Открытое занятие по развитию речи "«Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Интегрированное занятие по речевому развитию на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» в старшей группе Составила: воспитатель Лимаренко С.В. МКДОУ детский сад «Малыш» Цель: формирование различных сторон речи и нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок. Задачи: Обучающие: • Формирование грамматического строя речи; • Обогащение и активизации словаря; • Работа над смысловой стороной слова; • Формирование связной речи. Развивающие: • Развивать культуру речевого общения; • Развивать познавательную сферу; • Развивать умение определять название сказки по прочитанному отрывку; • Обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях. • Показать мудрость и красоту сказок. Воспитывающие: • Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам. • Воспитывать умение работать коллективно. Предварительная работа: Чтение сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей», «Чудо – дерево». Рассматривание иллюстраций, выставка книг. Материал: Портрет К.И.Чуковского; его книги, картинки, иллюстрации к произведениям; волшебный сундучок, мягкая игрушка домовёнок Кузя, клей, кисточки на всех детей, цветная бумага; ромашка с лепестками; ноутбук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_puteshestvie_po_skazkam_k.i.chukovskogo.docx | 35.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по речевому развитию на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» в старшей группе
Составила: воспитатель Лимаренко С.В.
МКДОУ детский сад «Малыш»
Цель: формирование различных сторон речи и нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование грамматического строя речи;
- Обогащение и активизации словаря;
- Работа над смысловой стороной слова;
- Формирование связной речи.
Развивающие:
- Развивать культуру речевого общения;
- Развивать познавательную сферу;
- Развивать умение определять название сказки по прочитанному отрывку;
- Обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях.
- Показать мудрость и красоту сказок.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам.
- Воспитывать умение работать коллективно.
Предварительная работа: Чтение сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей», «Чудо – дерево».
Рассматривание иллюстраций, выставка книг.
Материал: Портрет К.И.Чуковского; его книги, картинки, иллюстрации к произведениям; волшебный сундучок, мягкая игрушка домовёнок Кузя, клей, кисточки на всех детей, цветная бумага; ромашка с лепестками; ноутбук.
Ход занятия:
Психологический настрой:
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.
Сюрпризный момент
Ребята, вот у меня в руке письмо, я вам его сейчас прочитаю:
«Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки!
Вот я и решил сделать вам подарок.
Подарок мой лежит на дне
В моём волшебном сундуке
Открыть сундук поможет, дети,
Великий сказочник К.И. Чуковский.
Кто сказки его отгадает, тот подарок получает!
Вос-ль: Ребята, ну что, вы хотите получить подарки, которые приготовил для нас домовёнок Кузя? Тогда вперёд в путешествие по сказкам К.И. Чуковского. Слайд 1
К.И.Чуковский – великий, добрый сказочник, написал много интересных сказок. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать сказку. Жил да был крокодил, он по улице ходил… Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Утром проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так появилась на свет первая детская сказка «Крокодил». Слайд 2
Вос-ль: Ну что, ребята поиграем? Я начну, а вы кончайте, только в рифму отвечайте! Игра «Доскажи словечко».
Вос-ль: А потом позвонили цапли:
- Пришлите, пожалуйста, (капли)
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы (разболелись!) (слайд 3)
Дети: Телефон.
Вос-ль: "Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник (Бармалей!)
И мне не надо
Ни (мармелада,)
Ни (шоколада,)
А только маленьких
Да, очень маленьких! (Детей!") (слайд 4)
Дети: Бармалей.
Вос-ль: Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый (Та-ра-кан!)
Таракан, таракан,
(Тараканище!) (слайд 5)
Дети: Тараканище.
Вос-ль: Свинки замяукали:
(Мяу, мяу!)
Кошечки захрюкали:
(Хрю, хрю, хрю!)
Уточки заквакали:
(Ква, ква, ква!)
Курочки закрякали:
(Кря, кря, кря!) (слайд 6)
Дети: Путаница.
Вос-ль: Как у наших у ворот
Чудо-дерево (растёт).
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно (яблоки!) (слайд 7)
Дети: «Чудо-дерево»
Вос-ль: Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились.
Вос-ль: - Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
- Ребята предлагаю вам поиграть в следующую игру «Сколько?».
2 тарелки, 5 тарелок. (слайд 8, 9)
2 стакана, 5 стаканов. (слайд 10, 11)
2 кастрюли, 5 кастрюль. (слайд 12, 13)
2 кувшина, 5 кувшинов. (слайд 14, 15)
2 ложки, 5 ложек. (слайд 16, 17)
2 ножа, 5 ножей. (слайд 18, 19)
Воспитатель: Молодцы ребята! И с этим заданием вы справились. А теперь посмотрите на экран. Что на нём изображено?
Дети: Дерево. (слайд 20)
Воспитатель: Правильно! Но это дерево непростое, а волшебное «ни листочка на нём, ни цветочка на нём, а чулки и башмаки, словно ягоды». Сейчас на экране будут появляться предметы, вы их будите называть и превращать в ласковые слова. Игра «Ласковые слова».
Туфли – туфельки;
Кофта – кофточка;
Сапоги – сапожки;
Тапки – тапочки;
Шапка – шапочка;
Шорты – шортики;
Носки – носочки;
Юбка – юбочка.
Вос-ль: Молодцы ребята! А теперь немного разомнёмся.
Физминутка
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна?
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали.
- Быстро сделать всё успели и на место тихо сели.
Вос-ль: Ребята, наш знакомый Бармалей просит помощи. Он придумал предложения по картинкам, но всё перепутал. Давайте ему поможем исправить ошибки.
- Коза кормит девочку – Девочка кормит козу; (слайд 21)
- Мяч играет с мальчиком – Мальчик играет с мячом; (слайд 22)
- Дорога едет по машине – Машина едет по дороге; (слайд 23)
- Чашка разбила девочку – Девочка разбила чашку; (слайд 24)
- Вова разбил стеклом мяч – Вова разил мячом стекло. (слайд 25)
- Книга читает девочку – Девочка читает книгу. (слайд 26)
Вос-ль: Смотрите, ребята, корзина и еще какая-то записка. Давайте её прочитаем.
«Перед вами поляна цветов, но цветы непростые, а сказочные. На обороте каждого лепестка написан отрывок из сказок К.И.Чуковского. Угадайте, из какой сказки этот отрывок».
(Каждый ребенок по очереди берет цветок и передает его воспитателю, взрослый читает текст, а ребенок сам или с помощью своих товарищей отгадывает название сказки).
- Вдруг из маминой, из спальни (слайд 27)
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой. (Мойдодыр)
- Десять ночей подряд (слайд 28)
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники. (Айболит)
- Солнце по небу гуляло (слайд 29)
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. (Краденое солнце)
- Вдруг откуда-то летит маленький Комарик, (слайд 30)
И в руке его горит маленький фонарик.
«Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку, саблю вынимает
И ему на всём скаку голову срубает! (Муха – Цокотуха)
\
- А за ними вдоль забора (слайд 31)
Скачет бабушка Федора
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитесь домой!» (Федорино горе)
Воспитатель: Молодцы справились с заданиями! Следующее задание, которое подготовил для вас домовёнок Кузя, называется «Слова – наоборот» (слайд 32). Я называю слово, а вы называете ему противоположное.
Чистый – грязный;
Храбрый – трусливый;
Добрый – злой;
Трудолюбивый - ленивый;
Хороший – плохой;
Здоровый – больной;
Радовать – огорчать;
Тепло – холодно;
День – ночь;
Весёлый – грустный;
Холодный – горячий;
Умный – глупый.
Вос-ль; Молодцы справились с заданиями. А теперь внимание на экран. Ребята, скажите, чему учит нас каждая сказка К.И.Чуковского.
33 слайд «Мойдодыр»
Дети: Сказка учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом.
34 слайд «Тараканище»
Вос-ль: Скажите, ребята, кого боялись звери?
Дети: Звери боялись таракана.
Вос-ль: Почему звери боялись таракана?
Дети: Потому, что пугал зверей.
Вос-ль: А стоило ли бояться?
Дети: нет, он ведь простой маленький таракан.
Вос-ль: Чем закончилась сказка?
Дети: Воробей проглотил таракана.
Вос-ль: Чему нас учит эта сказка?
Дети: Эта сказка учит никого не бояться, а также не хвалиться перед другими.
35 слайд «Путаница»
Дети: Эта сказка учит нас быть послушными, не шалить и не баловаться.
36 слайд «Айболит»
Вос-ль: Каким был в сказке Айболит?
Дети: Был добрым доктором, который всегда приходил на помощь больным.
Вос-ль: Кого он лечил?
Дети: Доктор Айболит лечил зверей.
Вос-ль: Чем закончилась сказка?
Дети: Добрый доктор Айболит вылечил всех детей.
Вос-ль: Чему учит эта сказка?
Дети: Эта сказка учит помогать окружающим: людям и животным.
37слайд «Бармалей»
Вос-ль: Каким был Бармалей?
Дети: Он был злым, жестоким, беспощадным.
Вос-ль: Как наказали Бармалея?
Дети: Бармалея проглотил крокодил.
Вос-ль: Чем закончилась сказка?
Дети: Крокодил отпустил Бармалея и он исправился, стал добрее, у него появилось много друзей.
Вос-ль: Чему учит эта сказка?
Дети: Добро побеждает зло, нужно быть добрее.
38 слайд «Телефон»
Дети: Телефон нам необходим для того чтобы сообщать важные новости, по телефону нужно разговаривать вежливо.
39 слайд «Краденое солнце»
Дети: Сказка учит быть добрыми, смелыми, уметь защитить друзей.
40 слайд «Федорино горе»
Дети: Эта сказка учит быть аккуратными, трудолюбивыми, бережливыми.
41 слайд «Муха-Цокотуха»
Дети: Сказка учит быть смелыми, добрыми, вежливыми.
Вос-ль: Ребята, вам нравятся сказки К. И.Чуковского? Почему?
Дети: Да. Потому что добрые, веселые, интересные, поучительные.
Вос-ль: Чему нас учат сказки?
Дети: Быть добрыми, аккуратными, внимательными, вежливыми, трудолюбивыми, смелыми, справедливыми, послушными.
Воспитатель: Молодцы, ребята все сказки К.И.Чуковского отгадали.
Хорошие сказки писал дед КОРНЕЙ-
Воспитывал взрослых и детей.
Будут и внуки наши и дети.
Сказки читать весёлые эти.
Сундучок мы открываем (слайд 42)
И подарки получаем
Спасибо домовёнку за подарки!
Вос-ль: Наше занятие подходит к концу. На память о нем, я хочу предложить вам выполнить аппликацию «Посуда для Федоры».
Порядок выполнения работы
Предложить детям:
- Расположить лист горизонтально;
- Перевести трафареты посуды на лист – основу;
- Подобрать цвета бумаги для украения посуды;
- Нарвать цветную бумагу на мелкие кусочки произвольной формы;
- Наклеить их на силуэт посуды, заполняя все промежутки.
Итог занятия.
Вос-ль: Ребята, любите и читайте сказки. Они учат нас доброте и верности, смелости и трудолюбию. (Выставка детских работ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в сказку"
Представлен Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в сказку" в средней группе....
Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в сказку» в старшей логопедической группе №4 «Медвежонок» на РМО логопедов и воспитателей логопедических групп
Цель: Развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста по средствам русских народных сказок....
Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам"
Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам"...
Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие по сказкам» в ясельной группе
Развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм (сказок), закрепить знания детей о сказках....
Открытое занятие по развитию речи "Путешествие по сказкам" 2 младшая группа
Закреплять знание сказок, умение включаться в беседу по их содержанию. Побуждать участвовать в рассказывании сказок. Формировать диалогическую речь. Развивать интонационную выразительность речи, зрите...
Открытое занятие по развитию речи «Путешествие по сказкам, 7 козлят» в старшей группе
Цель: Сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам.ЗадачиОбучающие: Расширить кругозор детей; Тренировать память; Развивать устную речь; Развивать логическое мышление, со...
Открытое занятие по развитию речи «Путешествие в страну красивой и правильной речи» в подготовительной группе
Открытое занятиепо развитию речи«Путешествие в страну красивой и правильной речи» в подготовительной группеЦель: развитие и совершенствование всех сторон устной речи ребёнка (произношение,...