предметами. Ведь, когда ребенок  собирает различные пирамидки, матрешки, кубы-вкладыши, проталкивая малые предметы в соответствующие отверстия коробок, подбирая крышки к коробкам разной формы и величины, он учится замечать физические свойства и качества предметов. В нашей группе, во время таких игр мы используем различные приемы: совместного выполнения движений взрослого и ребенка, показ упражнений с помощью игрушки, использование художественного слова, игры и упражнения всегда подбираем в соответствии с возрастом и возможностями детей.  При выполнении заданий мы обязательно учитывали индивидуальные особенности детей: их  настроение, желание и возможности, чтобы каждый ребенок занимался с удовольствием и добивался хороших результатов.

Конечно, это далеко не все задания и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые мы используем в своей группе, их еще очень много. А если у Вас есть желание, особенно, если Вы подключите свою фантазию и воображение, то можете и сами придумывать их бесконечно. И главное здесь обязательно учитывать индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут конечно не сразу, но игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогут детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, поэтому основной нашей целью подготовки к школе, должно быть формирование у дошкольника,  качеств необходимых ему для овладения учебной деятельностью: любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность творческого самовыражения ребенка и прочего, тем самым мы с Вами выполняем требования ФГОС.

Список литературы

1. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики детей раннего возраста – Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2009

2. Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД) - Москва 19742

3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – Москва Изд. АПН

СССР 1960        

4. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», Москва Издательство Эксмо, 2007

Электронные ресурсы

1.        URL:<#«justify» > Козлова Н.В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики руку детей дошкольного возраста (из опыта работы)

2.        URL:<#«justify»> Осипова, Ж.П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях ДОУ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

1.                Выявить особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошко...

Перспективный план работы по самообразованию на тему:«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...

Конспект мастер - класса для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Конспект мастер - класса для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»...

Конспект мастер - класса для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Конспект мастер - класса для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»...

Презентация на тему: "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"

quot;Развитие мелкой моторики детей  младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"...