"РАЗВИТИЕ РЕЧИ" рабочая программа
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему

Мальцева Лилия Юрьевна

программа по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа84.5 КБ
Файл план118.67 КБ
Файл план212.72 КБ
Файл разработки221.28 КБ

Предварительный просмотр:

              Государственное казенное учреждение социального  

                           обслуживания   Краснодарского края    

  «Курганинский социально-реабилитационный центр для

                              несовершеннолетних»

УТВЕРЖДЕНО

Решением педагогического

совета ГКУ СО КК

«Курганинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

протокол №_____ от ________________

____________________О.Г. Габдулхакова

                     Общеразвивающая рабочая  программа                            

                    по реабилитации несовершеннолетних

                                   «Развитие речи»

                    Разработчик: воспитатель младшей группы Мальцева Л.Ю..

                                           п. Лучезарный

                              Пояснительная записка

Не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас  опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение, и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких, как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст! В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в интернете, чем показать свой словесный потенциал. Дети мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации, и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2 – 3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие, ставят их в тупик. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение по развитию речи

Цель программы: формирование у детей тенденций к саморазвитию  речи.

Задачи программы:

 - Формировать навыки владения языком в его коммуникативной      функции: развивать связную речь, речевое общение;

 - Преодолеть разнообразные грамматические ошибки в речи ребёнка;

 - Обеспечить творческий характер речи;

 - Обогатить и активизировать словарь,

 -корректировать звукопроизношение,

 - развивать артикуляционный аппарат,

  -развивать мелкую и двигательную моторику,

Методика и технология реализации:

Программа состоит из 4 разделов, разделенных на темы. Общий объем занятий – 20 часа

-1 раздел «Составление рассказа по демонстрируемому действию» -     4часа;

-2 раздел «Пересказ текста с использованием магнитной доски» - 5часов;

-3 раздел «Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин» -8часов

-4 раздел «Пересказ текста с опорой на одну сюжетную картинку» 3 часа

.

Каждый из разделов представляет собой цикл занятий. Общий объем теоретических занятий по 4 разделам – 4, практических – 16часов, продолжительность каждого занятия составляет 1 академический час длительностью 20 минут.

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 3 до 7 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Формы занятий: теоретические и практические занятия.

Занятие включает в себя 5 этапов: организация детей, основная часть занятия, физминутка, пальчиковая и артикуляционная гимнастика и окончание занятия.

Организация детей:

  • создание «ситуации успеха» через практическое задание, с которым может справиться ребенок и которое основано на ранее полученных знаниях и связано с новым материалом;
  • создание интереса к занятию (приемы, содержащие занимательность, сюрприз, загадку).

Основная часть:

  • организация детского внимания;
  • объяснение материала и показ способа действия или постановка задачи и совместное решение;
  • закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа на практических занятиях);
  • акцентирование внимания на затруднениях через столкновение знания с незнанием, умения с неумением.

Физминутка , пальчиковая и артикуляционная гимнастика:

  • обеспечение на занятии условий для снятия усталости, оказание помощи детям в переключении их деятельности.

Упражнения

Окончание занятия:

  • подведение итогов (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с поставленными задачами, оценивание участия детей в занятии);
  • фиксация в речи детей нового знания или способа действия;
  • организация рефлексии и самооценки собственной и коллективной деятельности;
  • осмысление достижения и переключение детей на другой вид деятельности.

Методы работы: на занятиях используются различные методы работы: беседа, дискуссия, опрос, ролевая игра, решение ситуаций, практическая деятельность.

Режим занятий: 2 раза в неделю, по одному занятию в день, занятия проводятся согласно календарно-тематического плана.

Исполнитель: воспитатель младшей группы Мальцева Л.Ю.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1) по окончанию цикла занятий у воспитанников повышается культура    речи;

2)  повышается точность, связность и выразительность речи, ребёнок       начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве;

3) Формируется способность к  грамотной диалогической речи;

4) Улучшается артикуляция, звукопроизношение;

5)  Развивается мелкая моторика.

Формы контроля результатов: конкурсы, викторины, инсценировка,                 сюжетно-ролевые игры, открытые мероприятия.

Материальное обеспечение программы, технические средства обучения и контроля: стандартно оборудованный учебный класс, игровая комната, актовый зал,  магнитная доска, цветные иллюстрации, компьютер-ноутбук, экран, мультимедиа проектор.

Содержание программы

1 Составление рассказа по демонстрируемому действию

1.1.

«Игра»  ( теоретическое занятие)

. Игра в группе. Машинка. Кукла.

1.2.

«Дежурные» ( практическое занятие)

Цветы. Лейка. Стол. Посуда. Шкаф.

1.3.

«В раздевалке» (практическое занятие)

Прогулка, виды одежды, сезонные признаки.

1.4.

«В спальне» ( практическое занятие)

Спальная комната, порядок, виды уборки.

2.

Пересказ текста с использованием магнитной доски

2.1.

«Вечер» ( теоретическое занятие)

Занятия вечером членов семьи. Уроки. Ужин. Игра.

2.2.

«Кот-задира» ( практическое занятие)

Кот. Двор. Проказы.  

2.3.

«Два брата» (практическое занятие)

Братья- близнецы ,больница, любимые игрушки .

2.4.

«Щенок Бимка» (практическое занятие)

Щенок Бимка , неприятности . Спас хозяин.

2.5.

«Лена и щенок» ( практическое занятие)

Мама, Лена, много игрушек , живой щенок.

3.

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин

3.1.

«Попугай Петруша» ( теоретическое занятие)

Попугай Петруша. Игра в прятки.  Хозяйка .

3.2.

«Петя и собаки» (практическое занятие )

Мальчик. Собаки.  Дерево. Охотник.

3.3.

«Про девочку Машу и куклу Наташу» ( практическое занятие)

Маша, кукла , мальчик , шарик , воробей .

3.4.

«Как Алеша хотел белку испугать» (практическое занятие)

Алеша, бейсболка. белка,  дерево.

3.5.

«Незнайкин подарок»  (практическое занятие)

Незнайка, подарок,  шляпка, снежинки.

3.6.

«Маша ,кукла и качели» ( практическое занятие)

Маша, качели, кукла, снеговик.

3.7.

«Страшный зверь» ( практическое занятие )

Ребята,  светящиеся  глаза, кошка.

3.8.

«Надежный помощник» ( практическое занятие)

Пес, портфель, Петя, косточка.

4

Пересказ текста с опорой на одну сюжетную картинку

4.1.

«Заботливая сестра» ( теоретическое занятие)

Лена, братик, корзинка с грибами.

4.2.

«Друзья» (практическое занятие)

Таня,  мяч, Витя, Андрей, шарик.

4.3.

«Забота о «Меньшем брате»» ( практическое занятие)

Лена, раненый пес.

Рекомендуемая литература

Основная

1.Ткаченко Т,И, Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Москва.  «ЭКСМО»  2010.

2.Светлова И.Е. Развиваем устную речь .Москва «ЭКСМО» 2003.

3.Арушанова А.Г. ,Иванкова Р.А., Рычагова Е.С.  Игровые диалоги . Москва. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» 2005

4..Крупенчук О.И. Стихи для развития речи  Санкт-петербург « Литера» 2012

5.Гаврина С.Е. Развитие речи  Москва «РОСМЕН» 2012

6. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения  Москва «ЭКСМО» 2013.

Дополнительная

1. Степанова, О. А. Игровая школа мышления: методическое пособие  О.А. Степанова. - М. : Сфера, 2003.

2.Ткаченко Т.А.Формирование и развитие связной речи у дошкольника. Москва « Ювента» 2014

3.    Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

4. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. Сфера, 2008.

Интернет-источники

1.        http://ped-kopilka.ru/ - Учебно-методический кабинет – сайт для педагогов, учителей, воспитателей, студентов, родителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей.

2.        http://www.uroki.net/ - поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, сценарии школьных праздников.

3.        http://www.maam.ru/ - международный образовательный портал.



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор ГКУ СО КК

«Курганинский СРЦН»

_________О.Г.Габдулхакова

«____»_____________2015г.

Календарно-тематический план

общеразвивающей рабочей программы по реабилитации несовершеннолетних 

«Развитие речи»

Раздел/

Тема

Дата проведения

Название разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия

1.

Составление рассказа по демонстрируемому действию

4

1

3

1.1.

Игра

1

1

-

1.2.

Дежурные

1

-

1

1.3.

В раздевалке

1

-

1

1.4.

В спальне

1

-

1

2.

Пересказ текста с использованием магнитной доски

5

1

4

2.1.

Вечер

1

1

-

2.2.

Кот-задира

1

-

1

2.3.

Два брата

1

-

1

2.4.

Щенок Бимка

1

-

1

2.5.

Лена и щенок

1

-

1

3

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин

8

1

7

3.1.

Попугай Петруша

1

1

-

3.2.

Петя и собаки

1

-

1


3.3.

Про девочку Машу и куклу Наташу

1

-

1

3.4.

Как Алеша хотел белку испугать

1

-

1

3.5.

Незнайкин подарок

1

-

1

3.6.

Маша ,кукла и качели

1

-

1

3.7.

Страшный зверь

1

-

1

3.8.

Надежный помощник

1

-

1

4

Пересказ текста с опорой на одну сюжетную картинку

3

1

2

4.1.

Заботливая сестра

1

1

-

4.2.

Друзья

1

-

1

4.3.

Забота о «Меньшем брате»

1

-

1

ВСЕГО

20

4

16



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор ГКУ СО КК

«Курганинский СРЦН»

__________О.Г.Габдулхакова

«____»_____________2015г.

Учебный план

общеразвивающей рабочей программы по реабилитации несовершеннолетних 

«Развитие речи»

п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия

1.

Составление рассказа по демонстрируемому действию

4

1

3

2.

Пересказ текста с использованием магнитной доски

5

1

4

3.

Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин

8

1

7

4.

Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину

3

1

2

ВСЕГО

20

4

16



Предварительный просмотр:

                                               ЗАНЯТИЕ №2    

                                         Тема: « ДЕЖУРНЫЕ».

ЦЕЛЬ: - Развитие навыков и умений у детей правильно, развернуто отвечать на вопросы.

 ЗАДАЧИ:

:Формирование у детей трудовых навыков и положительного отношения к труду.  Научить детей пересказывать текст. Овладение правильным звукопроизношением, подготовка артикуляционных органов к постановке звуков (которые самостоятельно ребёнок не освоил

-Формировать умения и навыки к самообслуживанию;

–Развитие  внимания у детей;

- Развитие тонкой (пальцевой) моторики и артикуляционного аппарата;

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Наглядное пособие, детская посуда, лейка для полива цветов, ваза с муляжами фруктов. Салфетница с салфетками.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : группа.

МЕТОД: НАГЛЯДНЫЙ, РОЛЕВОЙ,

                                              ХОД ЗАНЯТИЯ:

                                          (Вступительная часть)

- Здравствуйте ребята!

Сейчас мы с вами посмотрим сценку, которую нам покажут ребята. Называется она: « Дежурные».

Сегодня мы будем учиться правильно отвечать на вопросы по увиденной сценке и составлять рассказ по увиденному. ( В случае необходимости.сценка заменяеться наглядностью).

(Имена действующих лиц заменяются именами детей данной группы).

(ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ)   Двое или трое детей входят в группу и выполняют действия которые заранее оговорил с ними педагог, после чего садятся на стульчики.

Дети проходят садятся за накрытый дежурными стол.

  -Сейчас давайте поиграем. представим, что мы кушаем эти красивые, вкусные фрукты.

                  АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА: « ФРУКТЫ»  

Игровое упражнение: «Жуём твёрдую грушу».

 Упражнения для губ и щёк: «Спрячем сливу за щёку. Надувать попеременно то правую, то левую щёку».

Круглая виноградинка: « Вытянуть губы вперёд узкой трубочкой».

Щёчки-яблочки: « Ваши щёчки круглые как яблочки надуть обе щеки».

Банан: «Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты».

                     ФИЗМИНУТКА: «Эй, попрыгали на месте...»

Эй! Попрыгали на месте. (прыжки)
Эх! Руками машем вместе. (движение "ножницы" руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (нагнувшись, поднять голову как можно выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе. (дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй! (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко. (покружиться)
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок? (остановились, руки в стороны, приподняли плечи)
Завтра будет вновь урок! (руки на пояс, повернули туловище вправо, правую 
руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону

                                   ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Кто вошел в группу? Что взяла Катя?  Что Катя поливала ? Что взяла еще Катя? Что Катя протирала от пыли? Что взяла Даша? Куда Даша поставила посудку и вазу с фруктами? Что еще взяла Даша? Куда положила Даша ложки?  Что делали дети в группе?

                                          УПРАЖНЕНИЯ

1.Катя  поливала  цветы . А что еще можно поливать ?  ( Огурцы . помидоры, клумбу , грядку , алфальт, кусты, деревья..)

- Катя протирала  пыль . А что ,и где , еще можно протирать ? Столы, окна, внутри шкафов, люстры, посуду после мытья, полы..)

-Даша ставила на стол..что?  вазу,  блюдца, чашки, салфетницу… Что еще можно ставить на стол? – салатницу, хлебницу, солонку. перечницу, конфетницу...  Что можно класть  на стол? Ложки , вилки , ножи, салфетки..

2.Воспитатель  бросает мячь и говорит глагол неправильно. Ребенок исправляет.   Салфетница лежит на столе.  Нож стоит на столе . Чашка лежит на столе. Катя наливала цветок .Даша ставила ложки на стол.  Катя затирала пыль.

                 ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА: « В КОМНАТЕ»

«Наша Катюша умная была: В комнате работу всем зверям дала. Чашечки собачка моет язычком .(Левая рука-чашечка, скребем пальцами правой руки по ее ладони, движением от себя .тыльной стороной пальцев) .Мышка подбирает крошки под столом. (Хватательно-щипательные движения  по ладоням). Кошка коготками лавочку скребет.(Скрести согнутыми пальцами ладони). Курочка рябая пол крылом метет.(Скользящее движение  ребром одной ладони по другой).Катя варит кашу для зверят своих.(Указательным пальцем вращательные движения в ладони).Кашки наварила ,с ложки кормит их.(Зачерпываем кашу и кормим «зверят» из одной ладони другой).

3.Сейчас мы .чтоб подготовиться к  составлению рассказа ,ответим на вопрос,подойдут ли все предложенения, которые я прочитаю для нашего рассказа.    

-Даша  любит рисовать. Даша и. Катя  надели фартуки. Даша пошла на прогулку. Катя вымыла руки.  Дети дежурили в группе.  Катя сложила игрушки .  Даша протирала пыль. Даша поставила вазу с фруктами на стол.  Катя полила цветы из поливалки.

ИТОГ: (Заключительная часть) –А сейчас мы послушаем пересказ «Дежурные». (Двое. трое ребят пересказывают рассказ).

-Ребята, вам понравилось наше занятие сегодня?  -Что мы делали ? – Чему учились?

                                               ЗАНЯТИЕ №1    

                                              Тема: « ИГРА».

ЦЕЛЬ- Формирование  навыков и умений у детей правильно, развернуто отвечать на вопросы

ЗАДАЧИ:

:  Научить детей пересказывать текст. Овладение правильным звукопроизношением, подготовка артикуляционных органов к постановке звуков (которые самостоятельно ребёнок не освоил).

–Развитие  внимания у детей;

- Развитие тонкой (пальцевой) моторики и артикуляционного аппарата;

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Наглядное пособие, детские игрушки, машинка,  кукла, расческа .

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : группа.

МЕТОД: НАГЛЯДНЫЙ,РОЛЕВОЙ,

                                              ХОД ЗАНЯТИЯ:

                                          (Вступительная часть)

- Здравствуйте ребята!

Сейчас мы с вами посмотрим сценку, которую нам покажут ребята. Называется она: « Игра». ( В случае необходимости.сценка заменяеться наглядностью).

Сегодня мы будем учиться правильно отвечать на вопросы по увиденной сценке и составлять рассказ по увиденному.

(ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ)

(Имена действующих лиц заменяются именами детей данной группы). Двое детей входят в группу и выполняют действия которые заранее оговорил с ними педагог.

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Ребенок отвечает полными, четкими предложениями.

Кто вошел в группу? Куда вошли дети? Что взял Миша? Кого взяла Катя? Что катал Миша? Кого причесывала Катя? Где играли дети? И пр.

 ФИЗМИНУТКА:  « А часы идут, идут…»

 Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) 

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) 

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.) 

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) 

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) 

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) 

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются)

                                       УПРАЖНЕНИЯ                                                         1.Анализ предложений с целью включения или невключения в рассказ. Катя села на ковер. Миша ползал по ковру.  У Миши есть кошка . Миша любит машинки.  Миша долго завтракал.  Мама купила Кате шапку. Катя любит свою собаку. Миша нарисовал ракету. Катя взяла расческу.

2.Установление порядка предложений в рассказе.

Катя взяла куклу .-  Катя вошла в группу.

Катя причесывала куклу.  - Катя взяла куклу.

Миша взял машинку . – Миша катал машинку.

 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА: «Зарядка для язычка»

«На лугу паслась корова-Му-у-у, полосатый шмель летел-З-з-з, летний ветерок подул-Ф-ф-ф,колокольчик зазвенел –Дин-динь-динь, стрекотал в траве кузнечик –Тр-тр-тр,тц-с-с, еж колючий пробегал-Пх-пх-пх, птичка маленькая пела-Тиль-ль,тиль-ль, и сердитый жук жужжал-Ж-ж-ж

ИТОГ: (Заключительная часть) –А сейчас мы послушаем пересказ рассказа «ИГРА». (Двое. трое ребят пересказывают рассказ).

-Ребята, вам понравилось наше занятие сегодня?  -Что мы делали ? – Чему учились?

                                                ЗАНЯТИЕ № 3  

                                 Тема:» СЕЗОННЫЕ ПРИЗНАКИ»

.ЦЕЛЬ: - Развитие навыков и умений у детей правильно, развернуто отвечать на вопросы;

ЗАДАЧИ:

Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3-5 слов, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Учить обьединять фразы в рассказ из 4-5 предложений, с наглядной опорой  в виде объектов и действий с ним. Уточнить и обобщить знания об изменениях в природе зимой, об условиях жизни растений, животных и людей в зимний период. Закрепить знания детей о названии предметов зимней одежды и обуви.-Формировать умения и навыки к самообслуживанию;–Развитие  внимания у детей;- Развитие тонкой (пальцевой) моторики и артикуляционного аппарата;

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Наглядное пособие, детская одежда, шкафчик для обуви и одежды

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : группа.

МЕТОД: НАГЛЯДНЫЙ, РОЛЕВОЙ,

                                               ХОД  ЗАНЯТИЯ.

                                           (Вступительная часть)

Ребята, сегодня мы с вами проведем  занятие по теме « Сезонные признаки»   Давайте вспомним, какое сейчас время года?   Правильно, зима. Сегодня  мы вспомним  все ,что мы с вами знаем о зиме. Скажите, зимой тепло или холодно?  Когда холодно, какую одежду  одевают люди?  ( В случае необходимости, сценка заменяеться наглядностью).

 Дима и Даша покажут нам, как это происходит в жизни. Где обычно одеваются люди? ( в раздевалке)

(ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ)

.Просмотр сценки.

                                             ВОПРОСЫ.

 Что открыл Дима? Что достал Дима? Что надевал Дима? Что открыла Даша?  Что достала Даша?  Что надевала Даша?  Что завязывала Даша? Что застегивала Даша? Что надевала на шею? Что завязывала? Что надевала на руки? Куда собирались дети? Спасибо, ребята, вы нам очень помогли ,раздевайтесь и садитесь на свои места.

.Теперь мы немножко отдохнем, проведем с вами физминутку.

Солнце землю греет слабо….               (руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз…                   (руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у Снежной Бабы…               (руки на пояс ,поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос…                   (дети показывают нос)

В речке встала вдруг вода…                (прыжки на месте)

Неподвижна и тверда…

Вьюга злится, снег кружится…            (дети кружатся)

Заметает все кругом…                           (имитируют движения руками)

Белоснежным серебром…                     (плавные движения вверх,вниз)

А сейчас давайте сравним  , как изменяется  одежда  людей с приходом  зимы ,люди одевают теплую одежду :пальто, куртки, шапки, шарфы, перчатки, сапоги.  Далее ,солнце.  -Какое зимнее солнце?(неяркое, низкое, светит, но не греет, не часто появляется). Небо и осадки. –Какое зимнее небо, какие осадки выпадают? (небо серое ,от темных облаков, низкое, часто идет снег, накрывает землю белым ковром).Земля. -Как  выглядит земля? (она замерзает, черная, нет травы и цветов, или белая от снега, реки, озера  покрыты льдом. Далее, деревья, кусты. - Как  выглядят деревья и кусты?  (они  без листьев, серые, или белые ,когда покрыты снегом, только елочки зеленые).   Жизнь животных. -Как живется зимой нашим любимым зверюшкам? (Зайка, белка поменяли  шубки, чтоб быть незаметными врагам, грызуны (белки, мыши, хомяки) запаслись на зиму   орехами,  желудями, шишками  и питаются своими запасами, зайчики  едят  кору деревьев и кустарников, а лисы и волки на них охотятся. -Что делает мишка?  Он спит в своей берлоге!)  Птицы. – Как птицам живется зимой? (Перелетные птицы улетели на юг, зимовать в тепле, а зимующие  наши любимые воробушки, синички, дятлы, вороны, сороки, дикие голуби и др. жмутся к человеческому жилью; так им легче перезимовать).

Молодцы, хорошо отвечали. :

                          АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения для губ

Улыбка (Заборчик)

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.

2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.

Хоботок (Дудочка, Поцелуй)

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

                   Обратите внимание!

  1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.

2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.

3. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» - и губы примут положение трубочки.

Упражнения для языка

Лопаточка

 Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Поперёк улыбки лёг

Отдыхает язычок.

Обратите внимание!

1. Губы растянуты в улыбке.

2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.

3. Не высовывать язык далеко - он только накрывает нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»

«Гармошка»

Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз – У неё такой круиз.

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Физминутка: «Вот под елочкой.."

Вот под елочкой зеленой

(Встали.)

Скачут весело вороны:

(Прыгаем.)

Кар-кар-кар!

(Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали,

(Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар!

(Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают

(Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают:

(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Кар-кар-кар!

5.И теперь , последнее задание осталось выполнить, найти пару из одежды и обуви, которые подходят друг другу.

Дети выполняют задание, соединяя линиями подходящий друг другу предмет.

ИТОГ: (Заключительная часть) –А сейчас мы послушаем пересказ рассказа «В РАЗДЕВАЛКЕ». (Двое. трое ребят пересказывают рассказ).

                                 

                            Рассказ «В РАЗДЕВАЛКЕ»

                   (Образец, используется  в случае затруднения)

Даша и Дима вошли в раздевалку. Дима открыл шкафчик и достал курточку. Дима одел курточку и застегнул молнию. Даша открыла шкафчик и достала сапожки. Даша застегнула молнию на сапожках. Одела варежки, завязала шарф.  Дети собирались на прогулку.

-Ребята, вам понравилось наше занятие сегодня?  -Что мы делали ? – Чему учились?

                                                 ЗАНЯТИЕ № 4  

                                         Тема: « В СПАЛЬНЕ»

ЦЕЛЬ: - Формирование  навыков и умений у детей правильно, развернуто отвечать на вопросы;

ЗАДАЧИ:

 Научить детей пересказывать текст. Овладение правильным звукопроизношением, подготовка артикуляционных органов к постановке звуков (которые самостоятельно ребёнок не освоил).

–Развитие  внимания у детей;

- Развитие тонкой (пальцевой) моторики и артикуляционного аппарата;

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Наглядное пособие,  подушка, одеяло, покрывало на кроватку.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : спальня , группа.

МЕТОД: НАГЛЯДНЫЙ,РОЛЕВОЙ,

                                              ХОД ЗАНЯТИЯ:

                                          (Вступительная часть)

- Здравствуйте ребята!

Сейчас мы с вами посмотрим сценку, которую нам покажут ребята. Называется она: « В СПАЛЬНЕ». ( В случае необходимости.сценка заменяеться наглядностью).

Сегодня мы будем учиться правильно отвечать на вопросы по увиденной сценке и составлять рассказ по увиденному.

(Имена действующих лиц заменяются именами детей данной группы). Двое детей входят в группу и выполняют действия которые заранее оговорил с ними педагог.

(ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ)  Дети проходят в спальню,садятся на стульчики,смотрят сценку.

Дети возвращаются в группу.

-Ребята,сейчас маленькая разминка перед упражнениями.

                                           ФИЗМИНУТКА

       Ванька-встанька, (Прыжки на месте.) 

Приседай-ка. (Приседания.) 

Непослушный ты какой!

Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.) 

                                                               ВОПРОСЫ

Используются имена детей — участников действия.

 Куда вошли Катя, Лена и Петя?

 Что взбивала Катя? Что делала Катя?

 Что сняла с кровати Лена? Что складывала Лена? Что делала Лена?

 Что встряхивал Ваня? Что делал Ваня?

                                           УПРАЖНЕНИЯ                                                          1.Подбор слов.

Что можно стряхивать? встряхивать? взбивать? сбивать? и т. д.

 Восстановление рассказа по словам-действиям (вошли взбивала складывала встряхивал).

2. Выбор предложений, логически не связанных с рассказом.

Ваня положил покрывало на стул. Катя засыпает быстро. В спальне много кроватей. На всех кроватях Петя слепил танк. У Пети есть машинка.

                             ФИЗМИНУТКА: « ЗАРЯДКА»

Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

Артикуляционные упражнения.

«Чашечка»

Описание:

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Обратите внимание!

1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

3. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

«Не разбей чашечку»

Широко открыт мой рот,

Ходит «чашка»

взад-вперёд.

Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки».

Обратите внимание!

1. Двигается только язык, губы остаются неподвижными.

2. Можно начинать упражнение с более удобного для ребёнка положения на выбор: «чашечка» снаружи - «чашечка» внутри.

«Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе -

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Описание:

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

Обратите внимание!

1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх - она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем).

2. Язык широкий, в форме чашечки.

3. Если упражнение не получается, то нужно  вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами (с бинтом).

Ступеньки (Чередование «Чашечка» на верхней губе – «Чашечка» на верхних зубах – «Чашечка» вверху за зубами)

На верхнюю губку, На верхние зубки,

За зубки скачок - Во рту язычок.

Описание:

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

Обратите внимание!

1. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна.

2. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую. 

 ИТОГ: (Заключительная часть) –А сейчас мы послушаем пересказ рассказа «В СПАЛЬНЕ». (Двое. трое ребят пересказывают рассказ).

                                 

                                       Рассказ «В СПАЛЬНЕ»

                   (Образец, используется  в случае затруднения)

Дети вошли в спальню. Катя подошла к своей кровати. Катя взбивала подушку. Лена складывала покрывало. Ваня встряхивал одеяло.

-Ребята, вам понравилось наше занятие сегодня?  -Что мы делали ? – Чему учились?

                                              ЗАНЯТИЕ №5  

                                            Тема: « ВЕЧЕР»

ЦЕЛЬ: - Формирование  навыков и умений у детей правильно, развернуто отвечать на вопросы;

ЗАДАЧИ:

 . Продолжать учить детей точному и полному ответу на вопросы, построению фраз из 4—6 слов; учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия, производимые на магнитной доске с предметными картинками .

–Развитие  внимания у детей;

- Развитие тонкой (пальцевой) моторики и артикуляционного аппарата;

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Наглядное пособие, мяч.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : группа.

МЕТОД: НАГЛЯДНЫЙ,РОЛЕВОЙ,

                                              ХОД ЗАНЯТИЯ:

                                          (Вступительная часть)

- Здравствуйте ребята!

-Сегодня мы будем учиться правильно отвечать на вопросы по увиденному  на картинках  и  составлять рассказ по увиденному.

                                             РАССКАЗ «ВЕЧЕР»

(ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ)

По ходу чтения взрослый выставляет картинки на магнитную доску ..Наступил вечер. Вся семья дома. Мама на кухне готовит ужин. Папа играет с маленьким Ванечкой. Наташа делает уроки в своей комнате. Кот Барсик играет с ленточкой.

                           ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ  

Наступило утро или вечер? Что делает мама? С кем играет папа? Какой Ванечка? Кто Ванечка Наташе? А маме? Где Наташа делает уроки? Что делает Наташа? Как зовут кота? С чем играет кот?                        ФИЗМИНУТКА : « ВЕЧЕРОМ»

Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.)

В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.)

Брат ее мальчик Иван (Приседания.)

Тоже разбил... стакан! (Хлопаем в ладоши )    

                                         УПРАЖНЕНИЯ                                                                                                              

1. Подбор объектов к словам-признакам.  Про кого можно сказать:ласковая, добрая, трудолюбивая, красивая; сильный, большой, заботливый, веселый;маленький, смешной, беспомощный, плаксивый, слабый, подвижный; шустрый, игривый, быстрый, ловкий, полосатый, усатый, пушистый?

.2. Расширение словарного запаса ребенка по теме «Семья»:         Кто     Наташа маме? Кто Ванечка папе? Кто Ваня бабушке? Кто Наташа дедушке? Кто Наташа для Вани? Кто папа для мамы? Кто мама для                  папы? И т. п.

3. Подбор слов-действий к субъектам действия.

Что может делать мама? (Стирать, гладить белье, пылесосить квартиру, вытирать пыль, шить платье, вязать кофту, читать книгу и т. п.)

 Что может делать малыш?

 Что может делать школьница Наташа?

 Что может делать кот Барсик?

4. Анализ предложений с целью включения или невключения их в рассказ.

Мама готовит салат. Ванечке два года. Мама хорошо вяжет.        Ванечке два годНаташа хорошо учится.        У Наташи много друзей.

Папа водит машину. Папа любит играть с сыном.        Мама хорошо вяжет.

Мама и папа были на работе. У Наташи много уроков        Папа любит играть с сыном.

У Наташи много уроков. Кот любит рыбу.        Кот любит рыбу.

Физминутка « Сова»

В лесу темно, все спят давно. 
(Дети изображают спящих.) 
Все птицы спят... 
Одна сова не спит, 
Летит, кричит. 
(Дети делают взмахи руками.) 
Совушка - сова, 
Большая голова. 
На суку сидит, 
Головой вертит. 
(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.) 
Во все стороны глядит, 
Да вдруг как полетит. 
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

 ИТОГ: (Заключительная часть) –А сейчас мы послушаем пересказ рассказа «ВЕЧЕР ». (Двое. трое ребят пересказывают рассказ).

-Ребята, вам понравилось наше занятие сегодня?  -Что мы делали ? – Чему учились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по теме: «Трое из Простоквашино» приоритетная ОО «Познавательное развитие» Раздел программы: «Развитие элементарных математических представлений»

Конспект НОД по разделу программы "Развитие элементарных математических представлений" с использованием интерактивных и информационных технологий....

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка . Программа " Тропинки". Ю.В . Карпова. " Социально-коммуникативное развитие "

педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка.  Программа " Тропинки" Ю.В Карпова"  " Социально - коммуникативное развитие"...

педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка . Программа " Тропинки" Ю.В Карпова. " Речевое развитие"

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка . Программа " Тропинки" Ю.В Карпова " Речевое развитие "...

Конспект непосредственно образовательной деятельности . Образовательная область «Физическое развитие» по программе Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» «Путешествие в подводный мир» с ис

Создание оптимальных двигательно-игровых условий для эффективного освоения детьми базовой двигательной программы (от лежаче-горизонтированных положений к прямостоянию)....

Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Парциальная программа Любознайка)

Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития(Парциальная программа Любознайка)...