Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Белокурая берёза – символ Родины моей»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
«Белокурая берёза – символ Родины моей»
Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.
- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы).
Развивающие:
- развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Индивидуальная работа: Совместные действия с Настей Р. по умению определять возраст дерева по его спилам.
Материал: Макет дерева без веток, картина о природе художника-земляка Панасова С.С., мультимедийный проектор, дидактические игры «Вырасти дерево», «Найди лист берёзы», «От какого дерева кора?», баночки с водой кусочки коры от разных деревьев, спилы берёзы, изделия из бересты, макеты деревьев для оформления, обереги изготовленные из бересты.
Ход образовательной деятельности:
Дети входят в группу и встают в полукруг.
- Ребята, к нам в гости хотел прийти лесовичок, но у него случилась беда – его лесные владения захватила злая колдунья. Лесовичок прислал нам письмо, в котором просит вас, ребята о помощи. Мы его с вами сейчас прочитаем? Содержание письма: В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и поломала все веточки. И теперь берёзка стоит совсем голая. Она дрожит, потому что просит о помощи. А помочь ребята вы можете ей, выполнив задания злой колдуньи.
- Что же делать ребята?
- Но, для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес, чтобы помочь березке! Лесовечок, прислал для нас с вами волшебный клубочек, который будет показывать нам дорогу.
- Вы готовы, ребята?
- И вот мы с вами в волшебном лесу.
Включаю звуки леса.
Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без веточек (лист бумаги с нарисованным стволом).
- Смотрите, клубочек привел, нас к дереву, которое заколдовала злая колдунья. Посмотрите, ребята, вместо веточек на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. И вернуть веточки берёзе мы сможем, если правильно выполним задание.
Воспитатель снимает конверт с первым заданием: Расскажите о красоте русской берёзы (ответы детей).
- Береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.
Стихотворение «Березка» И.Прокофьев
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
- Ребята, а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, около дома и т.д.)
- Как называется лес, где растут одни березы (березовая роща)
- Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди водили хороводы вокруг березы.
- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины.
Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны.
Зимой – на веточках лежит белый снег.
Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.
Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.
Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад).
- На территории садика посажено много берез, я знаю, вы очень бережно относитесь к ним. Они, действительно, радуют нас своей красотой в разное время года. Посмотрите, ребята, картину художника, с какой любовью изображали уголки своей природы. На картине изображена красавица – березка. За свою красоту береза стала символом России.
- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы? Как люди называют березку? Мы тогда можем прикрепить веточку для березки? (Да)
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. В конверте лежит береста.
- Ребята, что это? Это кора берёзы, которую называют берестой. Почему берёзу называют белоствольной? Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали, на коре, она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки (показ изделий)
- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту)
Проводится опыт «У кого прочнее».
- Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.
Игра «Найди кору березы» (на подносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы)
- Ребята, давайте вернемся, мы к нашему опыту, рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.
- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте, что еще мы с вами выполнили? ( Нашли кору от березы)
- Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт, с третьим заданием: Рассказать о пользе березы (Ответы детей).
- Березка – не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ.
Проводится игра «Найди лист березы»: рассыпаны листья разных деревьев, дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку.
- На стволах березы растет березовый гриб – чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай (провести опыт с заваривание чаги). Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость – березовый сок. Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим, лакомится этим вкусным полезным напитком. А кто из вас, дети, знает: как правильно нужно брать сок у березы? (ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с третьим заданием, рассказали о целебных свойствах березы, выполнили?
- Мы тогда прикрепляем веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт с четвертым заданием: Вырастить дерево и определить сколько лет ему.
Игра «Вырасти дерево»: Сложить картинки последовательности прорастания дерева (дерево растет, и у него растут все его части). - Дети называют и выкладывают картинки в последовательности: семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки).
Игра «Определи возраст березы»: Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца (показывает через увеличительное стекло). Дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердое, теплое, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах). Как вы считаете что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец, если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если нет - то кольцо узкое). Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву? (нужно посчитать кольца. (Сколько колец, столько и лет).
- Попробуйте самостоятельно определить, сколько лет дереву (дети самостоятельно определяют возраст березе по спилам).
- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с четвертым заданием? (Да. Мы вырастили березку, посчитали, сколько ей лет).
- Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
- Ребята, мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, спасли березку. Но почему-то березка все еще грустит, что мы еще должны сделать для неё? (Прикрепить листочки).
- Ребята березка нам с вами говорит спасибо за оказанную помощь.
- Я думаю, мы сегодня убедились. Что береза не только красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны беречь и заботится о ней.
Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,
Милее, чем она!
- Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какие полезные свойства березы вы знаете? Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Ребята, за то, что мы помогли расколдовать березку, она вас награждает вот такими оберегами: «Друг природы» из берёзовой коры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
«Белокурая берёза – символ Родины моей»
Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.
- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы).
Развивающие:
- развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Индивидуальная работа: Совместные действия с Настей Р. по умению определять возраст дерева по его спилам.
Материал: Макет дерева без веток, картина о природе художника-земляка Панасова С.С., мультимедийный проектор, дидактические игры «Вырасти дерево», «Найди лист берёзы», «От какого дерева кора?», баночки с водой кусочки коры от разных деревьев, спилы берёзы, изделия из бересты, макеты деревьев для оформления, обереги изготовленные из бересты.
Ход образовательной деятельности:
Дети входят в группу и встают в полукруг.
- Ребята, к нам в гости хотел прийти лесовичок, но у него случилась беда – его лесные владения захватила злая колдунья. Лесовичок прислал нам письмо, в котором просит вас, ребята о помощи. Мы его с вами сейчас прочитаем? Содержание письма: В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и поломала все веточки. И теперь берёзка стоит совсем голая. Она дрожит, потому что просит о помощи. А помочь ребята вы можете ей, выполнив задания злой колдуньи.
- Что же делать ребята?
- Но, для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес, чтобы помочь березке! Лесовечок, прислал для нас с вами волшебный клубочек, который будет показывать нам дорогу.
- Вы готовы, ребята?
- И вот мы с вами в волшебном лесу.
Включаю звуки леса.
Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без веточек (лист бумаги с нарисованным стволом).
- Смотрите, клубочек привел, нас к дереву, которое заколдовала злая колдунья. Посмотрите, ребята, вместо веточек на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. И вернуть веточки берёзе мы сможем, если правильно выполним задание.
Воспитатель снимает конверт с первым заданием: Расскажите о красоте русской берёзы (ответы детей).
- Береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.
Стихотворение «Березка» И.Прокофьев
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
- Ребята, а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, около дома и т.д.)
- Как называется лес, где растут одни березы (березовая роща)
- Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди водили хороводы вокруг березы.
- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины.
Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны.
Зимой – на веточках лежит белый снег.
Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.
Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.
Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад).
- На территории садика посажено много берез, я знаю, вы очень бережно относитесь к ним. Они, действительно, радуют нас своей красотой в разное время года. Посмотрите, ребята, картину художника, с какой любовью изображали уголки своей природы. На картине изображена красавица – березка. За свою красоту береза стала символом России.
- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы? Как люди называют березку? Мы тогда можем прикрепить веточку для березки? (Да)
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. В конверте лежит береста.
- Ребята, что это? Это кора берёзы, которую называют берестой. Почему берёзу называют белоствольной? Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали, на коре, она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки (показ изделий)
- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту)
Проводится опыт «У кого прочнее».
- Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.
Игра «Найди кору березы» (на подносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы)
- Ребята, давайте вернемся, мы к нашему опыту, рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.
- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте, что еще мы с вами выполнили? ( Нашли кору от березы)
- Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт, с третьим заданием: Рассказать о пользе березы (Ответы детей).
- Березка – не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ.
Проводится игра «Найди лист березы»: рассыпаны листья разных деревьев, дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку.
- На стволах березы растет березовый гриб – чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай (провести опыт с заваривание чаги). Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость – березовый сок. Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим, лакомится этим вкусным полезным напитком. А кто из вас, дети, знает: как правильно нужно брать сок у березы? (ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с третьим заданием, рассказали о целебных свойствах березы, выполнили?
- Мы тогда прикрепляем веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт с четвертым заданием: Вырастить дерево и определить сколько лет ему.
Игра «Вырасти дерево»: Сложить картинки последовательности прорастания дерева (дерево растет, и у него растут все его части). - Дети называют и выкладывают картинки в последовательности: семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки).
Игра «Определи возраст березы»: Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца (показывает через увеличительное стекло). Дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердое, теплое, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах). Как вы считаете что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец, если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если нет - то кольцо узкое). Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву? (нужно посчитать кольца. (Сколько колец, столько и лет).
- Попробуйте самостоятельно определить, сколько лет дереву (дети самостоятельно определяют возраст березе по спилам).
- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с четвертым заданием? (Да. Мы вырастили березку, посчитали, сколько ей лет).
- Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
- Ребята, мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, спасли березку. Но почему-то березка все еще грустит, что мы еще должны сделать для неё? (Прикрепить листочки).
- Ребята березка нам с вами говорит спасибо за оказанную помощь.
- Я думаю, мы сегодня убедились. Что береза не только красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны беречь и заботится о ней.
Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,
Милее, чем она!
- Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какие полезные свойства березы вы знаете? Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Ребята, за то, что мы помогли расколдовать березку, она вас награждает вот такими оберегами: «Друг природы» из берёзовой коры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе . Тема : «Зимушка-зима».
Уточнять и расширять представление детей о зиме : состояние погоды , длительность дня , типичные осадки (снег , хлопья , «крупа») ; явления природы (метель , вьюга , позёмка). Закреп...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Помощники Мойдодыра»
Задачи:Формировать знания детей о том, как можно укрепить своё здоровье, закреплять правила личной гигиены, формировать привычку соблюдать их.Учить рассказывать выразительно загадки, стихотворения.Раз...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Белокурая береза – символ Родины моей»
Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе«Белокурая береза – символ Родины моей»Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.Задачи:Образов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы на тему "Птичий базар".
Конспект НОД в рамках кружковой работы на тему "Птичий базар"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Большая и малая Родина»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Большая и малая Родина»...
Открытое занятие в подготовительной группе Тема "Берёза-символ Родины моей"
Открытое занятие в подготовительной группе по образовательной области "Художественно-эстетическое восприятие" тема "берёза-символ Родины моей"...
ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМИ МИРОМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ "МОЯ РОДИНА РОССИЯ"
Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу, к земле, где родился и вырос, гордость за историческое прошлое своего народа. Воспитание патриотизма в современном мире требует особ...