"Путешествие в страну Грамота"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Корякова Елена Валерьевна

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте для подготвительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_mo.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в страну Грамота»

Цель: Знакомство с буквой Лл

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Познакомить с буквой Лл. Совершенствовать  навык печатания и чтения слогов с новой буквой. Закрепить  навык четкого произношения звука [л] и  определения позиции звука  в словах. Совершенствовать  лексико-грамматический  строй речи ( учить использовать в активной речи имена прилагательные и согласовывать их с именами существительными).

Коррекционно-развивающие: Развивать речевой слух и фонематические представления (определение места звука в словах), тонкую и общую моторику, координацию речи с движением. Развивать зрительное восприятие и внимание, пространственную ориентировку.

Воспитательные:  Воспитывать навыки  сотрудничества, самостоятельности, активности.

Оборудование: Очаг, свечи, сенсорная дорожка, шпагат, клубок, сундучок, предметные картинки, кубик, реальные предметы, пазл буквы Л, деревянные досочки и канц. резинки,  3 корзинки, фиксаторы взгляда, пеналы, тетради, песочница, схемы для звуковой работы.

Ход занятия

Организационный момент

Дети входят в зал. На полу сидит Профессор Грамотейкин.

Дефектолог: Ребята, посмотрите, кто же это плачет?

Дети: Это же Профессор Грамотейкин.

Дефектолог: Что же случилось с тобой уважаемый Профессор?

П.Г.:  Дорогие ребята! Нам нужна ваша помощь. В нашей стране Грамота случилась беда: волшебный очаг знаний погас! Знания накопленные, за многие годы, могут навсегда исчезнуть.   И все жители сказочной страны боятся, что  дети нашей планеты могут остаться безграмотными и их никто не возьмет в школу.  Друзья, помогите зажечь пламя!»

Дефектолог: Ну что ребята поможем?

Дети: Да

Основная часть.

  1. П.Г.: Чтобы попасть в волшебную страну  мы должны  пройти по волшебной тропинке.

Звучит музыка , дети проходят по сенсорной дорожке (ходьба по массажному коврику и шпагату)

Дефектолог: Ну вот, мы и оказались в волшебной стране   Грамоте!

  1. П.Г.: Ой ребята, я совсем забыл. Жители моей страны послали вам  волшебный сундучок. Хотите посмотреть что там?

Дети: Да

Открывается сундучок ,  достаются предметы по очереди. Дети называют их поочередно: Лунтик,  ложка, лупа, лук. Проводится словарная работа.

ПГ.: (Достает первый предмет) Что это?

Дети: Лунтик.

П.Г.: А Лунтик какой?

Дети: Добрый, плюшевый и тд. (Дети подбирают прилагательные к каждому слову.)

Дефектолог : Интересные предметы, такие разные. А кто был внимательным и заметил, что общего в этих словах?

Дети: Названия этих предметов начинаются на звук [л].

  1. П.Г.: А еще в сундуке лежит  волшебный  клубок, он будет нам показывать путь! А что бы он заработал надо прочитать заклинание. Я буду говорить  слова, а вы за мной повторяйте:

Ла-ла-ла-вот дела

Ло-ло-ло-вместе нам весело

Ел-ел-ел-каждый из нас смел

Лу-лу –лу- все нам по плечу

Ура! Заработал! (П.Г. бросает клубок и все  отправляются за ним)

Клубок приводит к дереву, на котором висит записка-загадка.

  1. П.Г. : Ребята кто-то оставил нам подсказки . Здесь загадка :

В сосне – дупло

В дупле – тепло

А кто в дупле живет в тепле?

Дети: Белка.

П.Г.: Конечно, наверно это Белка-Сопелка оставила нам подсказку.

Дефектолог: Ребята, смотрите, белка хотела нам помочь, но случайно  сломала подсказку. Давайте вместе соберем части подсказки  и узнаем, что же она нам хотела передать.  

(дети собирают разрезанную букву Л)

Дефектолог: Какая же буква у нас получилась?

Дети: буква Л

Дефектолог: Молодцы. Это буква  Л. Она на письме обозначает звуки [л] и звук [л,]. Давайте вспомним чем они похожи , а чем  отличаются. (Работа по схеме. Звук  [л]- Согласный (потому что при произнесении этого звука воздух  встречает преграду),звонкий , твердый, а   звук [л,]-согласный, звонкий мягкий.

П.Г. :  Ребята, а давайте, поиграем  с этими звуками. У меня есть кубик, на нем написаны слоги. Ваша задача кинуть кубик, прочитать слог,  и превратить звук [л] из твердого -  в мягкий (показ на примере).

Ла-ля

Ло-ле

Ол-оль

Лы-ли

  1. П.Г. Молодцы! А вот и новая подсказка. Достает из кубика загадку. Дефектолог: «Кто присел на толстый сук и стучит тук-тук-тук-тук?»

Дети: Дятел

П.Г. Бросайте волшебный клубок, он нас приведет к дереву, где живет дятел.

(дети выполняют задание)

П.Г. Ура и мой друг Дятел-Тук  оставил нам подсказку. Но чтобы ее получить, надо выполнить новое задание.  

Дефектолог: Ребята. С какой буквой мы сегодня познакомились?

Дети: С буквой Л

Дефектолог: Давайте. Выложим букву Л на  волшебных досочках. И тогда мы сможем получить новую подсказку.

Дети выполняют задание.

П.Г. Ребята! Молодцы!  Посмотрите! Вы смогли добыть не только новую подсказку, но и получили  очаг знаний! Теперь нам осталось найти волшебное пламя и страна Грамота будет спасена.

  1. Дефектолог: П.Г. скорее покажи нам подсказку, куда же нам идти!

(П.Г. показывает рисунок волшебника.)

Дефектолог: кто же это?

Дети: Волшебник!

П.Г. Бросайте скорее клубок, он нам покажет, где найти волшебника.

Дети выполняют задание.

П.Г. : Ой ребята! Это же заколдованный лес, в нем много разных чудес! Тут волшебник обитает, что бы нам его найти, нужно по лесу пройти и слова расколдовать.

Дефектолог: Ребята! Нам необходимо собрать в лукошко  разные предметы. В 1-е лукошко предметы в названии, которых  звук [л]  стоит в начале слова,  во второе  те слова, в которых звук [л], стоит в середине слова, и в третье лукошко, слова, где звук  [л] стоит в конце слова.

Дети выполняют задание

П.Г.: Молодцы! Ой, смотрите, а под одним  из лукошек спрятано послание, где искать волшебника.  

  1. Дефектолог: Ребята, здесь зашифровано послание, смотрите!

(детям показывается шифровка: от дерева сделать два шага в право, потом три шага в лево и т.д.)

Дети находят  Волшебника. Здороваются!

Дефектолог: Уважаемый волшебник, почему же ты такой грустный!

Волшебник: Когда погас очаг знаний,  все цвета для меня погасли!  Теперь я могу видеть только черное и белое. И никто не может мне помочь.

Дефектолог: Не расстраивайся, волшебник,  мы с ребятками знаем  волшебную гимнастику, которая поможет тебе снова  увидеть все краски этого мира. Покажем волшебнику нашу гимнастику?

Дети :Да

Выполняют гимнастику с фиксаторами взгляда.

Волшебник: Ура! Я снова все вижу ! Вижу вас таких нарядных, вижу ваши разноцветные бантики… Спасибо, ребята! И в знак благодарности, я подарю вам волшебное пламя.  Но это пламя не так-то просто зажечь. Оно живое и очень любит, аккуратность и старательность. Вы старательные?

Дети: Да!

Волшебник: И аккуратные?

Дети:Да.

Волшебник: Тогда пройдите за столы, возьмите ручки  и напишите на листе бумаги  букву.

Дефектолог:  Ребята, а какую  же букву мы напишем?

Дети: Букву Л.

Дефектолог: Сядьте прямо. Сначала, какую мы напишем букву?

Дети: Заглавную.

Дети выполняют задание.

Волшебник: Молодцы! Раз вы такие умные, аккуратные и старательные, я подарю вам волшебное пламя! (дарит)

Дети: Спасибо!

П.Г. :Вот мы и справились  со всеми заданиями. Вы помогли мне найти очаг  знаний и волшебное пламя! Теперь нам осталось только зажечь очаг и прекрасная, волшебная страна Грамота спасена!

Дети с помощью взрослых выполняют задание.

Дефектолог: Ребята давайте подарим очаг  знаний всем жителям страны Грамота!  П.Г  мы передадим  этот тебе, расскажи всем и каждому, что страна Грамота спасена!

П.Г. Спасибо ребята! Я побегу,  нужно рассказать всем, что пламя снова засияло! Досвидания!

Дети:  Досвидания!

Дефектолог: Ну а нам пришло время возвращаться обратно в детский сад! Вставайте в круг.Чтобы вернуться домой, нам нужно выполнить волшебный ритуал: закрыть глаза, сделать глубокий вдох, задержать дыхание и громко выдохнуть- «ха»! После открыть глаза.

Выполняют под музыку.

Итог занятия.

-Ребята вам понравилось ваше путешествие?

Дети  делятся впечатлениями!

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

Дети: с буквой Л.  

Дефектолог: Да . И еще мы запомним что звук [л]-согласный звонкий, твердый, а звук [л,]-согласный, звонкий, мягкий.

-А теперь расскажите мне, что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

Дети делятся впечатлениями.

-Сейчас я вам предлагаю  себя оценить. Подойдите к песочнице. И нарисуйте веселый смайлик, если у вас все получилось, нарисуйте цветочек - если вам было трудно в при выполнении  какого-то задания, и нарисуйте грустный смайлик, если у вас было много ошибок.

Дети выполняют задание.

-Ребята, а я очень довольна вашей работой. И за свое трудолюбие , старательность, и грамотность я подарю вам призы!  Вы найдете их под чем-то…. (описывается признаки предмета, под которым спрятаны призы).

(Дети ищут призы и уходят в группу)

Литература:

  1. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР (ОНР)  с 6 до 7 лет». СПБ.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.-448с.
  2. Журнал «ЛОГОПЕД» № 6. Москва : Издательство «ТЦ СФЕРА»,  2015г. -123с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ по грамоте «Путешествие в страну Грамоты» в подготовительной к школе группе

Данное ОС имеет следующие программные задачи: учить детей проставлять ударение в словах и читать их с использованием ударения; закреплять умение выкладывать предложение с применением всех пройденных п...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Грамоты»

Конспект образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Грамоты»Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие» , «...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ по грамоте «Путешествие в страну Грамоты»

Образовательное событие с детьми .Закрепдение полученных раннее знаний: ударение в словах и чтение  их с использованием ударения; закреплять умение выкладывать предложение с применением всех прой...

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамоты»

закрепление знаний, умений и навыки детей по разделу «обучение грамоте».Образовательные задачи:Закрепить понятие буква, звук, слог.Закреплять умение делить слова на слоги.Закреплять навык ...