Проект «Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
план-конспект занятия по развитию речи

Аньшина Елена Николаевна

Проект

«Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-folklor.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №130 г. Липецка

Проект

«Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора».

Вид проекта: исследовательско-творческий, групповой.

Участники проекта: дети 5-6 лет, педагоги, родители воспитанников.

Актуальность

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Ничто так не обогащает образную сторону речи  детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание, осудить неверное или грубое действие.

Актуальность проведенного нами исследования определяется той огромной ролью, которую играют малые фольклорные жанры в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

Цели проекта:

  • Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.
  • Приобщать детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами малых форм фольклора.

Задачи:

  •     Проанализировать психолого- педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста .
  •     Определить основные методы, формы   использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
  •     Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей. Вызвать интерес к народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир фольклора  с использованием различных методов и приёмов.
  •       Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе исследовательской работы .

Гипотеза

Мы предполагаем, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

  • педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
  • будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;
  • малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Методы и приёмы

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание с детьми считалок, потешек, пословиц, поговорок, прибауток, скороговорок.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, народные игры, дидактические игры, настольно-печатные игры.

Этапы реализации проекта

  1. Начальный

Определение целей, постановка задач проекта. Изучение методической литературы по проблеме. Диагностическое исследование проблемы.

  1. Продуктивный

Планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников по реализации проекта.

  1. Результативный

Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы. Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.

  1. Перспективный

Обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей работы. Разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта.

Ожидаемые результаты

Дети

Педагоги

Родители

  • Повысится уровень связной речи.
  • Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
  • Сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края.

  • Повышение теоретического уровня по теме проекта.
  • Внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами малых форм фольклора.
  • Пополнение предметно-развивающей среды
  • Самореализация.
  • Обобщение и распространение опыта.
  • Сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
  • Поощряют использование малых форм фольклора в играх детей дома.
  • Взаимодействуют с педагогами по вопросу развития речи.

Реализация проекта

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

  • Диагностика по развитию речи
  • НОД
  • Совместная и самостоятельная деятельность по развитию творческих способностей детей
  • Народные игры
  • Викторины
  • Театрализованная деятельность
  • Анкетирование
  • Консультации
  • Конкурсы
  • Памятки
  • Дни открытых дверей
  • Консультации
  • Памятки
  • Обмен опытом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта обследования речевых умений детей старшего возраста средствами малых форм фольклора

Данная диагностическая карта разрабртана на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е.Струниной. Она позволяет выявить уровень владения детьми-логопатами малыми формами фольклора, умение испо...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...

ДОКЛАД" Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора "

"Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора "  ...

Развитие словесного творчества старших дошкольников через малые формы фольклора (загадки)

laquo;Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин».Цель: содействие развитию словесного творчества детей через приобщ...