Методическая тема: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»
методическая разработка на тему

Кашаева Екатерина Ивановна

 

1.                Выявить особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №11 «Умка»

Методическая тема:

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

Подготовила:  

воспитатель, Кашаева Е. И.

                           

Тема: Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации.

Цель: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием элементов нетрадиционных техник в аппликации.

Объект: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет: педагогический процесс использования элементов нетрадиционных техник в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Определить специфику освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте.
  2. Выявить особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики.
  3. Разработать годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с использованием элементов нетрадиционных техник.

Актуальность

Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественно-творческой деятельности, посильной детям дошкольного возраста, является одной из центральных задач развития детей в изобразительной деятельности.          Изобразительная деятельность, одна из любимейших дошкольниками, отражает их интересы, мысли, чувства, отношение к окружающему. Она чрезвычайно близка природе ребёнка, позволяет ему самовыразиться. Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности: его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, сенсорному и умственному развитию, формированию потребностно-мотивационной  и эмоциональной сферы, социализации, вызреванию ряда учебных умений, развития моторики (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Р.М. Чумичева, Е.М. Торшилова).

Одним из привлекательных и относительно мало изученных видов изодеятельности является аппликация. Особый интерес представляет освоение детьми аппликации. Аппликация  (от латинского «applicatio» - накладывание) – это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мох, ткань, солома, бумага (М.А. Гусакова, З.А. Богатеева).

Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности. Которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, гармоничное сочетание цветовых пятен,  декоративность.

Новизна данной темы заключается в использовании элементов нетрадиционных техник в аппликации с детьми младшего дошкольного возраста.

Занятия аппликацией имеют большое значение для развития ребенка:

- Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов, различных величинах, многообразии материалов и оттенков цветов.

- Для речевого развития детей: усвоение и название материалов, цветов и их оттенков; при обследовании предметов; при создании работы и т.д.

- Для нравственного воспитания: в процессе работы над аппликацией у детей воспитываются нравственно-волевые качества – потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности, помогать товарищу и т.д.

- В процессе работы над аппликацией сочетаются умственная и физическая активность. Для создания работы необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.

- Для эстетического воспитания: в процессе работы над аппликацией создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы.

Также аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей, развивают ручные умения, чувства формы, цветоощущение. Аппликация активизирует сенсорное развитие ребенка, его моторику,  пространственное восприятие.

Специфика освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывать одни на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций и изодеятельности в целом.

Учитывая особенности детей младшего дошкольного возраста (недостаточное развитие мелких мышц руки, слабая координация движений, слабый зрительный контроль за своими действиями), все формы и силуэты они получают в готовом виде, не используя самостоятельно ножницы.

В образовательных программах предусмотрено постепенное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладеть в течение года.

На занятиях аппликацией воспитатель учит детей различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. Этому должно предшествовать знакомство с данными геометрическими фигурами в дидактических играх, на занятиях лепкой. Дети узнают, что мяч круглый, снеговик состоит из округлых форм, колеса у тележки тоже круглые. Помимо данных фигур, можно использовать также овал, трапецию, но их названия не даются, они определяются на основе предметно-образных ассоциаций (яичко, крыша, лодка).

Действуя с различными по величине фигурами, дети учатся находить большие и маленькие части, одинаковые. Например, у неваляшки туловище круглое, большое, голова тоже круглая, но меньше, а руки маленькие, круглые, одинаковые.

В процессе занятий аппликацией дети учатся правильно называть, различать и соотносить с предметами цвета (елочка зеленая, флажок красный, цыпленок желтый). Задача ознакомления детей с основными цветами решается в рисовании и в аппликации параллельно.

Выполняя самые разные задания, дети обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги. Они должны усвоить пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом. Например, платочки висят на веревочке рядом, круглая тарелочка украшена в середине цветочком.

Занятия декоративной аппликацией развивают у детей чувство ритма, симметрии. Например, располагая на полосе узор из цветов и листьев — «веночек», дети усваивают определенный ритм (цветок, листок, цветок, листок). Украшая коврик для куклы квадратами и треугольниками, они начинают чувствовать принцип симметрии (как в одном углу, так и в другом). Это важно для подготовки детей к декоративному рисованию, которое начинается в средней группе.

Основные программные задачи включают обучение приемам выкладывания и наклеивания форм на бумагу. Наиболее трудным для детей является овладение приемами наклеивания.

Темы занятий могут быть самыми различными, но все они должны содействовать выполнению программных задач. Знакомство с формами рекомендуется начинать с круга и квадрата, так как они, особенно круг, не требуют от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги: как не клади круг, он все равно ляжет правильно.

Для освоения цветов бумаги нужно давать более контрастные: красный — зеленый, желтый — синий. Предлагая детям выполнять элементарные узоры на полосе, квадрате, круге, необходимо вначале использовать одинаковые, а затем разные по цвету, форме и величине фигуры.

Обучение детей составлению предметных изображений следует начинать с простых, состоящих из 2—3 частей, постепенно подводя к более сложным. Выполняя орнаментальные и предметные аппликации, дети должны постепенно усвоить слова, обозначающие те или иные пространственные положения фигур, и использовать эти знания в работе.

Все занятия в этой группе должны носить образный характер, темы понятны, доступны и интересны детям. В выборе тематики занятий воспитатель может проявлять самостоятельность, выдумку и индивидуальность, но необходимо четко разграничить предметную и декоративную аппликацию.

Предметная аппликация вначале должна быть проста. Дети учатся наклеивать предметные изображения на основе использования кругов, квадратов: шарики катятся по дорожке, альбом картинок, бусы, воздушные шары, разноцветные флажки, платочки на веревочке. Затем темы усложняются: грибок, мяч (из двух половинок), погремушка, цветок, снеговик, светофор, неваляшка, башенка, домик, цыпленок, флажок, конура, тележка, лодка с парусом.

Несложные декоративные аппликации проводятся с детьми на основе использования полосы, четырехугольника и круга. Детям они должны быть представлены как предметы, которые нужно украсить: полоса может быть кукольным шарфиком, закладкой для книг, ковровой дорожкой, веночком, пояском; четырехугольник — это коврик для куклы, нарядный платочек, скатерть; круг — красивая тарелочка, салфетка, клумба с цветами.

Помимо этого, иногда можно давать детям простые силуэтные изображения для украшения их узорами: чашка, бабочка, ведерко и т. д.

Иногда можно проводить и коллективные работы, особенно летом. Дети создают коллективные аппликации из готовых форм и силуэтов, например «Магазин игрушек» (малыши наклеивают разные силуэты игрушек, а некоторые игрушки составляют из отдельных частей), «Летний луг» (на большом зеленом прямоугольнике наклеивают различные по цвету, форме и величине силуэты бабочек, жуков, цветов).

Коллективные работы целесообразно использовать для украшения групповой комнаты, кукольного уголка. Они радуют детей, развивают эстетические чувства, стимулируют их желание заниматься аппликацией.

Методы и приёмы обучения.

При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятии.

В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении форм, цветов предметов.

При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения.

На занятии воспитатель должен организовать непосредственное восприятие игрушки, предмета. Дети рассматривают предмет, определяют форму его частей, величину, цвет, уточняют строение. Воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание на те или иные качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест.

Иногда на занятиях используются образцы. Чаще всего в декоративной аппликации. Например, детям показывают закладку для книги. Образцы могут быть использованы и тогда, когда нет возможности показать детям сам предмет (при условии, что он знаком детям). Иногда могут использоваться вариантные образцы с целью демонстрации различных вариантов изображения, например, как из одних и тех же форм получить различные предметные изображения. Но использование образца не всегда является обязательным и не означает, что дети должны его копировать.

Важным моментом в обучении детей на занятии является показ способов выкладывания и наклеивания. Процесс выкладывания нужно демонстрировать так, чтобы он был хорошо виден всем детям. Для этого можно использовать фланелеграф, мольберт или доску. Слегка смазанные клеем с обратной стороны в серединке формы можно раскладывать на вертикальной поверхности, не прибегая к помощи кнопок или пластилина. Кроме того, их можно перемещать в случае необходимости.

Процесс наклеивания состоит из нескольких последовательных этапов, которые дети должны усвоить: правильно держать кисть в правой руке и брать достаточное количество клея, класть форму на клеенку вверх нецветной стороной, хорошо смазывать клеем всю поверхность формы и, положив кисть на подставку, осторожно перевернуть смазанную форму, положить в определенное место на листе бумаги клеем вниз, прикрыть сверху салфеткой и прижать форму ладошкой, промакнуть лишний клей. На первых занятиях, когда дети осваивают последовательные этапы наклеивания, приемы работы нужно демонстрировать на вертикальной поверхности так, чтобы все действия воспитателя были видны детям. Клееночку для намазывания форм лучше всего прикрепить справа от листа бумаги и показывать все действия по порядку, сопровождая их четкими словесными пояснениями.

В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активность.

В процессе выполнения детьми аппликаций необходимо использовать самые различные формы индивидуального обучения: одному ребенку показать, как составить изображение, другому напомнить, третьего спросить о порядке

наклеивания. Работая с отдельным ребенком, воспитатель должен видеть всю группу, знать, как и в каком темпе работают дети, кому нужна помощь. Для просмотра детских работ необходимо выставить их для обозрения. Во время анализа нужно вызывать у детей положительные эмоции: похвалить всех, предложить полюбоваться аппликациями. Это особенно важно на первых занятиях, когда создается интерес к новому виду изобразительной деятельности. Постепенно внимание детей нужно направлять на изобразительные стороны работ, на, красивое цветовое решение, на выразительность аппликаций. Например, дети рассматривают аппликационных неваляшек и отмечают, что среди них есть веселые, красивые, есть сердитые игрушки и есть сломанные.

Во второй половине года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их. Например, обратить внимание на неправильное чередование элементов по величине или по цвету. Необходимо также учить детей характеризовать качество наклеивания: «чистая работа», «аккуратная». Постепенно к анализу работ нужно привлекать самих детей, ставя вопросы так, чтобы, отвечая на них, они учились понимать, что сегодня усвоили, что нового узнали, чему научились, как можно избежать ошибок.

Использование элементов нетрадиционных техник в аппликации

Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных   материалов – это «кладовая» для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок или сюжетов не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятия нетрадиционным апплицированием способствует развитию воображению, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка (З.А. Богатеевой, М.А. Гусаковой, Г.Г. Григорьева,  Т.Г. Казакова, И.В. Новикова, Р.М. Чумичева и др.).

Значимыми моментами использования нетрадиционных техник в развитии аппликации у детей младшего дошкольного возраста являются:

- развитие мелкой моторики, благодаря разнообразию материалов, которые стимулируют их обследование и, следовательно, совершенствуют сенсорную сферу детей;

- создание интересного образа, благодаря различным материалам, которые могут «подсказывать» детям оригинальные сюжеты;

- многообразие материалов для аппликации, техник и способов крепления позволяет активизировать творческое экспериментирование (И.А. Лыкова);

-  простота некоторых техник облегает получение результата.

Технология  рассматривается,  как совокупность предметов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь). Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

Изобразительные техники понимаются, как  совокупность методов, приемов  создания художественного объекта изобразительными средствами.

Традиционными способами создания аппликации являются использование бумаги и картона, менее широко используются кожа,  как материал. К нетрадиционным техникам в аппликации можно отнести использование различного материала (пищевые продукты – макароны, крупы, соль, сахар); сочетание различных материалов, например, засушенные листья и нитки; «необычные» способы обработки материалов.

Анализ литературы показал (Казакова Р.Г., Белобрыкина О.А., Кожохина С.К., Комарова Т.С., Петухова Г.В., Шклярова М.С.), что общепринятого определения термина «нетрадиционные изобразительные техники» на данный момент нет. Вместе с тем, характеризуя нетрадиционные изобразительные техники, авторы выделяют ряд их особенностей:

а) для создания образа используются не только обычно применяемые изобразительные материалы (цветная бумага, картон), но и сочетание данных материалов;

б) применяются дополнительные материалы, вещества (вата, салфетка, скорлупа);

в) используются приёмы, инструменты создания изображения.

В разработках И.В. Новиковой, Л.В. Базулиной,  Н.В. Дубровской представлены рекомендации и занятия с детьми по изобразительной деятельности с использованием различного материала. Большое значение в развитии ребенка отводится разнообразию материала, который рождает у детей оригинальные идеи, развивает воображение и фантазию, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в игре. В занятиях  предлагают использовать следующий материал: пенопласт, ракушки, бисер, ткань, пуговицы, шишки, скорлупу яиц, бересту  и многое другое.

В методических разработках предлагается ознакомление детей с нетрадиционными способами аппликации – аппликация на ткани, из опилок, из крупы, из перьев птиц, из стружки, из бисера, из листьев и многое другое. Оригинальные композиции можно создать из пуха камыша, тополя, опилок. Они дают рельефную поверхность изображения, которое четко выделяется на яркой по цвету и мягкой по фактуре плоскости ворсовой бумаги или плотного картона. Так, из пуха камыша или тополя изображают цыплят, мохнатую собачку, медвежонка, длинноухого зайку, цветы одуванчика. Выполнение таких своеобразных аппликаций начинают с наметки на основе контура изображаемой фигуры. Затем

ее поверхность намазывают клеем и сверху накладывают пух растрепленного камыша. Глаза животных обозначают накладными бусинками, пуговицами, семечками подсолнуха. Таким же способом создают панно из опилок или битой яичной скорлупы. Наряду с натуральным цветом опилок или скорлупы можно применять и окрашенный материал (анилиновые красители разных оттенков). Дополнительно наклеивают умело засушенные веточки, листья, цветы. Детям следует постоянно раскрывать возможности применения тех или иных материалов, их многообразные комбинации. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.

 Таким образом, обобщенный анализ исследований показывает наличие различных технологий развития аппликации: как на уровне активизации замысла, так и на технологическом уровне (оригинальное использование материалов). Вместе с тем во всех технологиях используются различные изобразительные техники: техника «коллаж» - сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения (возможные тематики: «Птица-Осень», «Небосвод», «Зимняя сказка»); техника «обрывная аппликация» (возможная тематика: «Мой любимый Снеговик», «Мишка косолапый»); техника «скатывание бумаги» (тематика: «Ягнёнок», «Барашек»); техника «аппликация из листьев» (тематика: «Рыбки в аквариуме», «Бабочки», «Листопад»); техника «аппликация из ниток» (тематика: «Морские волны», «Мой любимый зайка», «На дне морском»); техника «аппликация из скорлупы яиц»  (возможная тематика: «Снеговик», «Цыпленок», «Мишка»); техника «аппликация из макарон» (тематика: «Цветы на лугу», «Бабочка прилетела», «Радуга-дуга»);  техника «аппликация из крупы» (тематика: «Волшебный цветок», «Медведь», «Мышка-норушка»).

Процесс овладения дошкольниками умениями и навыками работы в нетрадиционных для дошкольного образования художественных техниках проходит успешно при следующих педагогических условиях: доступность нетрадиционных художественных техник, предлагаемых к освоению детьми; использование различных методов и приёмов, в младшем возрасте это чаще игровые приёмы, с игровыми персонажами и сюрпризными моментами;  коллективные работы, организация выставок силами детей, их последующий просмотр и обсуждение; использование богатого иллюстративного материала, в полной мере демонстрирующего особенности каждой нетрадиционной техники; создание активно воздействующей предметно-пространственной среды; наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них.

Результативность. Обобщенный анализ использования нетрадиционных техник позволяет предположить, что нетрадиционные техники способствуют:

-  накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами);

     -  обогащение изобразительного, эстетического опыта;

     -  развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании);

-  экспериментированию с различными материалами;

-  развитию воображения, творчества ребенка;

-  развитию интереса к аппликации (наклеивание различных материалов).

Анализ исследований, методических разработок, общеобразовательной программы «Детство» позволяют говорить о сочетаемости и интегративности данной технологии в педагогическом процессе и позволяет определить преимущества развития аппликации в процессе освоения нетрадиционных техник детьми младшего дошкольного возраста.

1.Нетрадиционная изобразительная техника – сродни экспериментированию с материалами, на основе которой возникает и поддерживается интерес детей к аппликации.

2.Варианты нетрадиционных изобразительных техник рассчитаны на интеграцию задач развития детей (эстетического, когнитивного, эмоционального, сенсорного)

3.Нетрадиционные изобразительные техники, в ряде случаев, не требуют развитых специальных технических умений, что облегчает процесс апплицирования.

4.Использование разнообразных нетрадиционных изобразительных техник способствует принятию замысла, созданию оригинального образа, более глубокому освоению средств выразительности.

5. Нетрадиционные техники в младшем дошкольном возрасте благоприятно влияют, на развитие мелкой моторики, что является актуальным на данном этапе развития, т.к. это взаимосвязано с развитием речи и является сенситивным периодом для детей 3 лет.

Диагностика направленная на определение особенностей освоения элементов нетрадиционных техник в аппликации детьми младшего дошкольного возраста.

1. Беседа

Цель: выявить представления детей младшего дошкольного возраста об использовании нетрадиционных материалов в аппликации.

Стимульный материал: на столе лежат различные материалы: салфетки, бумага, вата, крупа, картон, фасоль, макароны, поднос, клеенка, половинка формата А4, поднос.

Инструкция: педагог работает индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагается назвать те предметы, которые ему знакомы. Затем ребенок должен ответить на вопросы:

  • Что из различных материалов тебе нравится больше всего? Почему?
  •  Можно ли использовать фасоль, крупу, макароны, вату для создания аппликации?
  • Попробуешь поиграть с этим материалом и наклеить его на картон?

2. «Угадай-ка»

Цель: выявить представления детей младшего дошкольного возраста о нетрадиционных материалах, использующихся в аппликации.

Материал: образцы барашков

Инструкция: ребенку предлагается подойти к столу, на котором лежат картинки, перевернутые сюжетом вниз. Педагог говорит: «Давай с тобой поиграем в одну игру. Видишь, у меня лежат картинки. Но они необычные, а с секретом. Я буду показывать тебе по одной картинке. Ты будешь внимательно смотреть на них, а потом ты будешь называть мне то, что там изображено. А еще ты мне скажешь, из чего это сделано, из какого материала. Если все правильно назовешь, значит, ты выиграл».  Педагог предлагает ребенку серию картинок «Барашек», выполненную из разных материалов.

Затем педагог предлагает ребенку ответить на вопрос: «Какой барашек тебе больше понравился? Почему? Как ты думаешь, из какого материала он сделан? Ты хотел бы поиграть с ним и сделать для него угощение?»

3. Наблюдение

Цель: выявить особенности интереса к нетрадиционным изобразительным материалам у детей младшего дошкольного возраста.

Материал: в среду помещается разнообразный материал

Инструкция: педагог в течение недели наблюдает за проявлениями интереса к различным нетрадиционным техникам и фиксирует результаты наблюдения.

Анализ диагностики осуществлялся по следующим критериям:

-   принятие задачи;

-   ее реализация;

-   самостоятельность и интерес к деятельности;

-   практические действия и комментарии;

-   заинтересованность;

-  характер обращения к предметам, материалам в самостоятельной и совместной деятельности;

-   наличие технических умений;

-  эмоциональные проявления.

      На основании данных критериев были разработаны уровни освоения элементов нетрадиционных техник в аппликации детьми младшего дошкольного возраста.

1 уровень – ребенок испытывает затруднения в принятии задачи; необходимо поэтапное объяснение действий, «подсказка» способа выполнения; создаваемые изображения схематичные, неоригинальные (может не принимать возможность создания образа с использованием нетрадиционных материалов); отказывается от выполнения задания; действия не комментируются; не заинтересован в выполнении задания; не обращается в работе к незнакомым материалам; не может найти применения к предложенным предметам; не проявляет выразительных эмоций при выполнении.

2 уровень – испытывает затруднения в принятии задачи; создает неоригинальные, схематичные изображения; не самостоятелен, часто обращается к взрослому; практические действия не комментируются; не заинтересован в выполнении работы, отвлекается; обращается к незнакомым материалам, но не знает, как их применить; затрудняется во включении в деятельность в заданиях с нетрадиционными материалами; не проявляет выразительных эмоций при выполнении.

3 уровень – принимает задачу и включается в выполнение заданий; активно создает изображения, использует некоторые детали для украшения; проявляет относительную самостоятельность;  точно отвечает на вопросы,  комментирует свою работу; проявляет интерес к деятельности; часто обращается к незнакомым предметам, пытается их применить для создания образа; с интересом включается в аппликацию с использованием нетрадиционных техник;  проявляет выразительные эмоции при выполнении заданий.

4 уровень – принимает замысел, активно включается в выполнение заданий; создает свои оригинальные изображения (интересные образы), использует разнообразные средства выразительности; проявляет активность и самостоятельность в деятельности; активно поясняет свои действия и изображения; очень заинтересован в выполнении задания; постоянно обращается к нетрадиционным материалам для создания аппликации; неплохо сформированы технические умения и навыки (крепления материалов, обработка); умеет использовать разнообразный материал; проявляет яркие эмоции при выполнении задания.

Годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с использованием элементов нетрадиционных техник

В разработке годового тематического планирования мы исходили из следующих положений:

  • необходимость последовательной и системной работы по использованию нетрадиционных техник в освоении  аппликации младшими дошкольниками;
  • расширение опыта использования различных нетрадиционных техник у детей младшего дошкольного возраста в аппликации и развитие интереса к изобразительной деятельности;
  • организация обследования и творческого экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами;
  • поощрение самостоятельности в использовании нетрадиционных техник в аппликации младшими дошкольниками с целью создания выразительного образа;
  • использование различных форм организации педагогического процесса в данном направлении: интегрированных занятий, занятий построенных на игровом моменте; совместной творческой деятельности педагога и детей, самостоятельной художественной деятельности детей; и применение коллективных и индивидуальных форм организации детей на занятиях;
  • активизация интереса детей к творчеству, изобразительной деятельности, и в частности,  к аппликации;
  • использование созданных детьми изображений для оформления ДОУ, подготовки атрибутов игр и спектаклей, организация выставок и конкурсов аппликационных работ и т.д.

Обоснование идеи:  для развития творческого самовыражения каждого ребенка необходимо обогащение предметно-развивающей среды, включающей различные мини-центры.

1 направление: развитие интереса к аппликации и освоение нетрадиционных техник  аппликации детьми младшего дошкольного возраста.

2 направление:  с целью создания педагогических условий для использования нетрадиционных техник в аппликации детьми младшего дошкольного возраста предусматривается обогащение предметно-развивающей среды.

Годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с элементами нетрадиционных техник

Месяц

Тема

Задачи

Материалы

1

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

«Знакомство с волшебным мышонком Джимми и его необычной мастерской»

- Знакомство детей с игровым персонажем Волшебным мышонком Джимми, различными инструментами материалами, для апплицирования;

- рассматривание изображений, выполненных в разных техниках;

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Кисточки, клей, ножницы; салфетка, вата, горох, фасоль, пшено, греча, макароны, сухие листья, семечки.

2

«Поиграем с волшебным мышонком Джимми»

- экспериментирование с материалами;

- знакомство со способами крепления различного материала;

- формирование интереса к данной деятельности.

Клей, вата, бумага, бархатная бумага, крупа, салфетка, макароны.

3

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Сделаем ковёр из листьев»

- знакомство детей с обрывной техникой в аппликации;

- учить детей рвать салфетку на маленькие кусочки;

- учить детей правильно держать кисточку, набирать клей, промазывать поверхность изображения;

- поддерживать, поощрять умения детей в аппликации.

Лист бумаги, салфетки жёлтого, красного, зелёного цвета, клей, кисточка.

4

«Моё чудо дерево»

- продолжать осваивать технику обрывной аппликации;

- учить заполнять кусочками бумаги, салфетки определённую область изображения (крона дерева);

- продолжать учить правильно пользоваться кисточкой, клеем.

Лист бумаги с изображением дерева, клей, кисточка, салфетки, цветная бумага.

5

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Жёлтый птенчик»

- знакомство детей с аппликацией из крупы (пшена);

- учить брать маленькую щепотку пшена и аккуратно засыпать им определённую поверхность изображения;

- продолжать учить правильно держать кисточку, набирать клей и промазывать поверхность изображения;

- продолжать вызывать интерес к данной деятельности.

Лист бумаги (половинка А4) с изображением цыплёнка, пшено, клей, кисточка.

6

«Бурый мишка»

- продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (греча);

- продолжать учить брать небольшую щипотку гречи и аккуратно распределять её на определённую поверхность изображения;

- продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем.

Лист бумаги с изображением мишки, греча, клей, кисточка.

7

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Первый снег»

- знакомство детей с аппликацией из ваты;

- учить детей отрывать маленькие кусочки, немного скатывать их и приклеивать на лист бумаги;

- учить правильно наносить клей на лист бумаги (делать клеевые точки)

Тёмный лист бумаги, вата, салфетка, клей, кисточки.

8

«Здравствуй, Дедушка  Мороз!»

- продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты;

- учить заполнять ватой определённую поверхность изображения (борода);

- создавать эмоционально благоприятный фон.

Изображение Деда Мороза, вата, клей, кисточки.

9

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Ёлочка нарядная»

- познакомить детей с аппликацией из фантиков, фольги, салфетки;

- учить украшать ёлочку, кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики;

- продолжать вызывать интерес к данной деятельности.

Изображение ёлочки, фантики, фольга, салфетки, клей, кисточки.

10

«Снеговик»

- продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, ватных дисков, синтепона;

- учить подбирать правильный размерный ряд из ватных дисков (синтепона) с помощью наложения на готовый силуэт снеговика;

- обращать внимание на аккуратность при обращении с клеем.

Лист с изображением силуэта снеговика, ватные диски (синтепон), клей, кисточки.

11

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Весёлый барашек»

- познакомить детей с аппликацией из макарон;

- учить промазывать клеем всю поверхность изображения (шубка барашка) и заполнять её макаронами;

-учить аккуратно пользоваться клеем, прижимать макароны пальчиками, чтобы они крепко держались.

Изображение барашка, макароны, клей, кисточки.

12

«Деревянный домик в лесу»

- продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон;

- продолжать учить промазывать изображение клеем и аккуратно приклеивать прямые макароны в виде брёвнышек;

- создавать эмоционально положительную атмосферу для детей.

Изображение домика, прямые макароны, клей, кисточки.

13

М

А

Р

Т

«Подарим маме веточку мимозы»

- продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки;

- учить детей отрывать маленькие кусочки салфетки, скручивать его пальчиками в маленький шарик;

- продолжать промазывать необходимую область клеем (гроздь мимозы) и заполнять её шариками.

Шаблон мимозы, жёлтая салфетка, клей, кисточки.

14

«Веточка вербы»

- продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, салфетки;

- продолжать учить скатывать вату, салфетку в шарик и приклеивать в определённое место;

- обращать внимание на аккуратность при работе с клеем.

Силуэт веточки, вата, салфетка, клей, кисточки.

15

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Бабочки на полянке»

- продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон и геометрических фигур;

- учить украшать крылья бабочки с помощью макарон и различных фигур;

- обращать внимание на контрастные цвета при украшении изображения.

Шаблон бабочки, различные геометрические фигуры, макароны, клей, кисточки.

16

«Одуванчики расцвели на лугу»

- продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки и папирусной (цветочной) бумаги;

- учить детей определённо скручивать бумагу, чтобы получился цветочек;

- поощрять детей за правильность и аккуратность при выполнении задания.

Изображение летнего луга, салфетка, папирусная бумага, клей, кисточки.

17

 

М

А

Й

«Наш аквариум» 1ч.

Коллективная работа

- познакомить детей с аппликацией из ракушек, фасоли, ниток, ореховой скорлупы;

- учить правильно, аккуратно  приклеивать материалы, создавая дно аквариума;

- учить детей работать в подгруппах, помогать друг другу.

Изображение пустого аквариума на ватмане; ракушки, фасоль, нитки, скорлупа;

Клей, кисточки.

18

«Наш аквариум» 2ч.

Коллективная работа

- познакомить детей с элементами оригами;

-учить детей складывать рыбку из различной бумаги (журнальная, газета, цветная, фантики);

-обращать внимание на правильность и аккуратность складывания и приклеивания рыбки.

Изображение аквариума на ватмане, различная бумага для оригами, клей, кисточки.

Используемая литература:

  1. "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.
  2. Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. - М.: Просвещение, 1986.
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999.
  5. Гусакова М. А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1982.
  6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128 с.
  7. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983. – 112с.
  8. Казакова Т.Г., Лыкова И.А. Сказочный образ в изобразительном творчестве или «Оживи сказку» // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С. 87-91.
  9. Кожохина С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006. – 216 с.
  10.  Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
  11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.
  12.  Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб: «Детство-ПРЕСС», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)

   Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

Методическая разработка о специфике освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте; об особенностях использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возр...

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Развитие ручной моторики у детей младшего возраста связано с речевым, психологическим, а также личностным развитием. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребен...

Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка ржит методические рекомендации по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми 2-5 лет с использованием дидактических пособий....

Перспективный план работы по самообразованию на тему:«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...

Презентация "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Презентация "Развитие мелкой моторики  детей  младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"...