ознакомление с окружающим "Знакомство с берёзой"
материал по развитию речи (старшая группа) на тему
развитие у детей познавательного интереса, желание получать новые знания, воспитывать уважение и любовь к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_znakomstvo_s_beryozoy.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Знакомство с берёзой»
Воспитатель: Шлык Н.Н..
Образовательная область: познавательное развитие
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: старшая
Тема: Знакомство с березой
Цель: сформировать у детей устойчивое положительное отношение к березе, как живому существу.
Программное содержание
Образовательные задачи: формировать представления об особенностях природы родного края
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания; познакомить с лечебными свойствами дерева.
Воспитательные: формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к Родине, ст. Фастовецкой.
Предварительная работа: чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание картин и иллюстраций.
Словарная работа: береста, белоствольная, туесок.
Материалы и оборудование: аудиозапись песни «С чего начинается Родина», дегтярное мыло, березовый веник, березовые почки, кора, веточки и листья.
Ход деятельности:
Звучит песня «С чего начинается Родина».
Воспитатель: О чем поется в этой песне?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина?
Ответы детей.
Воспитатель: У каждого жителя земли есть своя Родина – место, где он родился и живет. Как называется наша Родина?
Ответы детей.
Воспитатель: слово Родина, жители Африки представляют пальмы и пустыни, жители Египта – пирамиды и реку Нил. А что представляете вы, когда говорят о России?
Ответы детей.
Воспитатель: Многие наши соотечественники, думая о Родине, вспоминают ее неповторимую природу, в особенности – русскую березку. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель читает стихотворение о березе:
Словно девица русская, приумолкнув, стоит,
Над речушкой березка листвой шелестит.
Только ветер играет в косах длинных листвы,
Только звезды мигают ей с высоты.
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь березка – частица России моей.
Береза – очень красивое дерево, растущее во всех уголках нашей необъятной Родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений; она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. Березы бывают разные по размеру и форме. На юге встречаются огромные, стройные, как мачты березы; их темная листва прижимается к стволам. На севере растут карликовые березы; им никак не удается разогнуть стан и подняться от земли. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает: Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору березы называют берестой. Береста – это защитный покров дерева, она непроницаемая для воды и газа. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины – довольно крупные черные черточки, идущие по стволу. Они называются «чечевички», через них береза дышит.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть лежащие перед ними на столах кусочки березовой коры и продолжает свой рассказ:
Воспитатель: Береста состоит из тонких слоев. Давным-давно, когда люди еще не научились делать бумагу, на бересте писали. Берестяные грамоты, пролежав в земле много лет, дошли до нас целыми и невредимыми. Из них мы смогли много узнать о жизни нашего народа в далекие времена. Из бересты делают много красивых вещей. Кто может сказать, что делают из бересты?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает: Туески, украшения, шкатулки, разную посуду.
Воспитатель продолжает свой рассказ: Многие поэты, писатели, музыканты и художники передавали в своем творчестве красоту этого дерева. Назовите их. Вспомните стихи, потешки, загадки о березе и расскажите их. Какими ласковыми словами можно назвать это дерево?
Ответы детей.
Воспитатель продолжает: Не только своей красотой покорила береза народ нашей страны. Издавна люди знали о ее полезных свойствах.
Перед детьми на подносах лежит дегтярное мыло, березовый веник, березовые почки, веточки и листья. Воспитатель предлагает рассмотреть их.
Затем воспитатель спрашивает: Для чего все это нужно человеку?
Ответы детей.
Воспитатель продолжает: Березовый веник изгоняет болезни и дает бодрость и силу. Заваренными березовыми почками лечат многие болезни. Березовыми листьями красят на Пасху яйца. Дегтярное мыло помогает при кожных заболеваниях. Весной деревья просыпаются, и у них начинается сокодвижение. Сок березы особенно вкусный и полезный. Люди употребляют этот сок для укрепления здоровья. Кто пробовал березовый сок?
Ответы детей.
Воспитатель продолжает: А знаете ли вы, как правильно нужно брать у березки сок?
Ответы детей.
Воспитатель продолжает: После того, как в дереве сделали надрез и набрали сок, нужно замазать ранку глиной.
В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому Новый год встречали не с елью, а с березой. В это время крестьяне приступали к сельскохозяйственным работам. Весна на юге и севере приходилась на разные сроки, поэтому березозолом на юге называли март, а на севере – апрель. Березозол – март – был первым месяцем года до пятнадцатого века. И сегодня, как в древности, люди ходят в березовый лес отдохнуть душой и телом, набраться сил, попросить у березки помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"
Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1. Приобщать детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса .2. Обогащать музыкал...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и ручному труду «Русская берёза – белая берёза»
На занятии у детей формируется представление о большой и малой Родине, дети знакомятся с символом нашей Родины – русской берёзе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Русская берёза» и презентация "Русская берёза".
Конспект образовательной деятельности "Русская берёза" знакомит детей с символом нашей Родины - деревом берёзой....
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Белокурая берёза – символ Родины моей»
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Белокурая берёза – символ Родины моей»Цель: Воспитание любви к родной п...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Белая берёза, милая сестра"
В материале представлено занятие по ознакомлению с окружающим на тему: "Белая береза, милая сестра"...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...