Конспект совместной образовательной деятельности для старших дошкольников с применением интегрированного подхода «В гости к Снеговику»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шпигарева Ольга Николаевна

конспект совместной образовательной деятельности для старших дршкольников будет интересен как логопедам, воспитателям, тифлопедагогам, так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_snegoviku.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект совместной образовательной деятельности для старших дошкольников с применением интегрированного подхода «В гости к Снеговику»

Образовательные области: познание, развитие речи, социально-коммуникативная, физическое развитие.

Группа: старшая «Кузнечики» - слабовидящие дети.

Контингент: дети старшего дошкольного возраста

Тема (название): В гости к Снеговику.

Тип: обобщение и систематизация знаний дошкольников

Форма: совместная коррекционно-развивающая деятельность с использованием различных технологий

Технологии: игровая, здоровьесберегающая (различные виды гимнастик: зрительная, дыхательная, общеукрепляющая; самомассаж); ИКТ (презентация); технология исследовательской деятельности; коммуникативная (технология сотрудничества)

Продолжительность: 20-25 минут

Фамилии и инициалы авторов: воспитатель высшей категории Гайдай Елена Николаевна, учитель-логопед высшей категории Шпигарева Ольга Николаевна.

Название образовательного учреждения: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга, gdoudc2@mail.ru

Краткая аннотация: авторы предлагают свои практическую  разработку – конспект совместной образовательной интегрированной деятельности по речевому и физическому развитию дошкольников с применением различных педагогических технологий (игровой, здоровьесберегающей; ИКТ; технологии исследовательской деятельности; коммуникативной) Содержание совместной деятельности отражает актуальную на сегодняшний день проблему эффективного совмещения различных видов деятельности с использованием интегрированного подхода и здоровьесберегающих технологий в рамках организованной коррекционно-образовательной деятельности дошкольников с учётом индивидуальных возможностей детей.

 Материал статьи будет интересен  логопедам, воспитателям, физкультурным работникам и другим педагогам ДОУ.

Оборудование: набор картинок «Одежда»; костюм «Снеговика»; снег.

Мультимедийное обеспечение: презентация «Ёлка», составленная по стихотворению Е.Благининой; компьютер, экран, аудиозаписи

Цель: всестороннее развитие, коррекция и воспитание личности ребёнка

Коррекционно-образовательные задачи:

- расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Зима» с помощью подвижных и дидактических игр;

- обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;

- совершенствовать лексико-грамматические навыки детей (закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже);

-формировать и закреплять навык выполнения самомассажа лица;

- формировать и закреплять навык  согласования речи с движением;

- формировать и закреплять навык  «смысловой догадки»

Коррекционно - развивающие задачи:

- развивать познавательные способности через исследовательскую деятельность и эмоциональное общение со взрослыми;

- развивать умение слушать товарища;

- развивать навыки связного высказывания;

- совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объём кратковременной памяти;

-развивать и активизировать прослеживающую функцию глаз;

-развивать бинокулярное зрение;

- развивать физиологическое и речевое дыхание;

 - развивать общую, мелкую моторику через игровые упражнения;

- развивать координацию движений в игре, тем самым способствуя  развитию межполушарных связей;

- способствовать развитию физических качеств: скорости, ловкости, выносливости;

- развивать зрительное и слуховое внимание; фонематический слух;

- всесторонне воздействовать на организм ребёнка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам.

Коррекционно - воспитательные задачи:

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость; умение видеть и понимать красоту природы;

- формировать любовь и бережное отношение к природе;

- воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе;

- создавать детям положительно эмоциональный настрой.

Ход совместной деятельности:

Деятельность педагогов

Деятельность дошкольников

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а умеете ли вы отгадывать загадки?

Воспитатель: Тогда, отгадайте, пожалуйста:

Она пришла такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы.

Она художница прилежная,

Всё разрисует в царство снежное,

Развесит кружева из инея,

Такая сказочно красивая….

Воспитатель: Правильно. Наша встреча сегодня посвящена зиме. Ой, посмотрите, кто – то нам прислал письмо, давайте его прочитаем?

Кто – то вылепил меня, ну, а кто не знаю,

Я стою уже полдня, очень уж скучаю,

Белый снег лежит кругом, иней серебрится,

Только нет тут никого, с кем мне подружиться?

Уважаемые дети, приходите ко мне в гости, в лес на волшебную полянку.

 С нетерпеньем жду. Ваш Снеговик.

Воспитатель: Ну что, ребята, отправимся в гости к Снеговику?  

Воспитатель: Хорошо. Прежде, чем выйти на улицу, что нам необходимо сделать?

Воспитатель: Правильно, необходимо тепло одеться и обуться.

Ну – ка, дети не зевайте,

Быстро, смело отвечайте,

Что наденете сначала?

Что наденете потом?    

Ответы детей: Да. Конечно.

Дети: это зима.

Ответы детей: да

Ответы детей: одеться, обуться

Воспитатель  показывает картинки одежды, а дети отвечают: сначала наденем носки, а потом брюки. Сначала наденем кофту, а потом шубу.

2.   Основная часть

Логопед: А как вы думаете, на чём можно отправиться в лес?

Логопед: Правильно, а вот  мы с вами отправимся в лес на лыжах.

Воспитатель: А теперь, отправляемся в путь. Дети шагают по кругу.  Вот мы и вышли на заснеженную поляну. Давайте позовём нашего Снеговика.

Появляется Снеговик (логопед): Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы ко мне пришли.

 Вдохните и почувствуйте, какой воздух в лесу зимой. Скажите, пожалуйста, так какой же воздух в лесу зимой?

Снеговик (логопед): Правильно, замечательный, свежий, бодрящий, морозный, зимний воздух. А вы знаете, как правильно нужно дышать морозным воздухом? И почему?  

Снеговик (логопед): Правильно. Дышать нужно через нос, потому что воздух в носу согревается и очищается от микробов и вирусов, вызывающих разные заболевания. Давайте и мы с вами потренируемся правильно дышать.

Снеговик (логопед): А вот здесь на этих больших снежных сугробах можно посидеть и отдохнуть. Холодно в лесу, уныло. Вот стою я здесь один и думаю: что произойдёт, когда закончится зима?  

Воспитатель: Правильно, ребята. После зимы наступит весна. Всё начнёт таять…..Снеговик, не грусти. Сейчас ребята расскажут, тебе какой бывает снег?

Снеговик (логопед): Какие вы молодцы, ребята! Я даже не думал, что у снега  может быть столько признаков – сверкающий, пушистый, хрустящий….. а что со снегом произойдёт весной? Почему?

Снеговик (логопед): Какие же вы умные, внимательные, мне с вами очень интересно! А хотите, я вас научу делать самомассаж лица, чтобы не замёрзнуть?

Ответы детей: на санках, на лыжах, на машине, на электричке……    

 Логопед совместно с детьми выполняет комплекс общеукрепляющих и дыхательных упражнений «Лыжная зарядка»

- « Петушок» Поочерёдное поднимание лыж с разными движениями рук.

- «Пружинка» Пружинистые приседания и пружинистые возвращения в и.п.

- «Лесенка» Боковой приставной шаг.

- «Ёлочка» И.п. пятки лыж вместе, носки врозь, переступание с наклоном туловища чуть вперёд.

- «Петрушка» Стойка на одной лыже, другая поднята носком вверх, пятка на месте.

- «Трамплин» Прыжки на двух ногах вверх

Ответы детей: холодный, зимний……

 Ответы детей: нужно дышать носом…….там воздух греется….

Дети повторяют за Снеговиком дыхательное упражнение «Подышим зимним воздухом»

 Носом делаем вдох, а  ртом – выдох.

Ответы детей: после зимы наступит весна, станет тепло………

Дети рассматривают настоящий снег; берут его в руки; наблюдают, что происходит со снегом в тепле; подбирают слова-признаки к слову снег.

Ответы детей: снег – холодный, чистый, грязный, мягкий, белый……..

Ответы детей: Снег растает…. Снег тает от тепла……

Ответы детей: да, конечно…..

Дети повторяют стихи и выполняют самомассаж « Зима» Т.А. Куликовской

Смотрят дети из окна:

По дорожке ледяной

В гости к ним идёт зима

В белой шубке меховой.

Поглаживающие движения в трёх направлениях:

- от середины лба к верхней части ушей

- от носа к средней части ушей

- от середины подбородка к нижней части ушей

Белая метелица

По дорогам стелется,

Закружилась над землёй,

Затянула небо мглой.

Спиралевидные движения в трёх направлениях:

- от середины лба к верхней части ушей

- от носа к средней части ушей

- от середины подбородка к нижней части ушей

За снежинками снежинки

Тихо кружатся, летят.

Укрывает все тропинки

Покрывалом снегопад.

Лёгкие постукивающие движения в трёх направлениях.

На ветвях развесил иней

Ночью Дедушка Мороз.

Он сегодня очень сильный –

Щиплет щёки, лоб и нос.

Пощипывающие  движения в трёх направлениях.

Побежим домой скорей.

Не догонит нас Мороз.

Рукавичкой посильнее

Разотрём мы щёки, нос.

Поглаживающие движения с усилением в трёх направлениях.

Завтра снова будем мчаться

На коньках и на санях

И на лыжах с гор кататься –

Ведь зима у нас в гостях!

Поглаживающие движения в трёх направлениях.

Воспитатель: Ура! Всё  у нас получилось! Вот только мне кажется, ребята хотят  поиграть с тобой в какую-нибудь весёлую игру. Правда, ребята?

Ответы детей: да, мы хотим поиграть в игру «Снеговик Егорка»

Динамическая пауза

Дети под руководством воспитателя вместе со Снеговиком играют в игру « Снеговик Егорка» (стихи Т.М. Белозёрова)

Лихо, сдвинув набекрень

Старое ведёрко,

Прислонился на плетень

Снеговик Егорка.

Дети встают в круг, берутся за руки и идут по кругу. В центре Снеговик.

У него пылает нос

Весело и ярко.

Останавливаются и показывают длинный нос.

На дворе стоит мороз,

А Егорке – жарко.

Скрещивают руки и хлопают по плечам. Вытягивают руки вперёд.

Приглашает он ребят

Прокатиться с горки.

Манят руками.

 Поднимают руки вверх и резко опускают вниз.

Глазки весело блестят,

Радостно Егорке!

Ставят руки на пояс и качают головой.

Раз – два. Раз – два – три!

Нас, Егорка, догони!

Хлопают в ладоши. Разбегаются по залу. Снеговик ловит детей.

Снеговик (логопед): очень интересная игра. А у меня есть  волшебный экран. Посмотрите, на нём появилась снежинка. Давайте, с ней поиграем. Проследите глазками за движением снежинки по экрану, двигаться у нас будут только глазки, голова не поворачивается.

Снеговик (логопед): а ещё у меня есть новогоднее стихотворение. В нём потерялись «словечки» и  я никак не могу понять, о чём же в нём говорится. Помогите мне, пожалуйста, разобраться.

Дети под руководством воспитателя выполняют зрительную гимнастику, сопровождая её  комментариями о направлении движения снежинки.

Дети смотрят презентацию «Ёлка» на стихотворение Е.Благининой и выполняют упражнение «доскажи словечко»:

Есть одна игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.

На дворе снежок идет,
Скоро праздник...
Новый год!

Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет ...
— От елки!

Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие...
Блестят!

И качаются игрушки —
Флаги, звездочки, ...
— Хлопушки!

Нити пестрой мишуры,
Колокольчики...
— Шары!

Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы,...
— Снегурки!

Белоус и краснонос
Под ветвями ...
— Дед Мороз!

И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая ...
— Звезда!

Ну а елка, просто диво!
Как нарядна, как ...
— Красива!

Вот огни зажглись на ней,
Сотни крошечных
 — Огней!

Двери настежь,
Точно в сказке,
Хоровод несется в...
— В пляске!

И над этим хороводом
Говор, песни,
Звонкий смех...
Поздравляю с...
— Новым годом!
С новым счастьем сразу...
— Всех!

3. Заключительная часть

Снеговик (логопед): Развеселили вы меня, молодцы! Подружился я с вами. Теперь я точно знаю, что зима – замечательное, весёлое и радостное время года, когда рядом с тобой есть друзья! А вы чувствуете, какой свежий, бодрящий, морозный, наполненный ароматом хвои воздух в лесу. Как легко и приятно дышится рядом с елочкой! Это дерево дарит здоровье и радует нас своей красотой в любое время года.  Только вот в последнее время очень много елей вырубают перед Новым Годом….так ведь и все вырубить могут….как нам спасти наши ёлочки?

                                                                     Снеговик: правильно, ребята, расскажите всем, что необходимо беречь настоящие ёлочки, а на праздник можно украсить искусственную ель. Одну из таких я вам и подарю.

  Воспитатель: Спасибо, Снеговик. Нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!

                                 

Ответы детей: нельзя рубить ёлочки, нужно украшать искусственные ёлки……..

Ответы детей: спасибо. Ой, какая большая, какая красивая……

Дети прощаются со Снеговиком: до свидания, приходи к нам в гости……...

                                                                                                                   

Список литературы:

1.Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994

2.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

3.Кирилова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. СПб.: Детство-пресс,2005.

4. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. М., Книголюб, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности для старших дошкольников "С праздником Рождества!"

В данном конспекте представлен материал интегрированной образовательной деятельности по музыке и познанию....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста (интегрированное занятие) с использованием игровой технологии «Собираем урожай"

Совместной образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного  возраста по реализации образовательной области «Развитие речи» и «Художественно-эстетическое развитие»...

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе детского сада Образовательная область: речевое развитие Тема: «Что? Где? Когда?»

Цель: закрепить знания детей о малом жанре УНТ – пословице. Задачи:­   Активизировать словарь детей по теме «Пословица – мудрость народная».­...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию коммуникации посредством применения событийного подхода в подготовительной к школе группе «Космические механики»

Цель: Стимулирование коммуникативной познавательной деятельности детей в различных ситуациях.Задачи:Образовательные:Формировать навыки позитивного общения детей;Формировать у детей чувство единства, с...