Формирование первичных представлений о профессиях у детей с ОНР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование первичных представлений о профессиях у детей с ОНР | 39.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы с детьми с ОНР по формированию первичных представлений о профессиях людей
Рузанова Сусанна Александровна
воспитатель логопедической группы
МАДОУ №12 «Берёзка»
г. Реутов Московской области
«Великая радость – работа!
Всё счастье земли - за трудом!»
В.Я. Брюсов
В жизни каждого человека выбор профессии играет важную роль. Зачатки мотивации к той или иной деятельности возникают ещё в дошкольном возрасте. Именно в детстве происходят становление и развитие дошкольника как личность. У него формируются взгляды на события, определяются нравственные ценности, идеалы, раскрываются личностные качества. От умения педагога правильно и доступно представить разнообразие профессий человека, объяснить ценность и необходимость трудовой деятельности каждого гражданина, зависит в будущем профессиональная ориентация дошкольников. Но, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности в старшем дошкольном возрасте, то именно этот возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основу для будущего профессионального самоопределения детей. Кроме того, в представленном занятии предполагается использование информационно-коммуникационных технологий, как важной детали современного занятия в детском саду. Средства массовой коммуникации всё уверенней входят в жизнь сегодняшнего дошкольника, открывая новые возможности общения не только между двумя людьми, но и со всем миром, со всей человеческой культурой. Эффективность воздействия на умение ребёнка критически воспринимать, анализировать, хранить и передавать информацию напрямую зависит от выбора средств обучения. Одна из таких форм работы - проведение занятия по развитию речи в логопедической группе.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с разнообразием профессий людей.
Задачи:
образовательные:
- расширять представление о профессиях людей;
- уточнить и расширять словарный запас по данной теме;
- совершенствовать навыки построения сложного предложения.
коррекционные:
- расширять общую артикуляцию, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание;
- развивать фонематический слух, дифференциацию звуков;
- закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза;
- развивать внимание, мышление, память.
воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью;
- воспитывать уважение к людям разных профессии;
- формировать познавательный интерес, желание трудиться;
- воспитывать коммуникативный коллективизм.
инновационные:
- знакомство детей с компьютерными технологиями.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Музыка», «Труд».
Материал:
Картинки, разрезные картинки с изображением людей разных профессий. Предметы необходимые для работы людей разных профессий.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о профессии родителей, рассматривание иллюстраций по теме, составление небольших рассказов «Кем я буду, когда вырасту», чтение художественной литературы «Кем быть» В. Маяковского, «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари, сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и др.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. А теперь садитесь красиво, выпрямите спинки и послушайте меня внимательно. Сегодня утром я пришла в детский сад и нашла в нашей группе вот эту сумку. Интересно чья она и кто мог ее здесь оставить! Давайте посмотрим, что в ней! (воспитатель открывает сумку и показывает детям). О, да здесь очень много писем, давайте посмотрим. (воспитатель открывает конверт). Здесь очень много загадок, давайте попробуем их разгадать (используется ИКТ).
У меня немало дел,
Если кто – то заболел
Всех я вылечу друзья!
Отгадайте кто же я? (Врач)
Отправляюсь я в полет
Забираюсь в самолет
И лечу я над землей
Отгадай, кто я такой? (Летчик)
Каждый день сажусь в кабину
Завожу мотор машины,
Еду в дальние края.
Отгадали, кто же я? (Водитель)
По квартирам и домам
Много писем, телеграмм,
Он приносит адресатам.
Как зовут его ребята? (Почтальон)
Кисти, краски и мольберт:
Мамин я пишу портрет,
Для картинной галерее
Отгадай меня скорее! (Художник)
Если вдруг пожар случится,
Кто быстрее всех примчится
На машине ярко – красной,
Чтоб залить огонь опасный. (Пожарник)
Ножницы, шампунь, расческа-
Всем я делаю прически,
Стригу и взрослых, и детей.
Отгадай меня скорей! (Парикмахер)
Ходит в белом колпаке,
С поварешкою в руке.
Он готовит нам обеды
Кашу, щи и винегрет. (Повар)
Может делать он буфеты
Стулья, тумбы, табуреты,
В стружках весь его верстак.
Вот работать надо как! (Плотник)
По размеру самый раз,
Он костюм сошьет для вас.
Все исполнит по науке –
И ходите руки в брюки. (Портной)
На часах настенных стрелки
Стали прыгать словно белки
Мастер тут на них взглянул,
Круглый винтик подтянул
И сменил пружину срочно,
Чтоб часы ходили точно. (Часовщик)
Чистит мастер башмаки,
Прибивает каблуки.
Чинит туфли и сандалии,
Чтоб как новенькие стали. (Сапожник)
Он приучает детишек к порядку,
Он проверяет ребячьи тетрадки,
Научит детей и писать, и читать,
И складывать цифры и вычитать. (Учитель)
Воспитатель: Какие молодцы, все загадки отгадали. Ребята скажите о ком эти загадки, кто догадался!
Дети: о профессиях.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. А сейчас мы с вами поиграем с нашими пальчиками. (проводится пальчиковая гимнастика).
Каменщик из кирпичей, домик строит дом ничей
(Кладем правую руку на левую, левую на правую все выше и выше)
Я маляр я стены крашу, потолок и кухню вашу.
(Расслабленной кистью водим вверх, вниз «красим потолок»)
Я электрик свет включу, только лампочку вкручу.
(Включает свет, нажимая на включатель, вращательные движения кистью правой руки).
Приходите в новый дом и живите долго в нем.
(Ладошки домиком, развести руки в стороны).
Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим и другие письма, что в них
(каждому ребенку раздаю по конверту).
Дети открывают, что это кто догадался!
Дети: Это разрезные картинки.
Воспитатель: Да правильно, давайте соберем и увидим, что получится. Дети
Собирают.
Воспитатель: Даша что получилось у тебя (ответы детей), а у тебя Дима и т.д.
Воспитатель: Здорово, а давайте расскажем о них. Я расскажу первая о своей профессии, а потом будете рассказывать вы (рассказ воспитателя и детей).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Быть шофером хорошо, а летчиком лучше
(бег по кругу имитируют руль)
Я бы летчиком пошел пусть меня научат.
(бег по кругу руки в стороны)
Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер
(останавливаются, наливают)
В небеса мотор вези, чтобы птицы пели.
(круговые движения руками, бег по кругу машем как птички).
Воспитатель: Отдохнули. А давайте посмотрим, что еще есть в сумке у почтальона. Ребята здесь еще одно письмо. Прочитаем, что в нем написано (воспитатель читает). А здесь написано, что где – то в музыкальном зале спрятан красный мешок, а в нем сюрприз ребята давайте его найдем.
Дети: Давайте! Под музыкальное сопровождение дети ищут сюрприз, находят мешок с разными атрибутами, которые нужны людям разных профессий.
Воспитатель: Достает из мешка весы и путает, обыгрывая ситуацию: Весы нужны дворнику.
Дети: Нет весы нужны продавцу. Игра повторяется.
Воспитатель: Кирпичи нужны учителю, руль нужен повару, кастрюля водителю и т.д. Дети должны ответить правильно, кому что нужно для нужной профессии.
Воспитатель: Ребята какие вы молодцы! А теперь немного поиграем.
Воспитатель: Ребята становитесь в круг, я буду вам называть профессию человека, а вы мне скажите кто, где работает.
Проводится игра «Кто, где работает!».
Повар – в столовой.
Учитель – в школе.
Строитель – на стройке.
Парикмахер – в парикмахерской.
Продавец – в магазине.
Врач – в больнице.
Пожарник – в пожарной охране и т.д.
Рефлексия
Воспитатель: Да все правильно, какие вы у меня молодцы! (дети садятся на свои места). Ребята вы сегодня хорошо отвечали, со всеми заданиями вы справились. А сейчас давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили! Ответы детей (о профессиях). Да правильно, профессий очень много каждая профессия нужна и важна в жизни каждого человека, и я тоже очень люблю свою профессию. А кем бы вы хотели стать, когда станете взрослыми. (ответы детей). Молодцы, ребята и у меня есть для вас сюрприз (входит в зал повар и несет пирог). Наши повара детского сада испекли для вас пирог, и мы с вами будем угощаться, но сначала нужно помыть руки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из своего опыта работы с детьми в логопедической группе, я считаю, что нужно как можно раньше привлекать внимание детей к теме «Профессии». Это в значительной мере помогает повысить степень активности каждого ребёнка, проанализировать его интеллектуальный уровень, расширяет кругозор; улучшаются коммуникативные связи между участниками образовательного процесса, формируется эмоциональная творческая атмосфера в группе; развивается внимание и логическое мышление; подвергаются исправлению речевые дефекты. А использование в структуре занятия ИКТ помогает решить актуальные педагогические проблемы, более эффективно усвоить предметный материал.
В своей работе я следую совету известного педагога – психолога Д. Холла: «Мир ребёнка сделан из дерзания духа и чудес. Иногда нам кажется, что дети должны последовать за нами, быть, как мы, слушаться нас. Следуйте за ребенком сами: смейтесь вместе с ним, учитесь у него».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ТРУДЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ БЕЛОГОРЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР
Знания о труде людей творческих профессий и понимание значения данной деятельности обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его...
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ТРУДЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ БЕЛОГОРЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР
Существует расхожее мнение, что творчество отражает жизнь. Пожалуй, правильнее сказать: оно сильнее жизни, поскольку не только отражает ее реалии, но и имеет возможность раздвинуть гра...
Организация педагогического процесса по формированию первичных представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостны...
«Формирование у дошкольников первичных представлений о профессиях и различных сферах деятельности людей через создание предметно-пространственной среды и взаимодействие с родителями воспитанников».
Выступление подразумевает сопровождение демонстрации слайдов презентации...
Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета в дошкольном учреждении направленное на раннюю профориентацию до
Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета...
Проект по формированию первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе для детей младшего дошкольного возраста "Правила безопасности для детей"
формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе для детей младшего дошкольного возраста...
Формирование первичных представлений финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания
формирование первичных представлений о финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....