Занятие по речевому развитию в средней группе «Я и моя семья»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Руф Алена Валерьевна

Занятие по речевому развитию в средней группе «Я и моя семья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rechevomu_razvitiyu_v_sredney_gruppe.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по речевому развитию в средней группе.

Тема: «Я и моя семья» или «Дружная семейка».

Цель: закрепить знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

Словарная работа:

а) ввести в словарь слова: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой пальцы;

б) активизировать слова: любить, хвалить, помогать, заботиться, ласковая, добрая, красивая, любимая, мамочка, мамулечка, папочка, папулечка.

Оборудование: силуэт ладошки из фанеры или плотного картона, шапочки на каждый палец с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребёнка, сюжетные картинки на тему «Как я маме помогаю, цветок со съёмными лепестками «Цветик- семицветик», небольшой мячик, музыкальное сопровождение, принадлежности для рисования.

Ход занятия:

Дети под музыку заходят в группу и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку

«Пять да пять» – родные братцы,

Так все вместе и родятся,

Если вскапываешь грядку –

Держат все одну лопатку,

Не скучают, а играют

Вместе все в одну игрушку.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот какие «пять да пять».

Угадайте, как их звать?

(Дети отгадывают загадку «пальчики на руках»)

Воспитатель: А как вы догадались, что это пальчики (Ответы детей)

- А в какие теплушки они прячутся зимой? (Ответы детей «варежки, перчатки, рукавички»)

Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Знаю, что любите, ведь мы с вами часто играем, делаем пальчиковую гимнастику.

- Хотите научиться ещё одной игре?

Воспитатель: (разгибает из кулака пальцы и сопровождает движения текстом)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

(Дети подражают воспитателю)

- О чём эта игра? (Воспитатель добивается от детей ответа: «О семье»)

- У меня есть вот такая ладошка (демонстрирует силуэт). Давайте же найдём на ней самый маленький пальчик – мизинец (Дети показывают).

- А в вашей семье, кто самый маленький, самый любимый? Как вас ласково называют в семье? (Дети высказываются).

Воспитатель предлагает детям отыскать шапочку, обозначающую ребёнка и надеть её на мизинчик ладошки – силуэта.

- А теперь, послушайте, пожалуйста стихотворение

Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком дождик шёл.

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо!

- О ком это стихотворение?

- Почему девочке было хорошо с мамой?

- Расскажите, какая у вас мама?

- А как вы помогаете своей маме? (Беседа по сюжетным картинкам).

- Давайте найдём шапочку, на которой изображена мама и наденем её на следующий безымянный пальчик. (Дети надевают шапочку).

- А теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется «Мамочка».

(Дети становятся в в круг и передают друг другу мячик, говоря при этом, какая у каждого из них мамочка).

- Хотите узнать, о ком прозвучит следующее стихотворение? Тогда давайте послушаем.

Не терпит мой папа безделья и скуки.

У папы умелые сильные руки.

И, если кому–нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.

- Что можно сказать про такого папу?

- Какие слова вы бы хотели сказать о своём папе?

- Давайте найдём шапочку-папу и наденем её на средний палец.

- А теперь мы с вами ещё поиграем с нашими ладошками. (Читает стихотворение и сопровождает его жестами и движениями. Дети подражают.)

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки! (Хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони

Все в морщинках собраны.

(Показывают руки ладонями вверх)

А у бабушки ладони добрые – предобрые

(Поглаживают ладони друг о друга)

Всё работали ладони долгими годами.

(Постукивают кулачком о ладони)

Пахнут добрые ладони

Щами с пирогами.

(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)

По кудрям тебя погладят

Добрые ладони.

(Имитируют поглаживание)

И с любой печалью сладят

Тёплые ладони.

(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки! (Хлопают в ладоши)

- Что же умеет делать бабушка?

- Что вы любите делать вместе со своей бабушкой?

-Давайте же похвалим сою бабушку «Моя бабушка самая-самая» (Дети произносят слова о бабушке, надевают соответствующую шапочку на указательный палец ладошки – силуэта).

- Ребята, у нас остался один пальчик – большой, как вы думаете, кто это?

- Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение.

У меня есть дедушка,

Как зима седой.

У меня есть дедушка

С белой бородой.

Мне на всё мой дедушка

Может дать ответ.

И не стар мой дедушка,

Хоть ему сто лет.

- Ребята, а кто хочет рассказать о своём дедушке? Как дедушка заботится о вас?

- Продолжите предложение – А ещё мы с дедушкой…

(Дети рассказывают о своих дедушках и надевают последнюю шапочку).

Воспитатель: Друзья мои, посмотрите, у нас с вами получилась большая и дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу.

Физкультминутка.

Семейная зарядка.

Осенью, весною,

Летом и зимою.

Мы во двор выходим

Дружною семьёю.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку. (Становятся в круг).

Мама руки поднимает. (Руки вверх и вниз).

Папа бодро приседает. (Приседания).

Повороты вправо – влево. (Повороты всем корпусом).

Делает мой братик Сева.

- Молодцы! А теперь давайте нарисуем себя и своих родных, а

потом рассмотрим эти рисунки и расскажем о тех людях, которые изображены на ваших работах. (Выставка, беседа).

Воспитатель: А теперь послушайте пословицы, которые русский народ сложил о семье:

При солнышке тепло, при матери добро.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Не нужен и клад, когда в семье лад.

Изба детьми весела.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

- Как вы понимаете эти пословицы?

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию для средней группы «В гости к семье»

Интересное занятие по развитию речи с использованием дидактических игр....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «СЕМЬЯ»

Конспект составлен на основании методических  рекомендаций  ( По дороге к азбуке Т. Р. Кислова- М.:Баласс, 2014.-208с. (Образовательная система "Школа 2100", Образовательная программа"Д...

Занятие по речевому развитию в старшей группе на тему "Моя семья"

На занятии уточняются представления детей о семье, родственных отношениях. Дети учатся образовывать уменьшительную форму существительных, подбирать антонимы, составляют предложения с союзом «а», прост...

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе по теме "Моя семья"

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе по теме "Моя семья"...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Моя семья»

В ходе данного занятия дошкольники формируют умение составлять рассказы о семье, о трудовых обязанностях, совершенствуем диалогическую речь детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через ...

Занятие по речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности Тема: «Семья»

Занятие по речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности  Тема: «Семья»...