ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ТРУДЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ БЕЛОГОРЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР
статья (старшая группа) на тему
Существует расхожее мнение, что творчество отражает жизнь. Пожалуй, правильнее сказать: оно сильнее жизни, поскольку не только отражает ее реалии, но и имеет возможность раздвинуть границы известного, обыденного, увидеть красоту и гармонию в окружающем мире. Ценность таланта, который позволяет раздвигать эти границы, - неоспорима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ О ТРУДЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
БЕЛОГОРЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР
Шпак А.А., Шатова М.С.
МБДОУ д/с № 47 г. Белгорода
Существует расхожее мнение, что творчество отражает жизнь. Пожалуй, правильнее сказать: оно сильнее жизни, поскольку не только отражает ее реалии, но и имеет возможность раздвинуть границы известного, обыденного, увидеть красоту и гармонию в окружающем мире. Ценность таланта, который позволяет раздвигать эти границы, - неоспорима.
В нашей работе над парциальной программой дошкольного образования мы выделили следующие творческие профессии для работы с детьми по развитию представлений о следующих творческих профессиях Белгородской области: писатель, художник, мастер лозоплетения, мастер текстильной игрушки, мастер по керамике.
Знания о труде людей творческих профессий и понимание значения данной деятельности обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его результатам. Развитие у детей верных представлений о труде взрослых, интереса и уважения к людям труда, положительного эмоционального отношения к труду окружающих людей – важная составляющая психологической готовности к труду.
Ребенок-дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности. Работая по парциальной программе дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья!» поощрение этого интереса, утоление жажды знаний о труде взрослых, создание условий для получения максимального объема такой информации и наиболее эффективного ее усвоения имеет первостепенное значение. Значительная роль в воспитании правильных представлений о труде играет семья. Именно в семье складывается наиболее плодотворная обстановка для выполнения задач трудового воспитания детей. Знания о творческих профессиях дети получают от членов семьи, от сверстников, из собственных наблюдений, а также с помощью средств массовой информации (кино, радио, телевидения, литературы и т. п.). Усвоение детьми знаний о людях творческих профессий Белгородской области приводит к возникновению у них нового типа поведения, который опосредуется сложившимися представлениями о трудовых и общественных функциях таких людей.
Рассматривая профессии, сложной задачей для детей является вычленение результатов труда. Многие дети смешивают результат с процессом труда (милиционер — «задерживает нарушителей», врач — «лечит людей», воспитатель — «воспитывает детей»). Изучая творческие профессии Белгородской области, такая проблема не возникает. Так как результат деятельности представлен наглядно и самостоятельная дифференцировка этих компонентов структуры образа трудового процесса не затруднена. Общественную значимость результатов труда творческих профессий дети старшего дошкольного возраста понимают в основном правильно. Знакомство с произведениями художественной литературы, музыкальными произведениями, живописью, творчеством людей родного края обеспечивает усвоение необходимых для представлений в образной, чувственной форме, способствует становлению ее важнейшего компонента – готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности.
Для формирования первичных представлений о труде людей творческих профессий, мы реализовывали проектирование сюжетно-ролевых игр. Игра – дело серьёзное. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра - вечный спутник детства. Игра – явление сложное, многогранное. Не надо каких – то особенных данных, чтобы играть с ребятами. Надо просто жить с детьми в том мире, который им интересен. Дети любят играть во взрослых, а взрослые должны уметь быть рядом с детьми, уметь с ними играть, если хотят стать их друзьями. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
Для того чтобы познакомить детей с профессией писателя, мы использовали сюжетно-ролевую игру «В библиотеке». С помощью нее, мы познакомили и закрепили полученные знания о детских писателях Белгородской области (Евгений Дубравный, Вячеслав Колесник, Леонид Кузубов, Юрий Макаров, Владимир Молчанов, Борис Осыков, Валерий Черкесов, Игорь Чернухин, Владислав Шаповалов), их литературных произведениях, обогатили словарный запас детей.
Сюжетно-ролевая игра «Юный художник» помогла привить интерес не только к изобразительному искусству, но и активизировать творческие способности, сформировать художественно-эстетические потребности в изучении работ художников родного края, развить художественное восприятие произведений изобразительного образа, воспитать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Данная игра строилась на основе выставки «Ангел Святого Белогорья». Дети познакомились с работами следующих художников Белгородской области: Рязанцева Ю.А., Дымова С.Ф., Болотова Ю.И., Новикова Г.В., Данченко Ю.В., Серпуховой Я.А., Аксенова В.В., Плешковой Н.А., Кириченко И.В., Федоровой В.О., Скорбач М.В.
С помощью сюжетно-ролевой игры «В мастерской Самоделкина», нам удалось познакомить детей с такими профессиями, как мастер лозоплетения, мастер текстильной игрушки, мастер по керамике. Сформировать навыки ручного труда, способствовать развитию эстетического вкуса, эмоционального восприятия творческого ручного труда, расширить словарный запас детей и чувство гордости за принадлежность данного ремесла к определенным районам Белгородской области (лозоплетение - г. Гайворон, керамика - пгт. Борисовка, текстильная игрушка - г. Старый Оскол).
В нашей работе, мы обогатили представления детей о многообразии творческих профессий, ее значимость в нашем регионе. Под влиянием целенаправленной работы, дети лучше осознают значение творческой трудовой деятельности в жизни каждого человека. Для старшей группы успехи мастеров Белгородской области становятся предметом гордости. Очень важно правильное отношение родителей к тому, что дети интересуются творческими профессиями, проявляют любопытство, хотят знать, и воспроизводить материал через игровую деятельность. Отсутствие такой информации обедняет представление ребенка и в какой-то мере ущемляет его, лишая возможности с гордостью говорить о родном крае.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» – М.: Сфера, 2011. – 106 с.
- Урунтаева Г.А. Детская психология – М.: Академия, 2014. – 368 с.
- Менджерицкая. Д.В. О детской игре. Под редакцией Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
- Волков И.Т. «Приобщение дошкольников к творчеству». Из опыта работы – М.: Просвещение, 2013. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений дошкольников о труде взрослых посредством сюжетно-ролевых игр
Формирование представлений дошкольников о труде взрослых посредством сюжетно-ролевых игр...
Формирование первичных представлений дошкольников о семье и семейных ценностях
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное обще...
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ТРУДЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ БЕЛОГОРЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР
Знания о труде людей творческих профессий и понимание значения данной деятельности обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его...
Программа по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде в процессе ознакомления дошкольников с родным краем
Первоначальные основы интереса к сельскохозяйственному труду, уважительное отношение к людям этого труда, желание участвовать в посильном труде взрослых закладываются у детей в дошкольном возрасте. Гл...
Программа по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде
Программа реализуется в процессе ознакомления дошкольников с родным краем...
Формирование первичных представлений о труде взрослых,его роли в обществе и жизни каждого человека у дошкольников.
Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых средствами дидактических игр....