Обобщение опыта работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
статья

Куртаева Галина Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc39.29 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по развитию мелкой моторики  

                 рук детей дошкольного возраста.  

                                         

                                     1.  Пояснительная записка.

    Современный уровень научно-технического прогресса способствует снижению уровня развития кистевой моторики рук у детей, мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка.

    Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном  этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Как говорил выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев».

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

                                         2. Теоретическая часть.

                  2.1. Связь интеллектуального развития и моторики.

    Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

    На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.

2.2. Анализ научно- педагогической литературы по развитию мелкой моторики.

    Прежде чем приступить к работе по данной теме, мною была изучена соответствующая литература. Анализ психолого- педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. В.А. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

    По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи»-  такой же, как артикуляционный аппарат. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого- развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами ( особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

    Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.П. Бехтерева и др. показали исключительную роль движений двигательно- кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И.М.Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое. Известно высказывание И.М. Сеченова о том, что мне даже кажется, что я никогда не думаю словом, а всегда мышечными ощущениями. По мнению И.П. Павлова: речь – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

    В системе итальянского педагога, врача и психолога Марии Монтессори разработано много специальных упражнений, позволяющих реализовать потребности ребенка в каждый момент его развития. Известная во всем мире система становится популярной и в России. Все упражнения системы Монтессори имеют следующий принцип: «Помоги мне сделать самому».

    Ребенку даются задания, с которыми он может справиться, и делают все, чтобы он чувствовал себя максимально комфортно при выполнении заданий. Главный принцип развития ребенка по методике Монтессори таков: «Каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде». Система М. Монтессори является интересной  и востребованной ретроинновацией в нашей современной действительности. Использование этой системы способствует реализации требований ФГОС ДО.

                                         3. Практическая часть.

               3.1. Оценка качества развития мелкой моторики рук.

    Прежде, чем приступить к работе, мной была использована оценка качества развития мелкой моторики и определена степень ловкости рук и пальцев у детей старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет). Система оценки включает в себя следующие этапы:

1. Статические упражнения- проверка стабильности выполнения детьми движений, напряжение мышц.

2. Динамические упражнения- используется метод работы с бумагой: вырезание ножницами, обрывание листа по контуру.

3. Тактильное ощущение- узнавание качества и формы предмета на ощупь ( игра «Чудесный мешочек»).

4. Координация движений- оценивается быстрота переключения с одного движения на другой ( упражнение «Ладонь- ребро- кулак»).

5. Обследование щепоти руки- оценивается ловкость ребенка при выполнении задания «Катание шарика».

6. Готовность к обучению письму- выявляется умение проводить анализ и синтез простого изображения; соблюдение ритма изображения; ориентирование в клетке (задание «Бордюры»).

    Оценка качества развития мною проводилась в начале и в конце учебного года. Результат представлен в виде диаграммы (см.приложение).

    На диаграмме видно, что в начале года:

- у 30% детей наблюдается нестабильное выполнение движений;

- 25% детей не умеет пользоваться ножницами;

- у 30% детей плохо развит анализ ощущений;

- 60% детей имеет нарушение координации движений рук;

- только у 10% детей рука подготовлена к обучению письма.

                                3.2. Цели и задачи. Пути их решения.

Исходя из оценки качества была поставлена цель:

- Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

И определены задачи , направленные на:

1. Обогащение предметно- развивающей среды группы для развития мелкой моторики;

2. Тренировку тонких движений пальцев и кистей рук детей;

3. Создание условий для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития ручной умелости;

4. Работу с родителями;

5. Развитие речи и творческих способностей у детей.

Средства решения задач:

- научно-методическая литература;

- изучение передового опыта;

- диагностика детей;

- игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики рук;

- подгрупповые и индивидуальные занятия;

- изготовление дидактических пособий;

- работа с родителями.

    В итоге моей работы по данной теме я ожидаю следующие результаты:

- развитие мелкой моторики у детей соответственно их возрасту;

- нормализация речевой функции;

- развитие воображения, логического мышления, зрительного и слухового восприятия;

- улучшение координации и точности движений рук и глаз, гибкости рук, ритмичности;

- улучшение общей двигательной активности.

       3.3. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

    «3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» -это требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде. В ходе своей работы я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности, и в тоже время, решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

Центр сенсорного развития -составлена картотека «Пальчиковые игры»; сделаны игры по сенсорному развитию с прищепками, «Массажные перчатки», упражнения на развитие мелкой моторики рук: игры-шнуровки, дидактические игры с пуговицами.

Книжный уголок -составлена картотека рисунков художников-иллюстраторов к сказкам, где использовалось штрихование.

Центр художественного творчества -пополнен предметами для нетрадиционной техники рисования (щетки для набрызгов, различные стеки и гребешки, поролон), сделана картотека штриховки-дорисовки.

Уголок экспериментирования -пополнен природным и бросовым материалом, различными видами круп.

Уголок конструирования -с помощью родителей был приобретен конструктор «Кликс» отдельно для мальчиков и девочек, в который дети с огромным удовольствием играют и делают различные постройки.

Театральный уголок -имеется пальчиковый театр; с помощью родителей сделан театр из киндер-сюрпризов, в который дети любят играть, что развивает мелкую моторику рук, воображение , речь ребенка и его социально-коммуникативные навыки(см.приложение).

                    3.4. Система работы по развитию мелкой моторики.

   Работа по развитию мелкой моторики проходит через все образовательные области:

1. Художественно-эстетическое развитие -детские поделки, рисунки

2. Социально-коммуникативное развитие -общение детей во время игровой деятельности

3. Познавательное развитие -использование счетного материала, ознакомление с окружающим миром, экспериментальная деятельность

4. Речевое развитие -стихи, загадки, скороговорки, пальчиковые игры

5. Физическое развитие -утренние гимнастики, физкультминутки, физические упражнения.

    Работа по данной проблеме проходила в три этапа. На каждом этапе использовались словесные, наглядные, игровые и практические методы и приемы.

    1 этап -подготовительный. На первом этапе была поставлена задача подготовить руку ребенка к выполнению сложных двигательных движений на дальнейших этапах. Мною были использованы такие методы, как:

1. Массаж ладоней и пальчиков рук -это оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

2. Пальчиковая гимнастика: катание деревянных шариков различного диаметра по столу, перекладывание пуговиц, фасолей, карандашей и др.предметов из одной руки в другую.

3. Пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением -дети учатся выполнять произвольные движения по команде взрослого, тем самым развивается не только мелкая моторика рук, но и речь, концентрация внимания, многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

4. Сенсорные игры -развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, расширение знаний о качестве предмета.

5. Нанизывание пуговиц, крупных бусин на нитку -развивает у детей логику, усидчивость, тактильные ощущения, глазомер.

6. Игры с прищепками, шнуровка -развивает сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

7. Игры с конструктором, мозаикой -способствуют интеллектуальному развитию детей, наглядно -образному мышлению, развитию памяти и мелкой моторики.

8. Работа с песком -развивает мелкую моторику пальчиков рук, воображение и творческие способности, улучшает память и пространственное мышление, внимание и усидчивость. Песок приятен на ощупь, а его текучие свойства позволяют расслабится и получать удовольствие от процесса (см.приложение).

    2 этап -основной. Совершенствование развития мелкой моторики через продуктивно -творческую деятельность:

1. В процессе рисования происходит совместное развитие руки и глаза, т. к. на всех этапах необходим зрительный контроль, происходит формирование первоначальных графических навыков, ребенок обучается правильно держать карандаш, складывания большой, средний и указательный палец в «щепотку».

2. Работа с бумагой -один из любимых видов деятельности детей. Уверенно пользоваться ножницами помогают упражнения на вырезание фигурок, а развитию точных движений способствует плетение ковриков из разноцветных полос. В процессе занятий рука приобретает точность, гибкость и уверенность.

3. Конструирование -создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения, в результате у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.

4. Лепка -главное ее преимущество то, что в процессе создания задействованы обе руки, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом или кисточкой. Ребенок активно задействует все десять пальцев. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обеих полушарий головного мозга.

5. Изготовление поделок из природного материала процесс очень трудоемкий и кропотливый, т. к. природный материал, как правило, очень хрупкий. Данная работа развивает силу руки и пальцев, укрепляет мышцы пальцев и кистей, обеспечивает смену тонуса маскулатуры рук. Кроме этого развивается фантазия, воображение, образное мышление (см.приложение).

    3 этап - заключительный. Формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к письму.

    Письмо -это сложный координированный навык, требующий слаженной работы мелких мышц всей руки, правильной координации всего тела.

    В дошкольном возрасте не само обучение письму, а именно подготовка к нему является наиболее важным составляющим подготовки ребенка к следующей ступени образования.

    Основной задачей является развитие умений при обращении с ручкой, карандашом, фломастерами для обеспечения согласованности и уверенности движений. Работа на данном этапе начата с ознакомления детей с тетрадью в клетку, с ее разлиновкой, рабочей строкой; дети учатся выполнять задание в ограниченном пространстве -клетке. Учатся ориентировке на листе, закрепляя понятия: «слева», «справа», «вверх», «вниз», середина листа.

    В старшей и подготовительной группе используются графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

    Особое место занимают такие задания как штриховка, обведи рисунок по контуру, по точкам с использованием карандашей, что помогает развивать глазомер, усидчивость, мелкую маскулатуру рук. Ребенок учится проводить линии в различных направлениях, не отрывая руки и не выходя за пределы контура. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка.

    Графические диктанты развивают у детей произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, умение ориентироваться в тетради, знакомиться с разными способами изображения предметов (см.приложение).

    Одним из этапов моей работы был кружок «Мягкая игрушка». Задачей кружка было не только развивать мелкую моторику рук, но и познакомить детей с русским народным творчеством, формировать интерес к прикладному творчеству и рукоделию, воспитывать точность, внимательность, настойчивость, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность (см.приложение).

    По теме «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» мною были разработаны: конспекты образовательной деятельности, консультации для родителей, которые публиковались в сетевых педагогических изданиях (см.приложение).

                                      3.5. Взаимодействие с родителями.

    Работа с родителями -одно из важнейших направлений. Основная задача на начальном этапе -формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. В начале года на родительском собрании проведена беседа с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» и предложено проведение работы в трех направлениях:

- специальные игры -упражнения для развития мелких движений пальцев;

- обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

- формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

    Проведено анкетирование родителей на тему «как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» и подготовлена консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как основа развития мелкой моторики руки ребенка».

    Чтобы заинтересовать мам и пап, мною подготовлены наглядные папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики», «Пальчиковые гимнастики».

Для родителей эта тема оказалось очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома. В группе регулярно проводятся выставки детских работ (см.приложение).

                                                     4. Заключение.

    В конце года была проведена итоговая оценка качества развития. Результаты показали положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики рук. Речь детей стала более активной, дети стали увереннее держать карандаш, ориентироваться на листе бумаги.

На диаграмме (см. приложение) видно, на конец года:

- у 80% детей наблюдается стабильное выполнение движений рук;

- лишь 9% неуверенно пользуется ножницами;

- у 75% детей хорошо развиты тактильные ощущения;

- только у 5% наблюдается нарушение координации движений рук;

- у 64% детей развиты графические навыки.

    Умелыми пальцы, сформированные мышление и речь становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки и занятия продуктивной деятельностью должны проводиться систематически. Только постоянная тренировка мелкой моторики рук позволит подготовить базу для развития умственной и речевой деятельности. А комплексный подход будет способствовать развитию психических процессов детей, в том числе мышления и речи.

    Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

    В перспективе планируется дальше продолжать работу по развитию мелкой моторики рук:

1. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду играми и дидактическим материалом;

2. Продолжать активную работу с родителями;

3. Изучать литературу и пособия по данной теме;

4. Искать новые методические приемы, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

5. Список использованной литературы:

   В процессе работы по теме « Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» мной были использованы электронные образовательные ресурсы для работы с детьми и изучена следующая литература:

   Н.Г.Салмина. Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольно возраста. - М.: Вентана-Граф, 2015г.

Е.А.Смирнова. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - Спб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2013г.

И.А.Подрезова. Школа умелого карандаша. Альбом упражнений. - М.:Издательство ГНОМ,2015г

И.А.Подрезова. Школа умелого карандаша. Демонстрационные таблицы для зрительных диктантов.  - М.:Издательство ГНОМ,2012г

И.А.Подрезова. Школа умелого карандаша. Рабочая тетрадь. -  М.:Издательство ГНОМ,2015г

И.А.Подрезова. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий.- М.:Издательство ГНОМ,2013г

О.Н.Небыкова. Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-6 лет. - Волгоград:Учитель,2015г

Н.В.Квач. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. - М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2001г

Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. - М.: Издательство ГНОМ,2015г

Интернет ресурсы:

 http://nsportal.ru/   Социальная сеть педагогических работников

 http://www.maam.ru/    Сайт для воспитателей детских садов

 http://dohcolonoc.ru/  Сайт воспитателей детский садов.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму

При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Цель работы - продемонстрировать развитие мелкой моторики, координации рук и непосредственное влияние мелкой моторики на развитие ребенка (его речевых, предметно0практических навыков). В данной методи...

МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме. 3. Апробировать с педагогами несколько игр и упраж

учитель-логопед; воспитатель 1 квалификационной категорииПавлова О. В.МАСТЕР-КЛАСС  «Гениальность на кончиках пальцев»Цель:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольн...

Консультация - Семинар «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму»

Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый у...

Обобщение опыта на тему: "Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте"

Мелкая моторика – это скоординированная работа нервной и мышечной систем. Двигательные импульсы пальцев рук, напрямую имеют благоприятное влияние на развитие и формирование «речевых» зон, а также...

Предоставление опыта работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Предоставление  опыта работы по развитию мелкой моторики   рук детей дошкольного возраста.                          ...

Из опыта работы. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способност...