Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе тема : «Составление рассказа о собаках» с использованием ИКТ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Стражник Вита Александровна

Сценарий  непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе.

 

Тема. Составление описательного рассказа о собаке при помощи схемы.

Задачи.

1.Закреплять знания детей о собаках (пожарных собаках, собаках – пастухах, пограничных собаках, ездовых  собаках), как о домашних животных: живут с человеком, помогают ему, человек заботится о них.

2.Активизировать мыслительную и речевую деятельность детей за счёт слов «я думаю», «я считаю», «по-моему» в ходе решения проблемной ситуации (что объединяют клочок собачьей шерсти, картинку с изображением дома, ботинок).

3.Совершенствовать навыки монологической речи: упражнять детей в умении самостоятельно употреблять разные типы предложений (простые, сложносочинённые, сложноподчинённые) при составлении описательного рассказа о собаке с использованием схемы.

4.Обогащать словарный запас детей за счёт новых слов: собака – поводырь, собака – спасатель.

5.Воспитывать познавательный интерес к «профессиям» домашних животных на примере собаки, используя метод интервью.

 

Материал. «Посылка» с находящимися в ней предметами: клочок собачьей шерсти, картинка с изображением дома, ботинок. Схема составления описательного рассказа о собаке. Интерактивная доска для показа фотографий собак: собака – спасатель, собака – поводырь, пограничная собака, собака - пастух, собачья упряжка на севере. Мяч. Кукла Буратино.

 

Предварительная работа. Чтение рассказа Ю.Коваль «Алый», рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки», стихотворения А.Барто «На заставе».

Рассматривание картин: «Собака – пограничник», «Собака – пастух», «Собачья упряжка на севере».

 

Организация детей.

 

  Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности.

                                            

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Воспитатель вносит в группу куклу Буратино и коробку.

- Дети, Буратино сегодня очень грустный. Мальвина приготовила для него очень сложное задание – положила в коробку разные предметы и попросила объяснить, что их всех объединяет. Буратино не смог справиться с заданием. Он очень ждёт вашей помощи.

- Дети, вы сможете помочь Буратино?

- Давайте откроем коробку и узнаем, что в ней находится.

Воспитатель открывает коробку и достаёт первый предмет – клочок собачьей шерсти.

 - Как вы думаете, что это такое?

Воспитатель даёт детям потрогать шерсть.

- Какая на ощюпь эта шерсть?

Воспитатель достаёт из коробки второй предмет – картинку, на которой нарисован дом.

Что это? Как вы думаете, почему эти два предмета лежат в одной коробке? Что их объединяет?

Воспитатель достаёт из коробки третий предмет – ботинок.

- Как вы считаете, как в посылке оказался этот необычный предмет?

 

- Вы объяснили, что объединяет эти три предмета – все они рассказали нам о собаках. Собаки – наши друзья. Очень часто люди держат собак в доме. Для чего?

- Как вы считаете, помогли мы Буратино решить его сложную задачу?

2.Игра в круге.

- Дети, сейчас мы поговорим о собаках, которые помогают людям, трудятся вместе с ними. А помогать нам будет мяч. Вот правила игры: я передаю мяч одному из детей и называю 2 – 3 слова, относящиеся к какой-либо собаке. Этот ребёнок называет собаку, говорит, как она помогает людям и передаёт мяч следующему ребёнку.

Примерные слова:

     - граница, нарушитель –

     - север, упряжка – 

     - отара овец, волк –  

     - пожар, маленькие дети –

     - слепой человек –

     - горы, снежная лавина -

     - вода, тонущий человек –

- Скажите, что можно сказать про этих собак, какие они?

Дети садятся на стулья.

3. Сейчас мы с вами будем корреспондентами. Кто знает, кто такие корреспонденты?

Воспитатель выставляет схему описательного рассказа в картинках.

  По этим картинкам вы составите рассказ о любой собаке, которая вам нравится. Все ваши рассказы мы запишем на магнитофон, прослушаем их, а потом выпустим свою газету, в которой будут напечатаны ваши рассказы.

После этого часть рассказов прослушиваем (спрашиваю, чьи голоса они узнали).

4.Итог занятия.

- Дети, сегодня вы помогли Буратино справиться с очень трудным заданием, были корреспондентами, составляли интересные рассказы о собаках. Давайте поблагодарим друг друга за то, что вам особенно понравилось на занятии.

Дети по очереди дают оценку работы друг друга и перекидывают мяч.

(Например: «Юра, ты хорошие слова сказал о собаке – умная, выносливая» - и перекинуть мяч Юре. Юра хвалит следующего человека и кидает мяч ему).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Ответы детей. Вместе приходим к выводу, что клочок шерсти    

возможно  принадлежит собаке.

 

Все вместе приходим к выводу, что собака – домашнее животное, поэтому в посылке лежит картинка, на которой нарисован дом.

 

   Все вместе приходим к выводу, что у собак очень хорошее обоняние, и они умеют ходить по следу.

 

Ответы детей. (собаки – умные животные, они помогают людям).

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пограничная собака.

Ездовые собаки.

Собака – пастух.

 

Пожарные собаки.

Собака-поводырь.

Собака-спасатель в горах.

Собака-спасатель на воде.

Ответы детей. (собаки – умные животные, они помогают людям).

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Дети по одному человеку подходят к доске, выбирают фотографию собаки, о которой они хотят  рассказать, и составляют описательный рассказ по схеме ( 2 – 3 человека).

 

 

 

 

 

 

Дети по очереди дают оценку работы друг друга и перекидывают мяч.

(Например: «Юра, ты хорошие слова сказал о собаке – умная, выносливая» - и перекинуть мяч Юре. Юра хвалит следующего человека и кидает мяч ему).

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_sobakah.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию

в старшей группе  тема : «Составление рассказа  о собаках»

с использованием ИКТ

Воспитатель

                                                                                    Стражник В.А.      

   Используемые технологии:

  • Технология  деятельностного подхода.

Санкт – Петербург

2016 год

                                                                                                                                                                     Сценарий  непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе.

Тема. Составление описательного рассказа о собаке при помощи схемы.

Задачи.

1.Закреплять знания детей о собаках (пожарных собаках, собаках – пастухах, пограничных собаках, ездовых  собаках), как о домашних животных: живут с человеком, помогают ему, человек заботится о них.

2.Активизировать мыслительную и речевую деятельность детей за счёт слов «я думаю», «я считаю», «по-моему» в ходе решения проблемной ситуации (что объединяют клочок собачьей шерсти, картинку с изображением дома, ботинок).

3.Совершенствовать навыки монологической речи: упражнять детей в умении самостоятельно употреблять разные типы предложений (простые, сложносочинённые, сложноподчинённые) при составлении описательного рассказа о собаке с использованием схемы.

4.Обогащать словарный запас детей за счёт новых слов: собака – поводырь, собака – спасатель.

5.Воспитывать познавательный интерес к «профессиям» домашних животных на примере собаки, используя метод интервью.

Материал. «Посылка» с находящимися в ней предметами: клочок собачьей шерсти, картинка с изображением дома, ботинок. Схема составления описательного рассказа о собаке. Интерактивная доска для показа фотографий собак: собака – спасатель, собака – поводырь, пограничная собака, собака - пастух, собачья упряжка на севере. Мяч. Кукла Буратино.

Предварительная работа. Чтение рассказа Ю.Коваль «Алый», рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки», стихотворения А.Барто «На заставе».

Рассматривание картин: «Собака – пограничник», «Собака – пастух», «Собачья упряжка на севере».

Организация детей.

  Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности.

                                           

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Воспитатель вносит в группу куклу Буратино и коробку.

- Дети, Буратино сегодня очень грустный. Мальвина приготовила для него очень сложное задание – положила в коробку разные предметы и попросила объяснить, что их всех объединяет. Буратино не смог справиться с заданием. Он очень ждёт вашей помощи.

- Дети, вы сможете помочь Буратино?

- Давайте откроем коробку и узнаем, что в ней находится.

Воспитатель открывает коробку и достаёт первый предмет – клочок собачьей шерсти.

 - Как вы думаете, что это такое?

Воспитатель даёт детям потрогать шерсть.

- Какая на ощюпь эта шерсть?

Воспитатель достаёт из коробки второй предмет – картинку, на которой нарисован дом.

Что это? Как вы думаете, почему эти два предмета лежат в одной коробке? Что их объединяет?

Воспитатель достаёт из коробки третий предмет – ботинок.

- Как вы считаете, как в посылке оказался этот необычный предмет?

 

- Вы объяснили, что объединяет эти три предмета – все они рассказали нам о собаках. Собаки – наши друзья. Очень часто люди держат собак в доме. Для чего?

- Как вы считаете, помогли мы Буратино решить его сложную задачу?

2.Игра в круге.

- Дети, сейчас мы поговорим о собаках, которые помогают людям, трудятся вместе с ними. А помогать нам будет мяч. Вот правила игры: я передаю мяч одному из детей и называю 2 – 3 слова, относящиеся к какой-либо собаке. Этот ребёнок называет собаку, говорит, как она помогает людям и передаёт мяч следующему ребёнку.

Примерные слова:

     - граница, нарушитель –

     - север, упряжка –  

     - отара овец, волк –  

     - пожар, маленькие дети –

     - слепой человек –

     - горы, снежная лавина -

     - вода, тонущий человек –

- Скажите, что можно сказать про этих собак, какие они?

Дети садятся на стулья.

3. Сейчас мы с вами будем корреспондентами. Кто знает, кто такие корреспонденты?

Воспитатель выставляет схему описательного рассказа в картинках.

  По этим картинкам вы составите рассказ о любой собаке, которая вам нравится. Все ваши рассказы мы запишем на магнитофон, прослушаем их, а потом выпустим свою газету, в которой будут напечатаны ваши рассказы.

После этого часть рассказов прослушиваем (спрашиваю, чьи голоса они узнали).

4.Итог занятия.

- Дети, сегодня вы помогли Буратино справиться с очень трудным заданием, были корреспондентами, составляли интересные рассказы о собаках. Давайте поблагодарим друг друга за то, что вам особенно понравилось на занятии.

Дети по очереди дают оценку работы друг друга и перекидывают мяч.

(Например: «Юра, ты хорошие слова сказал о собаке – умная, выносливая» - и перекинуть мяч Юре. Юра хвалит следующего человека и кидает мяч ему).

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей. Вместе приходим к выводу, что клочок шерсти    

возможно  принадлежит собаке.

Все вместе приходим к выводу, что собака – домашнее животное, поэтому в посылке лежит картинка, на которой нарисован дом.

   Все вместе приходим к выводу, что у собак очень хорошее обоняние, и они умеют ходить по следу.

Ответы детей. (собаки – умные животные, они помогают людям).

Ответы детей.

Пограничная собака.

Ездовые собаки.

Собака – пастух.

Пожарные собаки.

Собака-поводырь.

Собака-спасатель в горах.

Собака-спасатель на воде.

Ответы детей. (собаки – умные животные, они помогают людям).

Ответы детей.

Дети по одному человеку подходят к доске, выбирают фотографию собаки, о которой они хотят  рассказать, и составляют описательный рассказ по схеме ( 2 – 3 человека).

Дети по очереди дают оценку работы друг друга и перекидывают мяч.

(Например: «Юра, ты хорошие слова сказал о собаке – умная, выносливая» - и перекинуть мяч Юре. Юра хвалит следующего человека и кидает мяч ему).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию "Ролик для Ералаша" для детей подготовительной к школе группы....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Добрые сказочники.»

Цель:Совместное сочинение мини-сказок и инсценировка их с использованием разных видов театра....