Формирование первичных представлений о профессиях у детей с ОНР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Рузанова Сусанна Александровна

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы с детьми с ОНР по формированию первичных представлений о профессиях людей

Рузанова Сусанна Александровна

                                                         воспитатель логопедической группы

                                                                        МАДОУ №12 «Берёзка»

                                                                  г. Реутов Московской области

                                                           

«Великая радость – работа!

                                                            Всё счастье земли - за трудом!»

                                                                          В.Я. Брюсов

В жизни каждого человека выбор профессии играет важную роль. Зачатки мотивации к той или иной деятельности возникают ещё в дошкольном возрасте. Именно в детстве происходят становление и развитие дошкольника как личность. У него формируются взгляды на события, определяются нравственные ценности, идеалы, раскрываются личностные качества. От умения педагога правильно и доступно представить разнообразие профессий человека, объяснить ценность и необходимость трудовой деятельности каждого гражданина, зависит в будущем профессиональная ориентация дошкольников. Но, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности в старшем дошкольном возрасте, то именно этот возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основу для будущего   профессионального самоопределения детей. Кроме того, в представленном занятии предполагается использование информационно-коммуникационных технологий, как важной детали современного занятия в детском саду. Средства массовой коммуникации всё уверенней входят в жизнь сегодняшнего дошкольника, открывая новые возможности общения не только между двумя людьми, но и со всем миром, со всей человеческой культурой. Эффективность воздействия на умение ребёнка критически воспринимать, анализировать, хранить и передавать информацию напрямую зависит от выбора средств обучения. Одна из таких форм работы -  проведение занятия по развитию речи в логопедической группе.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с разнообразием профессий людей.

Задачи:

образовательные:

- расширять представление о профессиях людей;

- уточнить и расширять словарный запас по данной теме;

- совершенствовать навыки построения сложного предложения.

коррекционные:

- расширять общую артикуляцию, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание;

- развивать фонематический слух, дифференциацию звуков;

- закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза;

- развивать внимание, мышление, память.

 воспитательные:

- воспитывать самоконтроль за речью;

- воспитывать уважение к людям разных профессии;

- формировать познавательный интерес, желание трудиться;

- воспитывать коммуникативный коллективизм.

инновационные:

- знакомство детей с компьютерными технологиями.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Музыка», «Труд».

Материал:

Картинки, разрезные картинки с изображением людей разных профессий. Предметы необходимые для работы людей разных профессий.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о профессии родителей, рассматривание иллюстраций по теме, составление небольших рассказов «Кем я буду, когда вырасту», чтение художественной литературы «Кем быть» В. Маяковского, «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари, сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и др.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. А теперь садитесь красиво, выпрямите спинки и послушайте меня внимательно. Сегодня утром я пришла в детский сад и нашла в нашей группе вот эту сумку. Интересно чья она и кто мог ее здесь оставить! Давайте посмотрим, что в ней! (воспитатель открывает сумку и показывает детям). О, да здесь очень много писем, давайте посмотрим. (воспитатель открывает конверт). Здесь очень много загадок, давайте попробуем их разгадать (используется ИКТ).

                                      У меня немало дел,

                                      Если кто – то заболел

                                      Всех я вылечу друзья!

                                      Отгадайте кто же я? (Врач)

                                     Отправляюсь я в полет

                                     Забираюсь в самолет

                                     И лечу я над землей

                                     Отгадай, кто я такой? (Летчик)

                                   Каждый день сажусь в кабину

                                   Завожу мотор машины,

                                   Еду в дальние края.

                                   Отгадали, кто же я? (Водитель)

                                   По квартирам и домам

                                   Много писем, телеграмм,

                                   Он приносит адресатам.

                                   Как зовут его ребята? (Почтальон)

                                  Кисти, краски и мольберт:

                                  Мамин я пишу портрет,

                                  Для картинной галерее

                                  Отгадай меня скорее! (Художник)

                                Если вдруг пожар случится,

                                Кто быстрее всех примчится

                                На машине ярко – красной,

                                Чтоб залить огонь опасный. (Пожарник)

                              Ножницы, шампунь, расческа-

                              Всем я делаю прически,

                              Стригу и взрослых, и детей.

                              Отгадай меня скорей!  (Парикмахер)

                                  Ходит в белом колпаке,

                                  С поварешкою в руке.

                                  Он готовит нам обеды

                                  Кашу, щи и винегрет. (Повар)

                                 Может делать он буфеты

                                 Стулья, тумбы, табуреты,

                                 В стружках весь его верстак.

                                 Вот работать надо как! (Плотник)

                                По размеру самый раз,

                                Он костюм сошьет для вас.

                                Все исполнит по науке –

                                И ходите руки в брюки. (Портной)

                               На часах настенных стрелки

                               Стали прыгать словно белки

                               Мастер тут на них взглянул,

                               Круглый винтик подтянул

                               И сменил пружину срочно,

                               Чтоб часы ходили точно. (Часовщик)

                                Чистит мастер башмаки,

                                 Прибивает каблуки.

                                 Чинит туфли и сандалии,

                                 Чтоб как новенькие стали. (Сапожник)

 

                                 Он приучает детишек к порядку,

                                 Он проверяет ребячьи тетрадки,

                                 Научит детей и писать, и читать,

                                 И складывать цифры и вычитать. (Учитель)

Воспитатель: Какие молодцы, все загадки отгадали. Ребята скажите о ком эти загадки, кто догадался!

Дети: о профессиях.

Воспитатель: Правильно. Молодцы. А сейчас мы с вами поиграем с нашими пальчиками. (проводится пальчиковая гимнастика).

Каменщик из кирпичей, домик строит дом ничей

(Кладем правую руку на левую, левую на правую все выше и выше)

Я маляр я стены крашу, потолок и кухню вашу.

(Расслабленной кистью водим вверх, вниз «красим потолок»)

Я электрик свет включу, только лампочку вкручу.

(Включает свет, нажимая на включатель, вращательные движения кистью правой руки).

Приходите в новый дом и живите долго в нем.

(Ладошки домиком, развести руки в стороны).

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим и другие письма, что в них

(каждому ребенку раздаю по конверту).

Дети открывают, что это кто догадался!

Дети: Это разрезные картинки.

Воспитатель: Да правильно, давайте соберем и увидим, что получится. Дети

Собирают.

Воспитатель: Даша что получилось у тебя (ответы детей), а у тебя Дима и т.д.

Воспитатель: Здорово, а давайте расскажем о них. Я расскажу первая о своей профессии, а потом будете рассказывать вы (рассказ воспитателя и детей).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

                   Быть шофером хорошо, а летчиком лучше

                           (бег по кругу имитируют руль)

                  Я бы летчиком пошел пусть меня научат.

                          (бег по кругу руки в стороны)

                 Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер

                         (останавливаются, наливают)

                 В небеса мотор вези, чтобы птицы пели.

             (круговые движения руками, бег по кругу машем как птички).

Воспитатель: Отдохнули. А давайте посмотрим, что еще есть в сумке у почтальона. Ребята здесь еще одно письмо. Прочитаем, что в нем написано (воспитатель читает). А здесь написано, что где – то в музыкальном зале спрятан красный мешок, а в нем сюрприз ребята давайте его найдем.

Дети: Давайте! Под музыкальное сопровождение дети ищут сюрприз, находят мешок с разными атрибутами, которые нужны людям разных профессий.

Воспитатель: Достает из мешка весы и путает, обыгрывая ситуацию: Весы нужны дворнику.

Дети: Нет весы нужны продавцу. Игра повторяется.

Воспитатель: Кирпичи нужны учителю, руль нужен повару, кастрюля водителю и т.д. Дети должны ответить правильно, кому что нужно для нужной профессии.

Воспитатель: Ребята какие вы молодцы! А теперь немного поиграем.

Воспитатель: Ребята становитесь в круг, я буду вам называть профессию человека, а вы мне скажите кто, где работает.

Проводится игра «Кто, где работает!».

       

     Повар – в столовой.

     Учитель – в школе.

     Строитель – на стройке.

    Парикмахер – в парикмахерской.

    Продавец – в магазине.

    Врач – в больнице.

    Пожарник – в пожарной охране и т.д.

Рефлексия

Воспитатель: Да все правильно, какие вы у меня молодцы! (дети садятся на свои места).  Ребята вы сегодня хорошо отвечали, со всеми заданиями вы справились. А сейчас давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили! Ответы детей (о профессиях). Да правильно, профессий очень много каждая профессия нужна и важна в жизни каждого человека, и я тоже очень люблю свою профессию. А кем бы вы хотели стать, когда станете взрослыми. (ответы детей). Молодцы, ребята и у меня есть для вас сюрприз (входит в зал повар и несет пирог). Наши повара детского сада испекли для вас пирог, и мы с вами будем угощаться, но сначала нужно помыть руки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из своего опыта работы с детьми в логопедической группе, я считаю, что нужно как можно раньше привлекать внимание детей к теме «Профессии». Это в значительной мере помогает повысить степень активности каждого ребёнка, проанализировать его интеллектуальный уровень, расширяет кругозор; улучшаются коммуникативные связи между участниками образовательного процесса, формируется эмоциональная творческая атмосфера в группе; развивается внимание и логическое мышление; подвергаются исправлению речевые дефекты. А использование в структуре занятия ИКТ помогает решить актуальные педагогические проблемы, более эффективно усвоить предметный материал.

В своей работе я следую совету известного педагога – психолога Д. Холла: «Мир ребёнка сделан из дерзания духа и чудес. Иногда нам кажется, что дети должны последовать за нами, быть, как мы, слушаться нас. Следуйте за ребенком сами: смейтесь вместе с ним, учитесь у него».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ТРУДЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ БЕЛОГОРЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР

Знания о труде людей творческих профессий и понимание значения данной деятельности обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его...

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ТРУДЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ БЕЛОГОРЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР

Существует  расхожее мнение, что творчество отражает жизнь. Пожалуй, правильнее сказать: оно сильнее жизни, поскольку не только отражает ее реалии, но и имеет возможность раздвинуть гра...

Организация педагогического процесса по формированию первичных представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста

        Влияние  родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостны...

Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета в дошкольном учреждении направленное на раннюю профориентацию до

Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета...

Проект по формированию первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе для детей младшего дошкольного возраста "Правила безопасности для детей"

формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе для детей младшего дошкольного возраста...

Формирование первичных представлений финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания

формирование первичных представлений о финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....