Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с историей Руси. Жизнь наших предков»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Ознакомление с историей Руси. Жизнь наших предков» | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Ознакомление с историей Руси. Жизнь наших предков»
Цель: Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с жизнью наших предков: семейные традиции рождения ребенка, обряд первого купания.
2. Предоставить детям возможность самостоятельно сформировать разбор смысла пословиц о семье.
3. Упражнять в формировании грамматического строя речи, придумывая слова в уменьшительно-ласкательной форме.
4. Поощрять творческую самостоятельность, используя знания русской народной культуры; познавательную активность детей.
5. Продолжать формировать интерес к своей родословной через генеалогическое древо жизни.
6. Воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброты и внимания друг к другу.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книге «Все про все» (раздел «История древней Руси»), рассматривание семейных фотографий, изготовление каждым ребенком совместно с родителями генеалогического древа жизни, заучивание пословиц о семье, заучивание песни «Семья» (сл. А. Кондратьевой).
Материал: Уголок русской избы, хозяйка в русском костюме с младенцем (куклой), ушат с водой, рубаха, кусочек хлеба с солью, уголек из печи, зернышки, денежки, фишки, генеалогическое древо каждого ребенка.
Ход НОД:
Дети в русских национальных костюмах встречают гостей и здороваются.
– Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам! Сегодня мы будем говорить о жизни наших предков. Но давайте вспомним.
Беседа по вопросам.
А что означает слово предки? Кто были наши предки? Чем занимались наши предки?
Рассказ воспитателя: А сегодня мы с вами поговорим о том, как жили наши предки (Вывешивается картина с изображением большой русской семьи). Наши предки жили большими семьями. Под одной крышей жили дети, родители, бабушка, дедушка. А детей в русских семьях всегда было много! Как же радовались каждому родившемуся младенцу и как его принимали. Замечательная русская пословица о жизни человека говорит так: «Три раза человек дивен бывает…». Первое диво в жизни каждого – рождение на белый свет. Появление ребенка в семье всегда удивительная, светлая радость. Это как приход весны. Много раз на своем веку встречает ее каждый из нас! А всякий раз весна вновь словно впервые. Так и рождение человека. Появился на земле – для всех он новый! И для него все впервые. Первое все – особенное, никогда уже не повторится. Вот сейчас мы с вами посмотрим, как у наших предков проходил обряд первого купания.
Дети идут в гости, где хозяйка показывает обряд первого купания. Все проходит в русской избе.
Показ обряда первого купания.
– Первое купание – особенное. В ушат с водой клали уголек из печи, зернышки, денежку. Привыкай, новый человек, к родному очагу. Будь всегда сыт и благополучен. Самая первая одежда тоже особенная: родительская рубаха. Для девочки – материна, для мальчика – отцова. Расти хорош, малыш, будь похож на отца с матерью, будь здоров и любим в семье! Ну а потом и в люльку перенесут. Для первого раза там тоже кусочек хлеба с солью. Хлеб – соль – верный и первый признак доброго расположения, пожелания счастья. Будто говорили ребенку рисунками: «Бойся – перебойся пустого времени – это живая смерть».
Ведь известно:
Лежа, добра не добыть,
Горе не избыть,
Чести и любви не нажить,
Красной одежды не носить.
Ну, а как не вспомнить здесь о наших прабабушках, которые без пестушки, без потешки, без улыбки не подходили к малышу, без колыбельной песни не качали люльку. А вы знаете колыбельные песни? Кто нам споет колыбельные для нашего малыша, который лежит в люльке.
Ребенок:
Баю-баю-баюшки
Да прискакали заюшки,
Люли-люли-люлюшки,
Стали гули гулевать,
Да стал малыш мой засыпать.
Приди, котик, ночевать,
Да приди дитятко качать
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога
Ешь-ка, котик, не кроши,
Да больше у меня не проси.
Ребенок:
Баю-баюшки-баю,
Жил старик на том краю
Он ни беден, ни богат,
У него много ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашку маслену едят
Кашку маслену едят
И на деточку глядят
Кашка масленая
Ложка красненькая.
Физкультминутка:
В одном лесу дремучем (Покачать руками над головой – «деревья»)
Жила семья могучая (Сложить ладони в «замок»)
У них был дом огромный (Соединить пальцы над головой «крыша»)
И крыша с трубой темной (Показ трубы)
Из трубы в колечко дым (Круговые движения рук в стороны)
Плим-плим-плим.( Перещелкивание пальцами)
«Почему так говорят»:
Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошел до наших дней в пословицах и поговорках. Давайте порассуждаем, почему же так говорили и говорят (Дети говорят пословицы и объясняют их смысл так, как они понимают):
На что клад, коли в семье лад. Вся семья вместе, так и сердце на месте. Нет такого дружка, как родная матушка. Братская любовь крепче каменных стен. В своей семье всяк отец самый большой. Без корня и полынь не растет. Изба детьми весела.
Словесная игра «Назови ласково»:
Я называю слово, а вы должны придумать к нему слово в уменьшительно-ласкательной форме. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.
Слова: бабушка, папа, мама, дед, сестра, брат, сын, дочь.
Расскажи свое генеалогическое дерево жизни (Дети предлагают рассмотреть их древо жизни и объясняют свою родословную).
Итог НОД:
Дети рассказывают стихотворение:
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна люди живут
Они прославляют просторы родные,
Детей своих любят и предков здесь ждут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: Наша планета. Знакомство с произведением Д. Мамина – Сибиряка «Медведко».
Программное содержание: дать представление о форме планеты Земля; воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран; познакомить с творчеством писателя Д. Мамина - Сибиряка; ...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности “Ознакомление с окружающим” II группа раннего возраста “ В гости к Белке”.
Данная деятельность направлена на реализацию новых форм взаимодействия в системе “ взрослый-ребенок “, направленных на полноценное развитие и адаптацию детей раннего возраста к условиям детских образо...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Ознакомление со свойствами и качествами ткани в средней группе"
Цель: помочь детям с помощью разнообразных действий определить качества ткани: тонкая и толстая; гладкая и не гладкая; ткань бывает белая, красная, в цветочек, клетчатая, в полоску и т. д.; свой...
Конспект непосредственной образовательной деятельности (Ознакомление с предметным и социальным окружением) на тему: «Мой город» для детей младшего дошкольного возраста
Конспект непосредственной образовательной деятельности (Ознакомление с предметным и социальным окружением) на тему: «Мой город» для детей младшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Животные нашего края»
Цель: Расширять и закреплять представление детей о диких животных...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ознакомление с окружающим) По теме: «В деревне к бабушке (сажаем цветы)» ( образовательная область «речевое развитие») для средней группы
Задачи: 1.Продолжать формировать представление детей о жизни домашних животных в весенний период.2. Развивать у детей интерес к труду людей села.3. Воспитывать уважение к труду взрослых....
«Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, игровой деятельности, ИКТ)
Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей ...