«Формирование у дошкольников первичных представлений о профессиях и различных сферах деятельности людей через создание предметно-пространственной среды и взаимодействие с родителями воспитанников».
материал

Радина Лариса Николаевна

Выступление подразумевает сопровождение демонстрации слайдов презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1:

Уважаемые коллеги!

       Мы рады приветствовать вас в детском саду «Светлячок» на очередном районном методическом объединении педагогов детских садов. Тема сегодняшней встречи:

«Формирование у дошкольников первичных представлений о профессиях и различных сферах деятельности людей через создание предметно-пространственной среды и взаимодействие с родителями воспитанников».

         Для нашей страны тема ПРОФОРИЕНТАЦИИ сейчас очень  актуальна! России нужно развивать СОБСТВЕННУЮ ЭКОНОМИКУ, стремиться к САМООБЕСПЕЧЕНИЮ. Чтобы  сохранить государство, отстоять суверенитет и  независимость от  США и стран Западной Европы, России   нужен технологический прорыв, а значит подготовка кадров самых разных профессий.   Одним из необходимых условий для технологического прорыва страны президент считает успешную профориентацию. Но возможно это будет лишь в том случае, если молодое поколение россиян как можно раньше найдет свое место в жизни. Об этом президент Владимир Путин заявил, выступая на открытом уроке «Направления прорыва».

  По результатам исследования, проведенного министерством просвещения, более 70 % школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. И лишь 5 % уже определились с профессией. Эти цифры говорят о системной проблеме, которая должна решаться на уровне государства, общества и семьи. Мы знаем, что фундамент всего развития ребенка закладывается именно в дошкольном детстве. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров,  С.Н. Чистякова, Е.А. Климов, В.И. Логинова,   С.А. Козлова, А.Ш. Шахматова и др.  Они утверждают, что детям доступна система формирования  элементарных представлений о профессиях взрослых.

     Исходя из актуальности проблемы ранней профориентации в дошкольном образовании, мы пришли к идее создать в детском саду предметно-пространственную среду для осуществления этой работы на более высоком качественном уровне. 

    А что у нас получилось,  мы постараемся сегодня показать.

Слайд  2:

Итак, -Презентация методической выставки: «Создание предметно-пространственной среды для формирования у дошкольников первичных представлений о профессиях и различных сферах деятельности людей».

   Наша выставка – это итог работы  коллектива педагогов в содружестве с воспитанниками и их родителями  по реализации инновационного проекта: «Первые шаги дошкольников в профессию».

 Слайд  3:

 Этот проект мы разработали для участия в краевом конкурсе инновационных проектов еще в октябре 2019 года. Реализация проекта начата в  2020-21 учебном  году  и вот сегодняшним РМО мы завершаем этот проект.

Как все начиналось…

В 2020-21 учебном  году  у нас был проведен педсовет: «Формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к разным видам труда и  интереса к  профессиям», в ходе подготовки которого началось внедрение  инновационного проекта «Первые шаги дошкольников в профессию» в практику работы МБДОУ.

 Слайд 4:

На территории детского сада были организованы 3 тематических площадки для освоения элементов профессиональной деятельности:

  • в здании Сказка площадка по освоению  профессии повара,
  • в здании Черемушки площадка по освоению  профессии стилиста
  • в здании Светлячок площадка по освоению  профессии врача, медицинской службы

Слайд 5

Успешно проведен Внутриучрежденческий конкурс среди педагогов на лучшую разработку учебно-методического материала по проекту: «Первые шаги дошкольников в профессию».

Было разработано огромное количество материалов учебно-методического сопровождения образовательного процесса по освоению  детьми элементов профессиональной деятельности выбранных специальностей: конспектов занятий, сценариев проведения разнообразных досугов, развлечений, праздников.

Изготовлено немало дидактического материала: игр, альбомов, макетов, лэпбуков, рембоксов и других материалов.

Слайд 6

Подготовлены  постеры для родителей по реализации проекта по каждому зданию

Слайд 7- Светлячок

Слайд 8-Черемушки

Слайд 9- Сказка

Слайд10

Результаты организации развивающей предметно - пространственной среды по ознакомлению с профессиями  с учетом ФГОС ДО были впечатляющими:

Например в здании «Сказка» в каждой группе созданы зоны для игр, связанных с работой повара, самых разных направлений кулинарии,

Слайд11 например,  пекарня «Каравай» (воспитатели Комарова Наталья Владимировна и  Бердюгина Марина Николаевна),

Слайд12 -пиццерия (воспитатели  Иванкова Татьяна Викторовна и  Малий Наталья Викторовна), Слайд13 -кафе – кондитерская «Няшка-вкусняшка» (воспитатель Колотилина Светлана Анатольевна),

Слайд14-суши и роллы (Алексеенко Кристина Сергеевна),

Слайд15- русская народная кухня «В гостях у печки»  (Гостева Ольга Александровна),

Слайд16- «супы» (воспитатель Носова Екатерина Денисовна)

Слайд17

В здании «Светлячок» в разных группах созданы зоны для игр, связанных с работой разных направлений медицинской службы:

Слайд18- рентген-кабинет (воспитатель Чуйко Нина Николаевна),

Слайд 19 -кабинет окулиста (Пуршева Людмила Ивановна),

Слайд20-пункт скорой медицинской помощи (воспитатели Карпова Татьяна Юрьевна и Кислицина Лидия Николаевна),

Слайд21- кабинет медицинской сестры (воспитатель Прозорова Наталья Сергеевна),

Слайд22- кабинет врача (воспитатель Шимолина Светлана Николаевна)

Слайд 23

   В здании «Черемушки» инновационный проект «Первые шаги дошкольников в профессию» реализуется на примере ознакомления дошкольников с работой стилиста. В каждой группе организована ППС для игр, связанных с профессией стилиста, имиджмейкера, парикмахера.

Начиная с самой младшей группы оформлены богатые игровым материалом игровые уголки, включающие мини-костюмерные, атрибуты к играм «Парикмахерская», «Салон красоты», «Маникюрный салон».

Слайд24- Воспитатель Силюкова Юлия Александровна очень активно привлекла родителей к оформлению тематического игрового уголка по работе стилиста. Изготовлено очень много игровых атрибутов, игр и наглядности в виде альбомов, фотоальбомов, рекламных  стендов, макетов, журналов. Например, журнал «Юные стилисты детского сада «Черемушки» с фотографиями детей группы в образах, дидактические игры: «Создай модный образ», «Подбери прическу», «Собери Машу в гости», «Что нужно парикмахеру?».

Слайд25- В группе Евсюковой Светланы Анатольевны много кукол с целыми наборами сшитой и связанной одежды, самодельные сумочки и другие аксессуары, оформлены  дидактические игры  для девочек и мальчиков «Придумай образ», «Подбери прическу», «Подбери макияж», альбомы «Стильные и модные ребята» с фото детей группы, альбом стилиста и др.

Слайд26- Шишкиной Ольгой Владимировной изготовлены методические пособия «Профессия парикмахер», «Мастер маникюра», «Дизайнер одежды», «Аквагрим»; дидактические игры «Инструменты парикмахера», альбомы «Прически для мальчиков», «Прически для девочек», игровой румбокс «Салон красоты».

Слайд 27- В группе Сарымовой Марьям Файзулловны дети не отходили от макета «Салон красоты» и так «заиграли» его, что в этом году пришлось делать новый. В макет «Салон красоты» входят: уголок с монитором  и охранник у входа, кассу с кассиром, комнаты с различными услугами,  включая  «Солярий». Изготовлены с помощью родителей различные дидактические игры, например, «Наряди куклу», «Сделай прическу», «Заплети косички» и др. Был изготовлен игровой плоский манекен в рост ребенка со сменной одеждой на липучках.

Слайд 28-Всех поразил румбокс Галины Ивановны Леоновой, где каждая вещичка- настоящий шедевр. Галина Ивановна так вдохновила коллег, что в этом году  румбоксы изготовлены во всех группах детского сада «Черемушки».

Слайд 29

В этом учебном году работа по ознакомлению с профессиями была продолжена, но несколько в другом формате.

       Во-первых,  мы делали упор на использование нестандартного демонстрационного материала по ознакомлению с профессиями, например, мудборд и

Слайд 30- флипчарт, а также видеоролики, снятые родителями воспитанников

Слайд 31 -круги Лурия  

Слайд 32 -колесо обозрения,

Слайд 33-Фотокубик-трансформер,

Слайд 34-панорама профессий.

Слайд35- Во –вторых, мы    знакомим детей во всех зданиях не только с закрепленными площадками профессиями, а со всем разнообразием других. Поэтому ППС надо разнообразить. Так, например, в Светлячке Чуйко Нина Николаевна работала с детьми по проекту: «Знакомство с профессией пожарный».   В ходе проекта  были изготовлены макет: «Пожарная безопасность», лэпбук: «Огонечек»,  папка-передвижка для родителей: «Пожарная безопасность». Оформлены презентации: «Пожарный - профессия героическая»,  «Знакомство с профессией пожарный». 

Слайд 36- Теперь в наших зданиях имеется хорошая база для освоения  детьми различных сфер деятельности людей и формирования у дошкольников первичных представлений о профессиях, включающая материалы:

  • для детей,
  • для педагогов
  • и для родителей воспитанников.

    Можно смело сказать, что успех работы по ознакомлению с профессиями в нашем детском саду обеспечен. Но сама по себе  предметная среда не даст больших результатов без эффективного педагогического труда воспитателей: все это надо уметь преподнести, привлечь ребенка, заинтересовать, объяснить, пояснить, проинструктировать, побеседовать.

     Насыщенной  должна быть не только предметная среда, но и событийная составляющая воспитательной среды, в том числе беседы, разговоры, рассказы воспитателя, приглашение интересных гостей: исполнителей и специалистов - музыкальные концерты, литературные вечера, творческие  мастер-классы и многое другое.

Работу по ознакомлению с разными профессиями  и сферами деятельности людей мы будем продолжать, углублять и расширять, изобретая все новые формы и средства.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»

Актуальность  Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государстве...

Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, коли...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста через создание предметно-пространственной среды

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и значимых направлений работы учреждений дошкольного образования....

Патриотическое воспитание старших дошкольников через создание предметно-пространственной среды в группе

Патриотическое воспитание старших дошкольников через создание предметно-пространственной среде в группе...

Использование методики «Линейный календарь» , как способ формирования у дошкольников первичных представлений о мире профессий и интереса к трудовой деятельности

Использование методики «Линейный календарь» , как способ формирования у дошкольников первичных представлений о мире профессий и интереса к трудовой деятельности...

Взаимодействие с родителями в создании предметно – пространственной развивающей среды по формированию основ финансовой грамотности.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансовой грамотным. Поэтому обучение основам экономи...