Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Белая берёза, милая сестра"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В материале представлено занятие по ознакомлению с окружающим на тему: "Белая береза, милая сестра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belaya_bereza_zanyatie_podg_gr.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Центр развития ребёнка - детский сад №125
Невского района Санкт-Петербурга
Занятие на тему:
«Белая берёза, милая сестра!»
Провела: Шагрова И. Н.
Цели:1. Уточнить представления детей о строении дерева -берёзы, о значении её частей (“серёжек” и бересты).
2. Закрепить знание отличия берёзы от других деревьев (белый ствол).
3. Развивать связную речь детей, обогащая их знания о берёзе, о её пользе.
4. Активизировать словарь за счёт слов; берёзонька, кудрявая, стройная, белоствольная, высоконькая, нарядная, моложавая.
5. Пробудить у детей светлые, добрые чувства и заботливое отношение к природе, к Родине.
Предварительная работа
- Прогулки и нахождение берёзы среди других деревьев. Вождение хороводов вокруг берёзы.
- Заучивание и отгадывание загадок.
- Рисование берёзы во все времена года.
Материал и оборудование.
- Разрезные картинки (берёза, берёзовая ветка, лист берёзы).
- Стенде фотографиями памятников .
- Поделки из бересты.
- Шапочки; листья берёзки и перья Жар-птицы.
- Загадки и стихи.
Ход:
Воспитатель: “ Ребята, о чём мы с вами сегодня будем говорить, вы узнаете выполнив следующее задание, каждой из команд надо будет из разрезанных картинок составить целую картину.”
Воспитатель (подходит к первым): “ Что у вас получилось. Как вы узнаете берёзу в лесу? (берёза имеет белый ствол с чёрными полосами.)- Чем покрыт ствол берёзы.( ствол берёзы покрыт берестой.) Воспитатель (подходит ко вторым): - А что у вас получилось. Почему вы решили, что это - берёзовая ветка? (Определили по форме листка и по серёжкам.)
- А зачем берёзке - серёжки? ( В серёжках находятся крылатые семена, а из семян вырастают молодые берёзки.)
Воспитатель( подходит к третьим): - А теперь вы, ребята, расскажите, что у вас получилось? И какой же берёзовый листок. Опишите его. ( Светло-зелёный, с зазубринками, с острым кончиком на конце).
Воспитатель: Так о чём же мы с вами будем сегодня говорить (о берёзе)
Воспитатель: “Правильно, о нашей русской берёзе, и из ваших правильных ответов я поняла, что вы много знаете об этом красивом дереве. На Руси всегда любили белоствольную красавицу-берёзу. Её называли деревом счастья.
- А кто из вас, ребята, знает какими, ласковыми словами в народе называют берёзу? (Берёзонька, кудрявая, стройная, белоствольная, берёзка, высоконькая, нарядная, моложавая.)
Воспитатель: Словно с девушкой-красавицей её сравнивают. Давайте, ребята, заглянем в берёзовую рощицу.
Инсценировка:
Воспитатель: Разбежались по лужайке
Беззаботной, лёгкой стайкой, словно девочки-
Подростки. Белоствольные берёзки.
1-й Ребёнок(исполняет роль берёзки) Я, берёза, простого
рода. Мой батюшка-ясен месяц. Он ночью мне
распевает. Моя сестра-ранняя заря, она росой меня
питает…
ЖАР –ПТИЦА: - А я. Жар-птица, рода царского, из сада райского. Не чета тебе-дереву.
Мои перья золотыми лучами сияют…
Далее идёт диалог между листочками Берёзы и перьями Жар-птицы.
3-ий ребёнок: Моей лучиной избу освещают…
4-ый ребёнок: Я вся огнём пылаю…
5-ый ребёнок: А я из печи жаром всех согреваю…
6-ой ребёнок: Мои перья царские одежды украшают…
7-ой ребёнок: А я в лапти всех обуваю, в коробах и лукошках всё сохраняю…
8-ой ребёнок: Мои яйца на царские столы попадают…
9-ый ребёнок: Мой сок берут и пьют…
10-ый ребёнок :Я хвост веером распускаю…
11-ый ребёнок: Моим дёгтем в тележных колёсах скрип унимают…
12-ый ребёнок: Я Жар-птица. Моей красоте весь свет дивится. Сказки обо мне слагают и в песнях воспевают.
1-ый ребёнок:- А вокруг меня, белой берёзы, на семик-Троицу девушки хоровод ведут, венки вьют, меня в песнях восхваляют, красавицей называют. 2-ой ребёнок: Победила ты меня ты меня, Берёза. Нечем мне, Жар-птице, больше хвалиться. Вернусь я в сады царские, на деревья райские.
Воспитатель: Вставайте, дети, вокруг Берёзы.
Будем её красоту воспевать. ( дети
Встают вокруг ребёнка-Берёзы)
Дети: Берёза, моя берёзонька,
Берёза моя белая. Берёза кудрявая.
Посередь долинушки.
На тебе берёзонька листья зелёные.
Под тобой берёзонька. Травка шёлковая…
Воспитатель: А теперь, ребятки, мы приглашаем вас в мини музей БЕРЕЗЫ… (рассматриваем поделки из бересты)
Воспитатель: Вот хороши поделки - самоделки. Как вы думаете из чего они сделаны?(из бересты).Издавна крестьяне плели из бересты лукошки и туески для ягод и грибов. Это наши русские умельцы нашли такой замечательный материал для поделок. Они знали, что береза -гонкое … дерево, т.е. быстрорастущее. Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья и, конечно, про березу.(дети загадывают загадки о березе)
1.Ствол белеет. Шапочка зеленеет.
2.Стоит в белой одежде, свесив кудри и сережки.
3.Русская красавица стоит на поляне. В зеленой кофточке, в белом сарафане.
Воспитатель: А я вам тоже хочу загадать загадку. В ней встретится незнакомое слово угодье. Оно обозначает: все нужное, что годится человеку.
Стоит дерево, цветом зелено.
В этом дереве 4 угодья
1-ое от тьмы – свет.
2-ое разбитому – связь.
3-е больному – здоровье.
4-е людям - некопаный колодец.
Отгадка очень простая. Конечно это береза.
Давайте разберем эту загадку:
1-ое угодье от тьмы свет. Как вы понимаете? (Раньше вместо электричества для освещения изб использовали березовую лучину)
В старину в деревнях темными, долгими вечерами при свете березовой лучины женщины занимались рукоделием, пряли, ткали, шили и вышивали.
2-ое угодье разбитому связь. Кто может что-нибудь сказать про это угодье?(поломанные вещи связывались прочной берестой.)
3-е угодье. Больному - здоровье.(Почки березы- лекарственное средство.
Березовыми вениками в бане хворь выгоняют.)
4-ое угодье. Некопаный колодец - это сладкий и целебный сок, которым весной дерево угощает людей.
Береза щедрое и доброе дерево.(стихи о березе читают дети)
С.Есенин « Белая береза», Прокофьев «Люблю березу русскую».
Многие поэты и художники восхищались этим деревом. Недаром березу считают одним из символов земли русской. А вы знаете, что береза может прожить 150-180 лет. Поэтому многие взрослые деревья видели и помнят все то, что было много, много лет назад. И хорошее, и плохое, и веселое, и страшное, и ту войну, о которой мы говорили вчера. Как рвались снаряды и гибли люди, защищая свою страну. И если мы посмотрим на эти фотографии с изображением памятников нашим героям, то увидим позади монументов березы и это не случайно. Они как бы склонили свои ветви-оплечья и скорбят о гибели многих людей. И называют такие березы?(плакучие). И в горечи, и в радости наши русские люди всегда любили песни, танцы. И на один из праздников, который называется Троица, люди приносили в дом веточки березы. Пели песни и водили хороводы вокруг березы. Дети, берегите природу. Не ломайте веточки березы и других деревьев. Ухаживайте за ними. И когда-нибудь обязательно посадите деревце для себя и других людей. А теперь, давайте и мы проведем хоровод.(Во поле березка стояла).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....