ОД по познавательно-речевому развитию «Кто живет в нашем лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Сайфутдинова Наталья Владимировна

Формирует у детей представление о животных леса (лиса, волк, медведь, белка); знакомит детей с особенностями обитания диких животных; активизирует речь детей за счёт перечисления внешних признаков животных; упражняет в назывании жилищ (нора, логово, берлога, дупло); развивает познавательную  и речевую активность детей;  зрительное внимание, мыслительные и психические процессы; учит отвечать на проблемные вопросы; делать самостоятельно элементарные выводы; закрепляет умения слушать товарищей, вести диалог, работать парами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_po_poznavatelno-rechevomu_razvitiyu.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

ОД по познавательно-речевому развитию

«Кто живет в нашем лесу»

Возраст: вторая младшая группа.

Форма проведения: занятие-прогулка.

Программное содержание (задачи):

  • Обучающие: формировать у детей представление о животных леса (лиса, волк, медведь, белка); познакомить детей с особенностями обитания диких животных; активизировать речь детей за счёт перечисления внешних признаков животных; упражнять в назывании жилищ (нора, логово, берлога, дупло).
  • Развивающие: развивать познавательную  и речевую активность детей; развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы; учить отвечать на проблемные вопросы; учить делать самостоятельно элементарные выводы; закреплять умения слушать товарищей, вести диалог, работать парами.

  • Воспитательные: воспитывать интерес к жизни животных, эмоциональное и бережное отношение к животным, желание помогать им; воспитывать желание помочь игровому персонажу в решении проблемной ситуации; учить замечать красоту диких зверей.

Видеосредства: ИКТ; слайды: изображения леса, жилищ лесных зверей (нора, логово, берлога, дупло).

Аудиосредства: фонограмма «Утро в лесу», «Весна. Пение птиц, шум воды, колокольчики»; запись классической музыки;  аудиоаппаратура.

Методы:

  • Наглядного обучения (использование схем-моделей, иллюстраций птиц);
  • Словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, художественное слово);
  • Игровой (игровые упражнения, пальчиковая игра);
  • Практический (исполнение песенки-потешки, уборка мусора, изготовление гусениц).

Предварительная работа:

  • Просмотр видеоролика о жизни животных в лесу;

  • Чтение художественных произведений о животных, разгадывание загадок;
  • Проведение цикла наблюдений за природными явлениями на участке, рассматривание иллюстраций о жизни животных в лесу;
  • Проведение словесных подвижных игр («Зайка серый умывается», «У медведя во бору…», «Гуси-гуси» и др.).

Оборудование:
Игрушка-белка; ушки-шапочки лесных зверей; шишки и камешки, салфетки; корзинка с угощением; слайды с изображением жилищ диких животных (логово волка, нора лисы, берлога медведя, дупло белки); колокольчики; шарики для создания гусениц.

Ход ОД:

Организационный момент: Воспитатель приводит детей на весеннюю полянку, обращает внимание, как тихо вокруг. Слайд 1.

– Ребята, почему так тихо вокруг? (Высказывания детей.) Солнышко уже давно проснулось, стало сильнее пригревать, растопило снег, а здесь ещё все спят. Надо помочь разбудить. (Вместе с детьми читает потешку и звонит в колокольчики.)

Чтение русской народной потешки

Дили-дили-дили-дили!

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили! –

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков

И весёлых мотыльков.

Всех зайчат и ежат,

Всех ленивых медвежат.

И воробушек проснулся,

И галчонок встрепенулся…

Динь, день! Динь, день!

Не проспите новый день!

Звучит фонозапись «Утро в лесу».

 – Послушайте, как просыпается природа от глубокого зимнего сна. Вдохните поглубже этот запах весеннего леса. Ребята, что такое лес? (Высказывания детей.) Я предлагаю вам отправиться на прогулку по лесу. Чтобы лесные жители не испугались нас, мы с вами замаскируемся, т.е. станем похожими на них, на лесных зверей. Произнесем волшебные слова.

Пальчиковая игра:

Этот пальчик – белочка,
Рыженькая девочка.
Этот пальчик – зайчик,
Зайчик – попрыгайчик.
Этот вот – лисичка,
Хитрая сестричка.
Этот – мишенька – медведь,
Любит громко пореветь.
Этот – серенький волчок.
Получился кулачок.
Разожми кулак скорей,
В лес всех выпусти зверей.

— Ребята, смотрите, кто-то спрятался от нас за пенёчком.
— Кто это? Смотрите, какая она испуганная
(дети гладят белку, рассматривают её). Я спрошу, что с ней случилось. Она мне процокала, что потерялась и теперь не знает, как ей попасть домой. Что же делать? (Высказывания детей).
— Ребятки, я знала, что вы сможете помочь. А вы знаете, где живёт белка?
(Ответы детей).
— Белочка, ты живёшь в лесу, в дупле, на высоком дереве. Мы поможем тебе его найти.

Звучит музыка. Дети за воспитателем продвигаются вперёд по кочкам к норе лисы. Слайд 2.

— Смотрите, вот чей-то домик. Белочка, это твой домик? Не знает. Ребята, как вы думаете, это домик белки? (Высказывание детей). Почему вы так думаете?

(Дети обосновывают свои ответы: белочка живёт в дупле, оно на дереве, а этот домик на земле).

— Да, ребята, вы правы. Такой домик называется нора. Кто же там живёт? (Высказывания детей). Давайте тихонько подуем на вход и узнаем (Дети дуют), кто же в норе живёт? (Ответ детей: лиса.) Слайд 3.

Чистоговорка: Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Посмотрите, лиса какая? (Высказывания детей). А как называют детёнышей лисы? Где же живёт лиса?

– Я знаю одну замечательную игру. Становимся в хоровод.

Подвижная игра «Шла лиса по лесу».

Воспитатель и дети продвигаются к следующему домику, прыгая через канавки. Слайд 4.

- Смотрите, вот ещё чей- то домик. Белочка, это твой домик? Не знает. Ребята, как вы думаете, это домик белки? (Высказывания детей). Почему вы так думаете? (Дети обосновывают свои ответы: белочка живёт в дупле, оно на дереве, а этот домик на земле).

- Да, ребята, вы правы. Такой дом называется логово, он больше, чем нора. Кто же там живёт? (Высказывания детей). Давайте тихонько подуем на вход. (Дети дуют). Слайд 5. Кто же в логове живёт? (Волк).

Чистоговорка: Волк на лужайке – задрожали зайки.

Посмотрите, какой волк? А как называют детёнышей у волков? Где же живёт волк?

– Ребята, вокруг логова волка много мусора. Очистим лес от мусора. (Дети собирают шишки, камешки, смятые бумажки.) Теперь у вокруг логова чистота и порядок.

Воспитатель и дети подходят к следующему домику. Слайд 6.

— Смотрите, какой большой домик. Белочка, это твой домик? Не знает. Ребята, как вы думаете, это домик белки? Почему вы так думаете? (Белочка живёт в дупле, оно на дереве, а этот домик на земле).

– Да, ребята, вы правы. Этот большой домик очень похож на берлогу. Давайте, тихонько подуем на вход и узнаем, кто же здесь живёт? (Дети дуют). Слайд 7.  Кого вы видите в берлоге? (Медведя). Что делал медведь зимой? (Спал). Посмотрите, какой медведь?

Чистоговорка: Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

– А как называют детёнышей у медведя? Где же спит зимой медведь? Я знаю замечательную песенку про Мишку косолапого.

Воспитатель и дети поют и проигрывают песенку по русской потешке «Мишка косолапый».

Песенка-потешка «Мишка косолапый».

Воспитатель и дети подходят к дереву. Слайд 8.

– Ребята, смотрите, какое высокое дерево у нас на пути, да и белочка как-то обрадовалась. Что она увидела, как вы думаете? Белочка, ребята говорят, что наконец-то нашли твой домик. Ребята, скажите белке, как называется её дом. (Дупло). Где дом находится? Белочка просит вас подождать её немного, у неё для нас есть маленький сюрприз. (Воспитатель как бы сажает белочку на дерево.) Слайд 9.

 – Скажите, а кто ещё живёт на дереве? (Высказывания детей.) Правильно, на деревьях вьют свои гнёзда многие птицы, на стволе живут разные жучки и паучки. А ещё внутри дерева живут гусеницы, которые весной просыпаются и превращаются в … прекрасных бабочек.

– Предлагаю, собрать гусениц из шариков. Звучит фонозапись «Весна».

Продуктивная деятельность «Гусеница из шариков»

— Смотрите, белка нам что-то подаёт.  Слайд 10. (Рассматривают корзину с орешками). Это она нас угощает и благодарит за помощь, ведь мы помогли ей попасть домой. Давайте поблагодарим белочку за угощение и попрощаемся с нашими лесными друзьями. Попросим их постараться больше не теряться. Пора и нам возвращаться домой. Слайд 11.

- Ребята, вам понравилась прогулка? А где мы с вами были? Кого видели? Где живёт лиса (волк, медведь, белка, гусеница)? Вы, молодцы, помогли белочке найти свой домик. А она за это вас угостила  своими запасами – орешками. Угощение мы съедим, когда вернёмся в группу и вымоем после прогулки ручки.

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ детский сад №1 «Сказка»

Сайфутдинова Наталья Владимировна,

 март 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов.

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Кто живет в зимнем лесу"

Учить детей лепить животных в движении конструктивным способом, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, расплющивание, деление целого на части при помощи стеки, учить об...

План конспект НОД по познавательному развитию Кто живет в зимнем лесу?

Дать представления о весне как о времени года. Закреплять знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Расширять представление о диких животных. Воспитывать правила поведения в лесу. Продол...

Дидактическая игра "Кто живет в нашем лесу."

Данная игра предназначена для использования в группах младшего и среднего дошкольного возраста для ознакомления с животным миром родного края, а именно животного мира Архангельской области....

Конспект НОД "Кто живет в наших лесах"

Конспект НОД "Кто живет в наших лесах"...