Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи. (Младшая группа)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ushakova_razvitie_rechi_perspektivnoe_planirovanie.docx | 80.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование образовательной деятельности
по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой
по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»
в младшей группе
на 2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».
Основными задачами программы является:
- развивать связную речь;
- воспитывать звуковую культуру речи;
- формировать грамматический строй речи;
- развивать образную речь и знакомить с художественной литературой;
- развивать коммуникативные способности.
Актуальность реализации программы определяется результатами педагогических наблюдений и результатами мониторинга детского развития за 4 года – у воспитанников стабильно наблюдается недостаточно развитая речь.
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи составлено для детей 3-4 лет (младшей группы).
Реализация образовательной деятельности по развитию речи составлено для детей 3-4 лет предусматривает следующие формы работы:
- Работа с детьми:
- специально-организованное занятие по развитию речи;
- специально-организованное занятие по ознакомлению с художественной литературой;
- речевые игры, направленные на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида, времени и наклонения глаголов, игры на словообразование, игровые упражнения для развития связной монологической речи, на развитие понимания смысловой стороны слова, на формирование образной речи;
- речевые игры на закрепление представлений о предложении;
- артикуляционная и дыхательная гимнастика.
- Работа с родителями:
- родительские собрания по проблеме развития речи детей с использованием деловых и тренинговых игр;
- анкетирование родителей по выявлению их представлений об уровне развития речи детей;
- открытое занятие по развитию речи детей;
- совместно театрализованное представление;
- работа с детьми в рабочих тетрадях.
Реализация предусмотренных программой форм работы организуется следующим образом:
Форма работы | Форма организации | Периодичность реализации | Сроки реализации | Количество часов в год | Продолжительность работы |
Работа с детьми | |||||
Специально-организованное занятие по развитию речи | Фронтальная | 1 раз в неделю | Сентябрь-апрель | 32 | 15 минут |
Специально-организованное занятие по ознакомлению с художественной литературой | Фронтальная | 1 раз в неделю | Сентябрь-апрель | 18 | 15 минут |
Речевые игры | Групповая | 1 раз в неделю | В течение года | 5 минут | |
Дыхательная гимнастика | Групповая | 1 раз в неделю | В течение года | 2-3 минуты | |
Артикуляционная гимнастика | Групповая | 1 раз в неделю | В течение года | 2-3 минуты | |
Работа с родителями | |||||
Форма работы | Срок реализации | ||||
Родительское собрание с целью ознакомления с программой О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» с использованием тренинговых игр | Сентябрь | ||||
Анкетирование родителей по выявлению их представлений об уровне развития речи детей | Сентябрь | ||||
Открытое занятие по развитию речи | Ноябрь | ||||
Родительское собрание с целью ознакомления с результатами работы по развитию речи | Май | ||||
Работа с детьми в рабочих тетрадях | В течение года |
Специально-организованное занятие по ознакомлению с художественной литературой распределяются в течение учебного года в зависимости от комплексно-тематического плана.
Для подведения итогов реализации программы и оценки результативности работы в конце учебного года (май) проводится оценка уровня развития речи детей посредством мониторинга детского развития.
Неделя | Формы работы | Программное содержание | Задачи | Учебно-методическая литература | |||
СЕНТЯБРЬ | |||||||
1 неделя | Занятие по развитию речи | Пересказ сказки «Курочка ряба» (Занятие №1) | Учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого; развивать умение ориентироваться на признаки объекта. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с16 | |||
Занятия по ознакомлению с художественной литературой | - | - | О.С.Ушакова. Ознакомление Дошкольников с литературой и Развитие речи, с .. | ||||
Речевые игры на активизацию словаря и развитие связной речи | «Угадай игрушку» | Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с87. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Курочки» | Развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника. | Картотека, упр №7 | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Голодные птенцы» | Вырабатывать умение удерживать широко открытый рот в течение нескольких секунд. | Картотека, упр №1 | ||||
2 неделя | Занятие по развитию речи | Рассматривание игрушек- поезда, коровы, кукушки, петуха. (Занятие №2) | Подвести составлению короткого описательного рассказа об игрушке; учить правильно называть предметы Закрепить правильное произношение звука (у). | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет, с.18. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Стихотворения о детях. | Продолжать учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, интонационно выразительно передавать образное содержание. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.57. | ||||
Речевые игры на формирование структуры предложения | «Поезд» | Закреплять умение воспринимать глаголы на слух и выполнять действия, которые они обозначают. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.54. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Паровозик» | Укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы. | Картотека, упр№14 | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Паровозик свистит» | Учить высовывать вперед край языка и через него подуть. | Картотека, упр №38. | ||||
3 неделя | Занятие по развитию речи | Описание игрушек- котенка, жеребенка, мышонка. Занятие №3 | Учить составлять совместно с воспитателем небольшой рассказ об игрушке; учить образовывать наименования детенышей животных с помощью суффикса – онок. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.20. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Стихотворения «Игрушки» | Вызвать желание выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения; формировать положительное отношение к поэзии. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с47. | ||||
Речевые игры | «Чей голос?» | Формировать умение образовывать глаголы от звукоподражательных слов. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с65. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Вырасти большой» | Учить произносить на выдохе «у-х-х-х-х» | Картотека, упр №20. | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Зайчик» | Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Укреплять мышцы губ. | Картотека, упр №7. | ||||
4 неделя | Занятие по развитию речи | Рассматривание картины «Мы играем в кубики, и строим дом» Занятие №4 | Учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ; учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с23. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | - | - | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с. | ||||
Речевые игры | «Дружные ребята» | Активизировать в речи название детенышей животных. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.48. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Ветерок» | Развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, способствовать правильному ритмичному дыханию | Картотека, упр №6. | ||||
Артикуляционная | «Улыбка» | Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. | Картотека, упр №1. | ||||
Неделя | Формы работы | Программное содержание | Задачи | Учебно-методическая литература | |||
ОКТЯБРЬ | |||||||
1 неделя | Занятие по развитию речи | Описание внешнего вида куклы Оли. Занятие №5 | Учить рассматривать предметы, формировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ; учить использовать антонимы. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с25. | |||
Занятия по ознакомлению с художественной литературой | - | - | О.С.Ушакова. Ознакомление Дошкольников с литературой и развитие речи, с.145. | ||||
Речевые игры | «Олины помощники» | Формировать умение образовывать форму множественного числа глаголов. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры,58. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Шагом марш» | Учить произносить на выдохе «ти-ш-ш-ше» | Картотека, упр№16 | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Домик открывается» | Учить спокойно открывать и закрывать рот , расслабляя мышцы языка, удерживать губы в заданном положении. | Картотека, упр №3. | ||||
2 неделя | Занятие по развитию речи | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем. | Учить составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ, формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий-низкий). | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.29. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | «Репка» | Помогать эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании, учить точно отвечать на вопросы. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с39. | ||||
Речевые игры | «Что за предмет?» | Формировать умение составлять текст описания. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с 87. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Каша кипит» | Учить громко, на выдохе произносить «ф-ф-ф-ф-ф» | Картотека, упр №13. | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Любопытный язычок» | Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. | Картотека, упр №5. | ||||
3 неделя | Занятие по развитию речи | Составление рассказа об игрушках- котенке- зайчонке. Занятие №7 | Учить составлять с помощью взрослого короткие рассказы; соотносить наименования детенышей животных в единственном и множественном числе. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.31. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Русская народная сказка «Теремок» | Учить эмоционально воспринимать содержание сказки; запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с55. | ||||
Речевые игры | «Попроси правильно» | Закреплять умение называть детенышей животных. | О.С. Ушакова. Придумай слово.48. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Насос» | Развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, способствовать правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. | Картотека, упр № 18. | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Лягушка» | Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. | Картотека, упр №6. | ||||
4 неделя | Занятие по развитию речи | Описание игрушек – козлика, ослика, парохода. Занятие№8 | Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке; показать образные формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай). | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.35. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Русская народная сказка «Колобок» | Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, участвовать в рассказывании, учить точно отвечать на вопросы | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с47. | ||||
Речевые игры | «Кто что умеет делать» | Формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.89. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Гуси шипят» | Учить произносить на выдохе «Ш-ш-ш» | Картотека, упр №4. | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Окошко» | Развивать мышечную силу и подвижность губ. | Картотека, упр №8. |
Неделя | Формы работы | Программное содержание | Задачи | Учебно-методическая литература |
НОЯБРЬ | ||||
1 неделя | Занятие по развитию речи | Пересказ сказки «Репка» Занятие№9 | Учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»; учить правильно по смыслу называть качества предметов, закреплять в активном словаре название детенышей животных. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет, с.38. |
Занятия по ознакомлению с художественной литературой | - | - | О.С.Ушакова. Ознакомление Дошкольников с литературой и Развитие речи, с.. | |
Речевые игры | «Разноцветный сундучок» | Формировать умение ориентироваться на окончание при согласовании слов роде при построении предложения . | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.41. | |
Дыхательная гимнастика | «Заблудился» | Учить произносить на выдохе «А-у-у-у!» | Картотека. Комплекс№2, упр№3. | |
Артикуляционная гимнастика | «Чашечка» | Научить удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. | Картотека, упр №20. | |
2 неделя | Занятие по развитию речи | Описание предметов одежды куклы Оли. Занятие№10 | Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением; учить правильно называть предметы одежды. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.40. |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Русская народная сказка «Маша и медведь». | Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.60. | |
Речевые игры | «Кто больше увидит и назовет?» | Формировать умение выделять и обозначать словом части предмета его внешние признаки. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры ,с. 88. | |
Дыхательная гимнастика | «Зайчик» | Учить произносить на выдохе «Фр!» | Картотека, №3 | |
Артикуляционная гимнастика | «Лопаточка» | Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. | Картотека, упр №30. | |
3 неделя | Занятие по развитию речи | Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке. Занятие№11 | Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке; показать образные формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай). | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.43. |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Стихотворение о животных. | Учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с49. | |
Речевые игры | «Добавь слово» | Формировать умение находить нужный по смыслу глагол. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры,с57. | |
Дыхательная гимнастика | «Погрейся» | Учить произносить на выдохе «Ух-х-х!» | Картотека.Комплекс№2, упр № 1. | |
Артикуляционная гимнастика | «Хоботок» | Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. | Картотека, упр №2. | |
4 неделя | Занятие по развитию речи | Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке и мышке. Занятие№12 | Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ; закреплять в речи названия известных им животных. Учить использовать слова обозначающие действия. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.45. |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Русская народная сказка «Козлята и волк». | Учить интонационно передавать характеры персонажей при воспроизведении их песенок; активизировать глагольную лексику. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с64. | |
Речевые игры | «Где что можно делать» | Формировать умение использовать в речи глаголы. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.89. | |
Дыхательная гимнастика | «Снеговик веселится» | Учить произносить на выдохе «Ха!» | Картотека .Комплекс №2,упр №5. | |
Артикуляционная гимнастика | «Шлепаем губами по языку» | Расслаблять мышцы языка путем самомассажа. Учить удерживать язык распластанным, широким. | Картотека, упр №19. |
Неделя | Формы работы | Программное содержание | Задачи | Учебно-методическая литература | |
ДЕКАБРЬ | |||||
1 неделя | Занятие по развитию речи | Составление рассказа по картине «катаемся на санках» Занятие№13 | Учить отвечать на вопросы по содержанию картинки; закреплять в активном словаре название предметов одежды. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с47. | |
Занятия по ознакомлению с художественной литературой | - | - | О.С.Ушакова. Ознакомление Дошкольников с литературой и Развитие речи,с.. | ||
Речевые игры | «Дружные ребята» | Активизировать в речи названия детенышей животных. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с48. | ||
Дыхательная гимнастика | «Снеговик веселится» | Учить в прыжке на выдохе, произносить «Ха!» | Картотека. Комплекс№2, упр №5 | ||
Артикуляционная гимнастика | «Улыбка» | Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. | Картотека, упр №1. | ||
2 неделя | Занятие по развитию речи | Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» | Учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства; тренировать в подборе синонимов. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.161. | |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Описание кукол Даши и Маши. Занятие№14 | Учить составлять рассказ по вопросам воспитателя; учить правильно называть предметы, их качества, действия. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.49. | ||
Речевые игры | «Что делает Наташа» | Развивать образное мышление. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с 90. | ||
Дыхательная гимнастика | «Заблудился» | Учить произносить на выдохе «А-у-у-у!» | Картотека. Комплекс №2 упр№3. | ||
Артикуляционная гимнастика | «Ступеньки» | Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». | Картотека, упр №22. | ||
3 неделя | Занятие по развитию речи | Проведение игры «Что в мешке у Буратино». Занятие№15 | Учить правильно употреблять в речи название качеств предметов; отвечать на вопросы воспитателя, упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.52 . | |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | - | - | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с. | ||
Речевые игры | «Путешествие Буратино» | Формировать умение ориентироваться в значениях глаголов. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры,с75. | ||
Дыхательная гимнастика | «Погрейся» | Учить произносить на выдохе «ух-х-х!» | Картотека.Комплекс№2,упр № 1. | ||
Артикуляционная гимнастика | «Покусаем язычок» | Добиваться расслабление мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проходимости). | Картотека, упр №26. | ||
4 неделя | Занятие по развитию речи | Составление описательного рассказа. Занятие№16 | Учить по картинке составлять с помощью воспитателя рассказ из двух-трех предложений; закреплять правильное произношение звуков (т), (д), (н). | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с55. | |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Стихотворение Е.Трутневой «Новым годом!». | Учить выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях; при рассказывании стихотворения передавать интонацией радость, торжество. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с65. | ||
Речевые игры | «Что напутал Буратино?» | Формировать умение находить ошибки в описании и исправлять. | О.С. Ушакова. Придумай слоо. Речевые игры, с.88. | ||
Дыхательная гимнастика | «Качалка» | Учить произносить на выдохе «Ф-р-оо-хх!». | Картотека .Комплекс №1,упр №1. | ||
Артикуляционная гимнастика | «Хомячок» | Развивать произвольное движение языка. | Картотека, упр №14. | ||
Неделя | Формы работы | Программное содержание | Задачи | Учебно-методическая литература | |
ЯНВАРЬ | |||||
2 неделя | Занятие по развитию речи | Пересказ сказки К.Чуковского «Цыпленок» Занятие №17 | Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспроизводить содержание сказки по вопросам. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.57. | |
Занятия по ознакомлению с художественной литературой | - | - | О.С.Ушакова. Ознакомление Дошкольников с литературой и Развитие речи,с.. | ||
Речевые игры | «У кого что» | Формировать умение составлять описание игрушки вместе с воспитателем или другими детьми. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.92. | ||
Речевые игры с грамматическим содержанием | «Гуси» «Качели» | Учить воспринимать глаголы на слух и выполнять действия, которые они обозначают. | О.С.Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.49. | ||
Дыхательная гимнастика | «Мышка и мишка» | Развивать дыхательную мускулатуру ,речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника. | Картотека. Комплекс№2, упр№5 | ||
Артикуляционная гимнастика | «Самовар» | Укреплять мускулатуру губ и щек. | Картотека, упр № 18 | ||
3 неделя | Занятие по развитию речи | Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки» | Учить составлять рассказ по картинке, ориентироваться на образец, учить правильно называть предметы, давать описание игрушек. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.59. | |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | - | - | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.. | ||
Речевые игры | «Встань в круг» | Формировать умение составлять коллективное описание игрушки. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.92. | ||
Речевые игры с грамматическим содержанием | «Погремушки» | Формировать умение воспринимать и выполнять словесные указания; активизировать знания о повелительном наклонении глаголов. | О.С.Ушакова . Придумай слово. Речевые игры, с.50. | ||
Дыхательная гимнастика | «Ушки» | Выполнять вдохи с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный. | Картотека. Комплекс №2 упр№3. | ||
Артикуляционная гимнастика | «Бульдог» | Тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. | Картотека, упр №12. | ||
4 неделя | Занятие по развитию речи | Составление описательного рассказа об игрушках- пароходе, лисе, петухе. Занятие №19 | Учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках; активизировать употребление прилагательных. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.61. | |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | - | - | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с. | ||
Игры на формирование структуры предложения | «Добавь слово» | Формировать умение находить нужный по смыслу глагол. | О.С.Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.57 | ||
Дыхательная гимнастика | «Подыши одной ноздрей» | Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. | Картотека.Комплекс№1,упр № 3. | ||
Артикуляционная гимнастика, | «Шлепаем губами по языку» | Расслаблять мышцы языка путем самомассажа. Научиться удерживать язык распластанным, широким. | Картотека, упр №19. | ||
5 неделя | Занятие по развитию речи | Проведение игры «У Кати день рождения» Занятие№20 | Учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках; учить пользоваться словами, обозначающими качества, действия. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с 63. | |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Русская народная сказка «Снегурушка и лиса» | Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, выражать свои впечатления в словах, мимике. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.67. | ||
Речевые игры на активизацию словаря и развитие связной речи | «Где что можно делать» | Формировать умение использовать в речи глаголы. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.89. | ||
Дыхательная гимнастика | «Елочка растет» | Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей. | Картотека .Комплекс №1,упр №2. | ||
Артикуляционная гимнастика | «Жуем блинчик» | Научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков. | Картотека, упр №37. |
Неделя | Формы работы | Программное содержание | Задачи | Учебно-методическая литература |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 неделя | Занятие по развитию речи | Составление описательного рассказа об игрушках - лисенке, медвежонке. Занятие№21 | Учить по вопросам составлять описание игрушки; активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов, учить сравнивать разных животных. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с47. |
Занятия по ознакомлению с художественной литературой | - | О.С.Ушакова. Ознакомление Дошкольников с литературой и Развитие речи,с.. | ||
Речевые игры на формирование структуры предложения | «Дружные ребята» | Активизировать в речи названия детенышей животных. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.48. | |
Дыхательная гимнастика | «Погрейся» | Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей | Картотека. Комплекс№2, упр№1 | |
Артикуляционная гимнастика | «Заборчик» | Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы. | Картотека. Комплекс№2, упр №3. | |
2 неделя | Занятие по развитию речи | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. Занятие№22 | Учить составлять рассказ с помощью воспитателя; учить правильно называть предметы одежды; закреплять правильное произношение звуков(ф) –(ф) | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.69. |
Речевые игры на активизацию словаря и развитие связной речи | «Встань в круг» | Формировать умение составлять коллективное описание игрушки. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с92. | |
Дыхательная гимнастика | «Вырасти большим» | Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей | Картотека. Комплекс №2 упр№6. | |
Артикуляционная гимнастика | «Маленькие качели» | Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке | Картотека, упр №9. | |
3 неделя | Занятие по развитию речи | Описание овощей и фруктов Занятие№23 | Учить составлять описание предмета; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.72. |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | - | - | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с. | |
Речевые игры на формирование структуры предложения | «Путешествие Буратино» | Формировать умение ориентироваться в значениях глаголов. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.75. | |
Дыхательная гимнастика | «Заблудился» | Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей | Картотека.Комплекс№2,упр № 3. | |
Артикуляционная гимнастика | «Лошадка» | Отрабатывать произвольное движение языка, развивать координацию движений Укреплять мускулатуру языка. | Картотека, упр №28. | |
4 неделя | Занятие по развитию речи | Составление рассказа о кукле Фае и Феде. Занятие№24 | Учить составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно; учить использовать в речи слова с противоположным значением. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с74. |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Сказка К.Чуковского «Цыпленок» | Подобрать определение к заданному слову, найти средство выражения образа мимике, жестах. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с54. | |
Речевые игры на активизацию словаря и развитие связной речи | «Разложи картинки» | Формировать умение выделять начало и конец действия и правильно называть их. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.88. | |
Дыхательная гимнастика | «Конькобежец» | Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей | Картотека .Комплекс №2,упр №2. | |
Артикуляционная гимнастика | «Грибок» | Вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную связку. | Картотека, упр №21. |
Неделя | Формы работы | Программное содержание | Задачи | Учебно-методическая литература |
МАРТ | ||||
1 неделя | Занятие по развитию речи | Пересказ сказки «Козлята и волк» Занятие№25 | Учить пересказывать вместе с воспитателем; приучать отчетливо и правильно произносить звук (с). | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с77. |
Занятия по ознакомлению с художественной литературой | Стихотворение Я.Акима «Мама» | Вызвать радостный эмоциональный настрой; пополнить словарный запас эмоционально-оценочный лексикой. | О.С.Ушакова. Ознакомление Дошкольников с литературой и развитие речи с.66. | |
Речевые игры на формирование структуры предложения | «Разноцветный сундучок» | Формировать умение ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде при построении предположения. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.41. | |
Дыхательная гимнастика | «Задуй свечу» | Выполнить три коротких редких выдоха, «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо. | Картотека. Комплекс№2, упр№1 | |
2 неделя | Занятие по развитию речи | Описание предметов посуды. Занятие№26 | Учить составлять совместно со взрослым рассказ; учить правильно называть отдельные предметы посуды | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3- 5лет, с.78. |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». | Учить интонационно точно повторять песенки из сказки; закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.62. | |
Речевые игры на активизацию словаря и развитие связной речи | «Кто больше увидит и назовет?» | Формировать умение выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с. 88. | |
Дыхательная гимнастика | «Заблудился» | Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей | Картотека. Комплекс №2 упр№3. | |
Артикуляционная гимнастика | «Ступеньки» | Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечки». | Картотека, упр №22. | |
3 неделя | Занятие по развитию речи | Называние предметов мебели Занятие№27 | Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить называть отдельные предметы мебели | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.81. |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Малые фольклорные формы. Загадки, потешки | Уточнить представление о загадках; познакомить с жанром потешки; заучить наизусть потешку «Котик» | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с51. | |
Речевые игры на формирование структуры предложения | «Добавь слово» | Формировать умение находить нужный по смыслу глагол. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с57. | |
Артикуляционная гимнастика | «Лопаточка» | Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. | Картотека, упр №30. | |
4 неделя | Занятие по развитию речи | Составление рассказа на тему из личного опыта. Занятие№28 | Учить составлять совместно со взрослым короткий рассказ из личного опыта детей; активизировать в речи прилагательные и глаголы. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет, с83. |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Малые фольклорные формы. | Продолжать знакомить с потешками; учить запоминать и выразительно рассказывать потешку, воспитывать интерес устному народному творчеству. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с 61. | |
Речевые игры активизацию словаря и развитие связной речи | «Где что можно делать» | Формировать умение использовать в речи глаголы. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.89. | |
Дыхательная гимнастика | «Качалка» | Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей. | Картотека .Комплекс №1,упр №1. | |
Артикуляционная гимнастика | «Любопытный язычок» | Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. | Картотека, упр №5. |
Неделя | Формы работы | Программное содержание | Задачи | Учебно-методическая литература |
АПРЕЛЬ | ||||
1 неделя | Занятие по развитию речи | Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Занятие№29 | Учить отвечать на вопросы воспитателя, описать предмет; активизировать в речи прилагательные и глаголы. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с85. |
Занятия по ознакомлению с художественной литературой | Потешки – заклички, поговорки | Знакомить со значением и содержанием потешек- закличек, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко- ведрышко». | О.С.Ушакова. Ознакомление Дошкольников с литературой и развитие речи, с.69. | |
Речевые игры на формирование структуры предложения | «Дружные ребята» | Активизировать в речи название детенышей животных. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, 48. | |
Дыхательная гимнастика | «Полное дыхание» | Учить выполнять энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед (Ха!). | Картотека. Комплекс№2, упр№1 | |
Артикуляционная гимнастика | «Окошко» | Развивать мышечную силу и подвижность губ. | Картотека, упр №8. | |
2 неделя | Занятие по развитию речи | Составление рассказа по картине «Куры» Занятие№30 | Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ по картине; учить правильно называть изображение на картине, закреплять правильное произношение звука (з). | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.87. |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Рассказ в стихах «Неприятный случай», сказка «Как лечили петуха» | Учить воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.70. | |
Речевые игры активизацию словаря и развитие связной речи | «Что делает Наташа» | Формировать умение определять последовательность действий, образовывать глагольный семантический ряд. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с 90. | |
Дыхательная гимнастика | «Ежик» | Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей | Картотека. Комплекс №2 упр№2. | |
Артикуляционная гимнастика | «Кружок» | Развивать произвольное движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. | Картотека, упр №15. | |
3 неделя | Занятие по развитию речи | Составление описательного рассказа о животных по картинкам. Занятие№31 | Учить составлять короткие рассказы по картинке; закреплять умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.90. |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Сказка К.Чуковского «Мойдодыр» | Учить осознавать тему. Содержание поэтического произведения; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с56. | |
Речевые игры на формирование структуры предложения | «Где мы были, мы не скажем» | Активизировать глагольную лексику, учить соотносить глагол с действием, которое он обозначает. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры,с54. | |
Дыхательная гимнастика | «Ушки» | Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей | Картотека.Комплекс№2, №3. | |
Артикуляционная гимнастика | «Бульдог» | Тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. | Картотека, упр №12. | |
4 неделя | Занятие по развитию речи | Оставление описания по предметной картине. Занятие№32 | Учить составлять короткие рассказы по картинке; учить четко и ясно произносить звук (ц), учить регулировать темп речи. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.91. |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Стихи к Дню Победы | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, развивать поэтический слух. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с. | |
Речевые игры активизацию словаря и развитие связной речи | «Кто что умеет делать» | Формировать умение подбирать глаголы, обозначающие характерные действие животных. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.89. | |
Дыхательная гимнастика | «Постучи кулачками» | Укреплять мышцы носоглотки верхних дыхательных путей. | Картотека .Комплекс №2,упр №9. | |
Артикуляционная гимнастика | «Шарик» | Укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. | Картотека, упр №17. |
Неделя | Формы работы | Программное содержание | Задачи | Учебно-методическая литература |
МАЙ | ||||
1 неделя | Занятие по развитию речи | Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами» | Учить составлять связный рассказ по картине; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с208. |
Занятия по ознакомлению с художественной литературой | - | О.С.Ушакова. Ознакомление Дошкольников с литературой и Развитие речи, с. | ||
Речевые игры | «Кто проворней?» «Загадка» | Активизировать в речи наименования детенышей животных. Развивать воображение умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с110, 170 | |
Речевые игры на закрепление представлений о предложении | «Живые слова» | Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с .21. | |
Дыхательная гимнастика | «Подыши одной ноздрей» | Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. | Картотека.Комплекс№1,№3. | |
Артикуляционная гимнастика | «Жуем блинчики» | Научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков. | Картотека ,упр37. | |
2 неделя | Занятие по развитию речи | Составление рассказа на тему «Веселое настроение» | Закреплять умение составлять рассказ на заданную тему; активизировать употребление прилагательных. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с210. |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Сказка В.Катаева «Цветик-семицветик» | Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.165. | |
Речевые игры | «Найди другое слово» | Формировать умение точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с158. | |
Речевые игры на закрепление представлений о предложении | «Путаница» | Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7лет,с.21. | |
Дыхательная гимнастика | «Заблудился» | Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей | Картотека ,Комплекс№2,упр3 | |
Артикуляционная гимнастика | «Чашечка» | Учить удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. | Картотека, упр № 20. | |
3 неделя | Занятие по развитию речи | Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему | Учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии); учить подбирать синонимы и антонимы. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с214. |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | - | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с. | ||
Речевые игры | «Что вы видите вокруг» | Формировать умение давать названия разным предметам. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.152. | |
Речевые игры на закрепление представлений о предложении | «Живые слова» | Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.21. | |
Дыхательная гимнастика | «Воздушный шар» | Учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких. | Картотека .Комплекс№1, упр4. | |
Артикуляционная гимнастика | «Змейка» | Развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык. | Картотека, упр№3 | |
4 неделя | Занятие по развитию речи | - | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с. | |
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Басня И.Крылова «Лебедь, Щука Рак» | Учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; формировать умение точно и выразительно излагать свои мысли. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с174. | |
Речевые игры | «На выставке» «Узнай по звуку» | Формировать умение давать описание картины, используя образные слова и выражения. Дать представление о неизменяемых словах. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.168с140. | |
Речевые игры на закрепление представлений о предложении | «Угадай, какое слово заблудилось» | Формировать умение подбирать точные по значению слова. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.22. | |
Дыхательная гимнастика | «Качалка» | Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей. | Картотека.,упр№1. | |
Артикуляционная гимнастика | «Лягушка» | Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. | Картотека,№6. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование (образовательная область "Здоровье") первая младшая группа
Перспективный планнаправление «Физическое развитие»образовательная область «Здоровье»(первая младшая группа) Цели: - охраны здоровья детей ;-формирования основы культуры здоровья.Зада...
Перспективное планирование (образовательной области "Здоровье") вторая младшая группа
Перспективный планОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ«ЗДОРОВЬЕ» ...
Перспективное планирование Образовательная область: «Коммуникация» 2 МЛАДШАЯ ГРУППА
Перспективное планирование разработано для образовательной области "Коммуникация" на учебный год, с сентября по май, для воспитанников 2 младшей группы. В планировании указана тематика непосредственно...
Перспективное планирование (образовательной области "Здоровье") вторая младшая группа
Растим детей здоровыми, крепкими, закаленными....
Перспективное планирование образовательной деятельности во 2 младшей группе по программе"От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы в соответствии с требованиями ФГОС.
Перспективное планирование образовательной деятельности во 2 младшей группе по программе"От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы в соответствии с требованиями ФГОС....
Календарно -перспективное планирование «Музыкально-эстетическое развитие» вторая младшая группа
Занятие №1 «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДЕТИ!»Программные задачи: Познакомиться с детьми, вызвать у них интерес к музыкальны...
Перспективное планирование по сенсорному развитию I младшая группа
Перспективное планирование по сенсорному развитию I младшая группа...