Совместная образовательная деятельность для старших дошкольников по развитию речи с применением ТРИЗ-технологии "Ох и АХ готовятся к Новому году".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Составление рассказа по предложенной проблемной ситуации с применением алгоритма ее решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности в группах старшего дошкольного возраста по составлению рассказа с использованием ТРИЗ-технологии 

 

«Ох и Ах готовятся к Новому году».

Образовательные области: Коммуникация, Социализация, Познание,  Художественное творчество.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная,  поисково-исследовательская, двигательная, продуктивная.

Предварительная  деятельность: решение проблемных задач; знакомство с героями мультфильма.

Методы ТРИЗ:

  1. Синектика (словесная символическая аналогия).
  2. Мозговой штурм (применение алгоритма решения проблемной ситуации).

Цели:

  1. развитие творческого воображения;
  2. формирование представлений об употреблении междометий;
  3.  развитие связной речи.

Задачи:

  1. развивать способность представлять и описывать события, руководствуясь словесными символами;
  2. развивать управляемость воображения в соответствии с поставленной задачей, используя ближайшие ресурсы;
  3. развивать мелкую моторику;
  4. упражнять в подборе антонимов;
  5. учить составлять рассказ по предложенной ситуации;
  6. вызвать желание помочь героям.

Используемый материал: изображение героев мультфильма – Оха и Аха;  фланель размером с альбомный лист и цветные шерстяные нитки на каждого ребенка; информация о всевозможных дизайнерских идеях – из чего можно сделать елку своими руками.

Ход деятельности:

1.

         Воспитатель предлагает детям послушать необычный рассказ, в котором слова передают не события, а настроение и состояние людей.  А что за события происходят в этом рассказе – каждый должен представить сам.

  Примечание: передача текста должна быть яркой и эмоциональной (текст читается дважды):

На горке.

        Эх!  Ух! -  радостно; Ай! Ой!  – испуганно;  У-ю-юй!  -- с досадой; Ох! – разочарованно; Ах! Ух!  – восторженно;  Все!

Дети рассказывают, что они представили себе, когда слушали воспитателя.

2.

         Воспитатель показывает  картинки с изображением героев, спрашивает – Кто это?

Проводится игра на подбор антонимов:

                Ах – веселый, а Ох -  … (грустный);

                Ах - смелый, а Ох … (трусливый, боязливый);

                Ах – трудолюбивый, а Ох -  … (ленивый);

                Ах – подвижный, Ох –  … (медлительный);

                Ах – жизнерадостный, а Ох – …(печальный);

                Ах – общительный, а Ох - … (замкнутый);

                Ах – чистюля, а Ох - … (грязнуля).

        Воспитатель просит детей вспомнить и рассказать, как в мультфильме друзья помогали Оху и подняли ему настроение.

3.

        Воспитатель сообщает детям, что Ох и Ах готовятся к встрече Нового года. Ах пришел к Оху, чтобы нарядить елку – вечером должны прийти гости. Но вдруг обнаружилось, что у Оха нет елки.

Решение проблемной ситуации с применением алгоритма

  1. ПС (проблемная ситуация).  Скоро должны собраться гости, срочно нужна елка.
  2. Модель задачи. Где взять елку и успеть ее нарядить до прихода гостей?
  3. Противоречие. Без новогодней елки не получится праздник, но елки нет.
  4. Выдвижение идей. Как можно больше; на этом этапе идеи не критикуются, принимаются любые. Примеры: елку можно сделать из бумаги, картона, зеленой ткани (повесить ее на люстру); из коробок, подушек разной величины – поставить их в виде пирамиды и украсить гирляндами; разрезать пластиковые бутылки в виде еловых лап и связать их вместе; вместо елки нарядить фикус, кактус; Ах может принести свою елку (у него же не будет гостей); можно сделать елку из лестницы, шишек, макарон и т.п. можно найти настоящую елку, но не рубить, а нарядить ее и возле нее встретить Новый год и т.д.
  5. ИКР (идеальный конечный результат). Идеи анализируются (отмечаются достоинства и недостатки идей), выбирается лучший вариант из всех выдвинутых идей.  Например: признана лучшей – сделать елку из подушек – такая елка даже если и упадет, то не причинит никому вреда, ее снова можно будет быстро собрать, и игрушки не разобьются, потому что их можно сделать из лент.
  6. Поиск внешних ресурсов. В данном случае: подушки разной величины, разноцветные ленточки, булавки.
  7. Анализ задачи. Собрать подушки, положить их пирамидкой так, чтобы углы каждой последующей подушки выходили на середины сторон предыдущей; затем связать ленты в банты и приколоть булавками к подушкам.

        Решение и анализ задачи могут быть другими. Все зависит от того, что придумают Ваши воспитанники.

4.

 Психогимнастика.

        Воспитатель: - После того, как елка была наряжена, еще оставалось время до прихода гостей, и Ах позвал Оха покататься на лыжах вместе с ребятами.

        Воспитатель предлагает детям изображать разные действия, при этом передавать представляемые ощущения короткими словами (междометиями):

  • Идем на лыжах в гору (трудно, тяжело).
  • Дошли до вершины горы, огляделись – как красиво зимой!
  • Поехали с горки ( лыжи едут быстро – страшно).
  • Заяц бежит наперерез (боимся задавить).
  • Падаем в сугроб (больно, обидно).
  • Идем на лыжах дальше (всех хочу обогнать).
  • Я победил!

 

5

         Воспитатель спрашивает у детей: как вы думаете, что расскажут Ох и Ах своим друзьям о том, как они наряжали елку, когда те придут к Оху встречать Новый год?

Дети составляют рассказ по предложенной ситуации:

С чего все началось?

Что было дальше?

Чем история закончилась?

7.

         Воспитатель предлагает детям сделать новогоднюю елку из веревочек. Дети выкладывают на настольных фланелеграфах из шерстяных ниток изображение елочки. Варианты изображения могут быть разными.

Примечание: в избежание переутомления детей или несоблюдения временных нормативов НОД, эту часть образовательной деятельности можно перенести на вторую половину дня.

8.

        Воспитатель и дети обсуждают – из чего своими руками можно сделать елочку в группе детского сада или дома к Новому году. Решение выполняется в последующий совместной продуктивной деятельности с привлечением семей воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность в старшей группе ОНР (развитие речи и аппликация)

Тема занятия: "Путешествие в волшебную страну Натюрмортию", в занятии уточняются и систематизируются знания о жанрах живописи, используется техника декупаж....

Конспект совместной образовательной деятельности для старших дошкольников "С праздником Рождества!"

В данном конспекте представлен материал интегрированной образовательной деятельности по музыке и познанию....

Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе ОНР (развитие речи, математика). Тема: "В гостях у Бабушки-Сказушки".

На занятии закрепляются знания о русских народных сказках, их характерных отличиях от авторских сказок; проводится работа по словообразованию и развитию творческих способностей детей....

Конспект совместной образовательной деятельности для старших дошкольников с применением интегрированного подхода «В гости к Снеговику»

конспект совместной образовательной деятельности для старших дршкольников будет интересен как логопедам, воспитателям, тифлопедагогам, так и родителям....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по развитию речи с применением методики ТРИЗ "Волшебный сундучок"

Формировать связную речь детей при встрече с героями знакомых сказок.Желание выручить, придти на помощь попавшим в беду  героям сказок....

"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".

quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...