Организация педагогического процесса по формированию первичных представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру

Переверзева Наталья Анатольевна

          Влияние  родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
            Ознакомление  с природой  детей младшего дошкольного возраста ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему. Полученные неправильные представления о мире могут стать причиной недоброжелательного отношения, а подчас, и жестокого обращения с природой, что  нанесет вред не только природе, но и психики самого ребенка. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные, поэтому мы считаем,  очень важным, чтобы дети уже с первых лет жизни получили верные сведения о природе.

Для формирования первичных представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста, необходимо в повседневной жизни в дошкольном образовательном учреждении правильно организовать развитие интереса к познанию окружающего миру через положительное эмоциональное воздействие. Положительные эмоции у детей вызывают  знакомство с игрушками, изображающими животных, использование дидактических игр ("Кто в домике живет?", "А у нас во дворе", "К нам приехал гость"), игр-сюрпризов ("Ты кто?" и д.р.), игр-забав ("Солнечный зайчик", "Водичка-водичка"), настольных («Овощи и фрукты», «Собери цветок», «Назови животное») и сюжетно-ролевых  («Курица и цыплята»).

Представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста  так же формируются в процессе  постоянных наблюдений, вовремя которых взрослый обращает внимание на внешние отличительные особенности исследуемых объектов и явлений,  взаимоотношения с другими объектами и знакомит с их средой обитания. [2,34]

В дошкольном учреждении  на прогулках с помощью воспитателя дети наблюдают за  животными, птицами (перелетными и зимующими), растениями (деревьями, кустарниками, ягодами, травой) и природными явлениями (светит солнце, падает снег, идет дождь). В группе дети могут наблюдать экспериментальную деятельность (с водой, песком, льдом и т.д.), в процессе  которой идет обогащение памяти, активизируются их мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием этого является не только ознакомление младшего дошкольника с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. [1,15]

Занятия – экспериментирование, на наш взгляд, наиболее увлекательны, если их проводить в форме: работа в «лаборатории», встреча с волшебником, путешествия; с использованием художественного слова (чтение отрывков из художественных произведений, загадывание загадок, чтение стихов), демонстрационного материала (иллюстрации, схемы, карты) и различных «научных штучек» (лупа, микроскоп, пробки, магниты и д.р.)

Кроме того, в группе младшего дошкольного возраста необходимо создать центр для исследований («центр науки», «исследовательский уголок») и постоянно пополнять в нем рабочий материал («Занимательные сундучки») необходимый для проведения опытов в самостоятельной деятельности дошкольников. Примерное содержание такого сундучка: веревки, пластиковые бутылки разных размеров растворимые продукты (сахар, соль), мерные ложки, кружки, в контейнерах природный материал (камешки, шишки, желуди), фартуки щетка, совок и т.д. Работая с этими предметами они могут совершать свои первые открытия.[4,7]   

Наблюдения, на основе которых складываются первичные представления о природе  младших дошкольников, могут быть не только за объектами и явлениями природы, но и за самим человеком.  Например, работник дошкольного учреждения (воспитатель, помощник воспитателя, дворник, медицинская сестра и т.д.) и родственники могут стать сами объектами их  изучения, но так как в этом возрасте активно развивается подражание, а многие мамы и папы  не владеют методикой ознакомления детей с природой, то задача воспитателя дать и родителям правильные представления об окружающем  мире и  способах его охраны. Для этого необходимо проводить родительские собрания, консультации, систематически обновлять содержание родительского уголка, папки-передвижки по экологическому воспитанию, это в свою очередь   расширит представления детей об окружающей действительности и сформирует  их собственное отношение к природе.

Таким образом, получение положительных эмоций вовремя познания мира, правильная организация процесса формирования представлений о нем   и отношение самих взрослых, способствует становлению у младших дошкольников целостной картины мира и основ культурного изучения окружающей действительности в дальнейшем – в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_priroda.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Организация педагогического процесса по формированию первичных представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста

          Влияние  родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
           
Ознакомление  с природой  детей младшего дошкольного возраста ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему. Полученные неправильные представления о мире могут стать причиной недоброжелательного отношения, а подчас, и жестокого обращения с природой, что  нанесет вред не только природе, но и психики самого ребенка. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные, поэтому мы считаем,  очень важным, чтобы дети уже с первых лет жизни получили верные сведения о природе.

Для формирования первичных представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста, необходимо в повседневной жизни в дошкольном образовательном учреждении правильно организовать развитие интереса к познанию окружающего миру через положительное эмоциональное воздействие. Положительные эмоции у детей вызывают  знакомство с игрушками, изображающими животных, использование дидактических игр ("Кто в домике живет?", "А у нас во дворе", "К нам приехал гость"), игр-сюрпризов ("Ты кто?" и д.р.), игр-забав ("Солнечный зайчик", "Водичка-водичка"), настольных («Овощи и фрукты», «Собери цветок», «Назови животное») и сюжетно-ролевых  («Курица и цыплята»).

Представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста  так же формируются в процессе  постоянных наблюдений, вовремя которых взрослый обращает внимание на внешние отличительные особенности исследуемых объектов и явлений,  взаимоотношения с другими объектами и знакомит с их средой обитания. [2,34]

В дошкольном учреждении  на прогулках с помощью воспитателя дети наблюдают за  животными, птицами (перелетными и зимующими), растениями (деревьями, кустарниками, ягодами, травой) и природными явлениями (светит солнце, падает снег, идет дождь). В группе дети могут наблюдать экспериментальную деятельность (с водой, песком, льдом и т.д.), в процессе  которой идет обогащение памяти, активизируются их мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием этого является не только ознакомление младшего дошкольника с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. [1,15]

Занятия – экспериментирование, на наш взгляд, наиболее увлекательны, если их проводить в форме: работа в «лаборатории», встреча с волшебником, путешествия; с использованием художественного слова (чтение отрывков из художественных произведений, загадывание загадок, чтение стихов), демонстрационного материала (иллюстрации, схемы, карты) и различных «научных штучек» (лупа, микроскоп, пробки, магниты и д.р.)

Кроме того, в группе младшего дошкольного возраста необходимо создать центр для исследований («центр науки», «исследовательский уголок») и постоянно пополнять в нем рабочий материал («Занимательные сундучки») необходимый для проведения опытов в самостоятельной деятельности дошкольников. Примерное содержание такого сундучка: веревки, пластиковые бутылки разных размеров растворимые продукты (сахар, соль), мерные ложки, кружки, в контейнерах природный материал (камешки, шишки, желуди), фартуки щетка, совок и т.д. Работая с этими предметами они могут совершать свои первые открытия.[4,7]    

Наблюдения, на основе которых складываются первичные представления о природе  младших дошкольников, могут быть не только за объектами и явлениями природы, но и за самим человеком.  Например, работник дошкольного учреждения (воспитатель, помощник воспитателя, дворник, медицинская сестра и т.д.) и родственники могут стать сами объектами их  изучения, но так как в этом возрасте активно развивается подражание, а многие мамы и папы  не владеют методикой ознакомления детей с природой, то задача воспитателя дать и родителям правильные представления об окружающем  мире и  способах его охраны. Для этого необходимо проводить родительские собрания, консультации, систематически обновлять содержание родительского уголка, папки-передвижки по экологическому воспитанию, это в свою очередь   расширит представления детей об окружающей действительности и сформирует  их собственное отношение к природе.

Таким образом, получение положительных эмоций вовремя познания мира, правильная организация процесса формирования представлений о нем   и отношение самих взрослых, способствует становлению у младших дошкольников целостной картины мира и основ культурного изучения окружающей действительности в дальнейшем – в школе.  

Литература

1. Акимова, Ю.А.Знакомим дошкольников с окружающим миром. Младшая группа [Текст] Ю.А.Акимова- М.: ТЦ Сфера, 2007

2. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой [Текст] Н.Ф.Виноградова - М.: Просвещение,1978

3.  Ежкова Н.С. Эмоциональный компонент образования: процесс реализации [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2006. – №6.

4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] А.И. Иванова. -  М.: ТЦ Сфера, 2003

5. Николаева, С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях [Текст] С. Н. Николаева. - М.: Просвещение, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайд - презентация по теме «Использование метода моделирования при формировании естественнонаучных представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста».

Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов и  систем путём построения и изучения их моделей, наглядно-практический метод обучения....

«Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей»

В статье представлен опыт работы по формированию представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПДД У РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Знакомить и обучать правилам дорожного движения необходимо начинать с дошкольного возраста. В этом возрасте дети еще не умеют управлять своим поведением, у них не выработана способность предвидеть воз...

Инновационный подход к организации образовательного процесса по формированию первичных представлений о малой Родине и Отечеству.

Выступление на XI муниципальных педагогических чтениях-конкурса "Образовательная деятельность по ГОС и ФГОС: как оптимально сочетать накопленный опыт и иновационные подходы без потери качества об...

Проект по формированию первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе для детей младшего дошкольного возраста "Правила безопасности для детей"

формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе для детей младшего дошкольного возраста...

Формирование первичных представлений финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания

формирование первичных представлений о финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....