Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Заучивание стихотворений - необходимый для развития ребенка вид деятельности, так как оказывает влияние не только на развитие речи, но и на память и на восприятие прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zauchivanie._belaya_bereza.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №375
городского округа Самара
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе на тему:
«Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»
Воспитатель: Кузнецова Т. М.
Самара, 2015г.
Цель:
- Продолжать знакомство детей с творчеством русского поэта С. Есенина.
- Способствовать образному восприятию стихотворения.
- Научить видеть единство содержания и его художественной формы, замечать образные слова и выражения, чувствовать ритм и рифму стихотворной речи.
- Воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на поэтические произведения, любовь к родной природе.
Методические приемы:
- Детская игра «Скажи ласково».
- Чтение стихотворения С. Есенина «С добрым утром».
- Рассматривание картины И. Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».
- Рассказ воспитателя о поэте Сергее Есенине и его любимом дереве- берёзе.
- Чтение стихотворения «Белая береза», беседа по содержанию.
- Заучивание стихотворения «Белая береза».
- Детям предлагается сделать зарисовки на основе стихотворения «Белая береза».
Материал:
- Тексты стихотворений «С добрым утром!» и «Белая береза».
- Репродукции картин с изображением березы И. И. Левитана «Золотая осень»,
И. Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».
- Иллюстрация с изображением березы.
- Портрет Сергея Александровича Есенина.
- Воздушный шар желтого цвета.
- Аудиозаписи стихотворения «Белая береза».
- Тонированная бумага, восковые мелки, белая гуашь, баночки с водой, кисточки, салфетки.
Предварительная работа:
- Наблюдение за березой в разное время года.
- Чтение описательного рассказа «Береза» из сборника Т. Шорыгиной «Деревья».
- Чтение К. Д. Ушинского «Березка и ее семейство».
- Заучивание стихотворений Е. Трутневой «Осень», А. Фет «Береза», А. Прокофьева «Родина».
- Прослушивание русской народной песни «Во поле береза стояла…».
- Загадывание загадок детям.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель:
- Ребята! Сегодня по дороге в детский сад я встретила волшебное солнышко, оно хочет подарить нам хорошее настроение, улыбки, и ласковые слова. Давайте и мы с вами подарим друг другу добрые и нежные слова.
Д/игра «Скажи ласково».
(дети передают шарик по кругу и говорят друг другу ласковые слова).
После игры дети проходят и садятся на свои места.
Выставляется репродукция с изображением березового леса (летний период)
Ребенок, у которого остался в руках шарик читает стихотворение С. Есенина
«С добрым утром!»:
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Воспитатель:
- Какое настроение вызвало стихотворение у вас, ребята? (Ответ)
- Ребята, вспомните, кто автор этого произведения? (Ответ)
- Да, написал его замечательный русский поэт Сергей Есенин. (Показ портрета)
- Ребята, какое дерево описал поэт в своем произведении? (Ответ- береза)
Выставляется иллюстрация.
Воспитатель:
- Береза- символ нашей Родины, любимое дерево русского народа. Многие поэты, писатели, художники обращались к ее образу, называя березу русской красавицей.
(Выставляется картина И. Левитана «Золотая осень»)
Это было и любимое дерево Есенина. Наблюдая, как береза меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд. Поэт уверился в том, что именно береза достойна того, чтобы быть увековеченной в стихах. До глубины души волновала поэта красота русских раздолий, любимых русских берез.
- Березы красивы и весной, и летом, и осенью…А могут ли березы быть красивыми зимой? (Ответ)
Выставляется картина И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».
Воспитатель:
- Обратите внимание, как ажурные, опушенные инеем веточки, каскадом спускаются вниз. Каждая маленькая веточка покрыта снежным инеем, и создается впечатление, что эта снежная бахрома- необычайной красоты цветы.
- Вот такие березы увидел художник. А великий русский поэт С. Есенин написал стихотворение «Белая береза». (Чтение воспитателем текста или прослушивание аудиозаписи)
«Белая береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Проводится беседа по содержанию.
Воспитатель:
- Что однажды увидел поэт под своим окном? (Ответ)
- Береза была вся запорошена снегом и только?.. принакрылась снегом? (Ответ)
- А снег в этот день был? (Ответ: точно серебро)
- На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой?
Воспитатель с этим вопросом обращается сначала ко всем, а затем к 3-4 детям индивидуально. Добивается дословного воспроизведения фразы.
Воспитатель вновь обращает внимание детей на картину с изображением зимнего пейзажа и читает два первых четверостишия, а дети помогают.
Затем читается два последних четверостишия и задаются вопросы:
Воспитатель:
- Береза была точно серебром обсыпана, почему же тогда сказано: «И горят снежинки в золотом огне…»? (Ответ детей)
Воспитатель: (уточняет) – Поэт увидел березу, принакрывшуюся снегом, точно серебром утром, на восходе солнца, освещенную первыми солнечными лучами!
Воспитатель: - Какое настроение вызвало это стихотворение? (Ответ)
- Как надо читать его? Громко, как на празднике, или тихо, проникновенно? Быстро или медленно, с раздумьем? Почему? (Ответ) (Надо голосом передать сонную тишину и ленивое движение зари)
Воспитатель дважды читает стихотворение полностью. Дети тихо произносят текст вместе с ним. Далее заучивание по четверостишиям ( 3-4 раза).
Физ.минутка «Березка»
Мы берёзку посадили,
И водой её полили,
И берёзка подросла,
К солнцу ветки подняла.
А потом их наклонила
И ребят благодарила.
Воспитатель предлагает изобразить на бумаге белую березку под звуки музыки, дети рисуют. Готовые рисунки вывешиваются на доску.
Воспитатель: (хвалит детей) – Получилось очень красиво, кажется будто под нашим окном «принакрылась снегом, точно серебром» сказочная березовая роща. А что в ней поет, аукает зима мы узнаем, когда в следующий раз познакомимся с другим стихотворением С. Есенина «Поет зима, аукает».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Экологическая тропа"
Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, делание и умение оказывать ей помощь....
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме:" Цирковое представление ( счет в пределах 7)". Образовательная область "Познание" ФЭМП.
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: " "Цирковое представление" ( счет в пределах 7).Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и провела...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур».
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур». Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и прове...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Прогулка по Африке».
Продолжать знакомить детей с Африкой. Познакомить с животным миром саванны, тропического леса, рек: хищниками и травоядными. Формировать у детей представления о повадках животных, их образ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему "Сон"образовательные области "Коммуникация" и "Здоровье" №1 и "№2
Детям даётся понятие, что такое сон...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»
Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью прио...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Заучивание стихотворения С.Я.Маршака «Тает месяц молодой» для детей 5-6 лет
Цель: Вспомнить с детьми произведения С.Я. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».Задачи:Познакомить детей с произведением С.Я. Маршака &l...