Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию " Грибы - грибочки".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Использование современных образовательных технологий:
1. Здоровьесберегающая технология.
2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.
3. Информационно-коммуникативная технология.
4. Игровая технология.
5. Нетрадиционные методы (ТРИЗ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby_gribochki.docx | 107.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №74 присмотра и оздоровления
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект
непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию " Грибы - грибочки".
Использование современных образовательных технологий:
1. Здоровьесберегающая технология.
2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.
3. Информационно-коммуникативная технология.
4. Игровая технология.
5. Нетрадиционные методы (ТРИЗ).
Составитель: воспитатель
Узюмова Юлия Германовна
Санкт-Петербург
2014год
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию
" Грибы-грибочки ".
Цель: развитие познавательно-речевой активности детей в процессе обобщения и расширения представлений о лесе, о грибах; о правилах безопасного поведения в лесу и бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
- учить различать съедобные и несъедобные, ядовитые грибы, знать внешние признаки;
- учить подбирать признаки к предмету ( действия к предмету );
- учить составлять описательные рассказы по схеме (ТРИЗ);
- закреплять употребление предлогов;
- побудить детей к активному диалогу;
- пополнить и активизировать словарь по теме.
- Развивающие:
- развивать зрительную и фонематическую память;
- развивать наблюдательность;
- развивать координацию речи с движениями и речевое дыхание.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к жизни леса;
- воспитывать умение вести себя в лесу при сборе грибов;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Словарь: пнята, опнята, желчный (гриб), шершавая, "воротничок", грибница, в крапинку.
Оборудование: магнитофон, запись "Голос леса", корзинки для детей, муляжи грибов, мягкие подушечки (пеньки), плакат "Съедобные, несъедобные грибы", плакат "Ядовитые грибы", разрезные картинки, карточки-схемы (ТРИЗ), карточки с изображением строения гриба, слайды "Осеннего леса".
Предварительная работа: чтение р.н.с "Война грибов", "Война грибов с ягодами", В.Катаев "Грибы", "Под грибом". Беседа "Грибное царство", обсуждение народных примет про грибы, разгадывание загадок о грибах, рассматривание иллюстраций, д/и "Четвертый лишний", "Угадай по описанию".
Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
2. Беседа.
- Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Чем нас радует осень? (Красотой листьев, урожаем фруктов, овощей, грибов.)
- Кто из вас ходил в лес за грибами? Какое чувство вы испытывали, когда корзина была полна грибами? А когда пустая?
- Сегодня я предлагаю вам побывать в осеннем лесу. Для этого нам понадобятся корзинки.
- Чтобы собирать грибы, надо о них всё знать.
- За грибами мы поедем на электричке до станции " Лесная ".
( Чтение стихотворения, воспитанники имитируют движение электрички. )
" Чух-чух-чух ",
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит,-
" Тороплюсь ",- гудит:
" У-У-У ..."
( Дети " приезжают " в лес). Слайд осеннего леса.
- Вот мы и приехали на станцию " Лесная ". Посмотрите, какие деревья в лесу вы видите. ( Ёлки, берёзы, сосны, дубы и т.д.)
- Как называют такой лес, где растут разные деревья? (Смешанный.)
- В нашем лесу растёт много грибов, давайте соберём полные корзинки.
( У ребят в руках корзинки, дети собирают грибы – муляжи).
- Много грибов вы собрали. А как называют тех, кто собирает, любит собирать грибы? ( Грибники)
- Давайте присядем на " пеньки " (мягкие подушечки в виде шляпок грибов), и внимательно рассмотрим грибы в ваших корзинках, все ли их можно есть. Вот и увидим, хорошими ли мы грибниками сегодня оказались.
3. Д/и " Почему так названы ".
В процессе игры уточняются названия грибов, внешние признаки, строение, понятия " съедобные ", " несъедобные " и ядовитые грибы.
- В красной шляпке словно гном,
Я под осиной выбрал дом. ( Подосиновик)
- Кто догадался, что это за гриб, вынимайте его из своей корзины (кладут рядом).
- Как вы думаете,почему он так назван? ( Чаще всего он встречается возле осин)
- У подосиновика красная, выпуклая, гладкая шляпка, высокая ножка.
- Этот гриб весьма хорош
На опавший лист похож. (Подберёзовик)
- Почему он так назван? ( В основном растёт под берёзой)
- Опишите как он выглядит. ( Шляпка круглая, тёмно-коричневого цвета, ножка тонкая, высокая)
Кладут подберёзовик рядом с подосиновиком (также с остальными грибами )
- В глухом бору стоять привык
На толстой крепкой ножке. ( Белый гриб)
- Опишите его, какой он. ( Круглая, коричневая, шершавая шляпка, толстая ножка. Растёт в еловом или сосновом бору)
- Какой гриб носит название дикого животного? ( Лисичка)
- Почему его так назвали? ( Жёлтого цвета, как лисья шерсть, он с невысокой ножкой вогнутой, волнистой шляпкой)
- Грибы букетом
Стоят на пеньке
Найдётся им место
В твоём кузовке. ( Опята)
- Почему их так называют? ( Растут на пнях " семьями ")
- Опишите их. ( Светло-коричневого цвета, на тонких ножках с " воротничком ").Раньше в деревнях их называли пнятами, опнятыми.
- Говорят, что эти грибы можно есть сырыми. Какие это грибы? ( Сыроежки). Шляпки могут быть красного, жёлтого, зелёного и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие. Сырыми их есть нельзя, а назвали их так потому, что сыроежки готовятся быстрее всех остальных грибов.
- Как называется гриб с шершавой волнистой шляпкой? ( Волнушка.) Описывают внешний вид, строение.
- А гриб с масляной шляпкой? ( Маслёнок)
- Посмотрите, как много грибов мы собрали. Все ли их можно есть? Как называются такие грибы? ( "Съедобные")
- Давайте положим " съедобные " грибы в корзинки.
4. Работа по плакатам " Съедобные ", " несъедобные " и ядовитые грибы.
- Подскажите мне, пожалуйста, как называются эти два гриба? ( Мухомор, бледная поганка). Почему они выделены на плакате красными треугольниками? ( Их нельзя есть)
- Как называются такие грибы? Почему их нельзя есть? ( Ядовитые, отравимся, можно умереть)
- Мухомор - самый распространённый ядовитый гриб. Внимательно рассмотрите и запомните его. У мухомора ножка какая? ( Длинная, тоненькая, есть белый " воротничок ")
- Шляпка какая? ( Красная, круглая, в белую крапинку)
- Почему мухомор так назвали? (ответы детей)
- В деревнях до сих пор летом собирают мухоморы красные и дома складывают их на блюдечки с послащённой водой. Мухи летят на сладкое, пьют ядовитую воду и улететь уже не могут.
- Теперь запомните бледную поганку - смертельно ядовитый гриб. Ножка какая? ( Длинная, тонкая). У корня находится мешочек, из которого растёт гриб. Есть воротничок, шляпка какая? ( Круглая, неровная, бледная по цвету. )
- Как вы думаете, почему бледную поганку так назвали? ( Она бледного цвета и не годится в пищу - поганая, нехорошая. )
- Я очень рада, что никто из вас не положил в свои корзинки ядовитые грибы. Мухомор и бледную поганку нам есть нельзя, а надо ли их уничтожать? Почему? ( Нет, не надо. Мухомор едят лоси, с его помощью избавляются от мух. Из бледной поганки изготавливают лекарства)
- Очень важно знать, что многие съедобные грибы имеют ядовитых двойников. Например, у опят - ложные опята, у белого гриба- желчный гриб, у лисичек- ложные лисички ( показываю на плакате ) и многие другие.
Существует важное правило сбора грибов:
- Если гриб вам не знаком, что делать? ( Спрошу у того, кто знает или не буду брать и даже трогать руками) Это первое правило.
- Если внимательно посмотрите на плакаты, то увидите, что у всех грибов есть что-то общее. Из каких частей состоит гриб? ( Шляпка, ножка, грибница. )
- Грибы вырастают из грибницы - это корень гриба, который живёт несколько лет ( показываю картинку с изображением строения гриба. ) На этом же месте через некоторое время могут появиться новые грибы. Если мы вырвем гриб из земли, то повредим грибницу, гриб в этом месте уже расти не будет.
- Поэтому второе правило сбора грибов:
- Грибы надо срезать ножом аккуратно, чтобы не повредить корешки (грибницу ) или выкручивать. Этим мы бережом лес, природу.
5. Д/и "Найди шляпку к ножке".
- Ребята, кто-то разрезал все картинки на кусочки, давайте соберём их. (Работа по группам, детям предлагается несколько вариантов грибов, разрезанных на несколько частей)
- Что можно сделать с грибами? ( Срезать, выкрутить, сварить, пожарить, заморозить, засушить, засолить, замариновать)
- Какие блюда можно приготовить? ( Ответы детей)
- Молодцы, вы все справились с этим заданием. Грибники из вас получились хорошие, все грибы знаете, ядовитые в корзинки не положили, как собирать рассказали. Давайте немного отдохнём.
6. Физминутка.
Все зверушки на опушке ( идут в хороводе )
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали ( скачут вприсядку )
Рыжики искали.
Лисичка бежала ( бегут )
Лисички собирала.
Скакали зайчатки ( скачут стоя )
Искали опятки.
Медведь ходил ( идут, изображая медведя )
Мухомор раздавил.
7. Составление описательного рассказа о грибах с использованием ТРИЗ.
- Отдохнули, а сейчас давайте составим рассказ о грибах ( дети присаживаются на полянку на " пеньки "). Работа по схеме, воспитатель показывает.
- "?" ( что это за гриб – название)
- лес (где растёт, под каким деревом )
- два гриба (съедобный, несъедобный, один из них в красном треугольнике)
- шляпка, ножка, грибница (из чего состоит, внешний вид, цвет)
- корзинка ( зачем грибы нужны человеку, что с ними делать - приготовить )
- рука (как нужно собирать грибы)
Привожу примерный рассказ о грибах.
- Послушайте мой рассказ (выставляю гриб на поднос). Гриб подосиновик. Он растёт в лесу, чаще всего под осиною. Подосиновик съедобный гриб. У него красного цвета выпуклая шляпка, высокая белая ножка, грибница, которая находится в земле. Его жарят, варят, сушат, солят, маринуют. Собирать подосиновик ( и другие грибы ) нужно очень аккуратно, стараясь не повредить грибницу, чтобы на следующий год появились новые грибы.
- А теперь вы расскажите, выбрав любой понравившийся вам гриб из вашей корзины. (2-3 воспитанника)
8. Подведение итогов.
-Сегодня мы с вами побывали в осеннем лесу. Что вам понравилось в нашей прогулке? Что больше запомнилось? Что нового вы узнали?
- Мне понравились ваши рассказы о грибах, очень интересный рассказ... (отмечаю каждого ребёнка).
- Всем спасибо! Пора возвращаться, берите свои корзинки с грибами. Сейчас выйдем из леса, дойдём до станции " Лесная ", сядем в электричку, скоро будем в детском саду.
Воспитанники имитируют движение электрички.
Источники: Т.И.Подрезова "Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы". Изд.: АЙРИК-пресс, 2006
Т.А.Шорыгина "Грибы. Какие они?" Изд.: Гном и Д, 2013
И.В.Дурова "Развитие речи. Мир растений и грибов: фрукты, овощи, ягоды, грибы, цветы, деревья. Тематический словарь в картинках. Для занятий с детьми 5-7 лет". Изд.: Школьная книга, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. Тема "Лесная прогулка"
Итоговая непосредственно-образовательная деятельность, включающая в себя темы "Зимний лес", "Природа зимой", "Животные зимой"....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника
Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательно-речевому развитию «Заколдованный подарок или приключения в осеннем лесу».
Итоговое занятие по теме "Осень"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию " Грибы - грибочки".
Использование современных образовательных технологий:1. Здоровьесберегающая технология. 2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.3. Информационно-коммуникативная технология.4. Игр...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Вальс» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ( музыкальная деятельность)
Конспект НОД на тему"Вальс" для детей старшей группы. Образовательная область Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность). Материал конспекта будет интересен и...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по познавательно-речевому развитию. Тема: Грибы.
Дети редко бывают в лесу и лесопосадках, и практически не имеют возможности видеть и наблюдать грибы в их естественной среде. Они очень мало знают о грибах.Моя задача состояла в том, что бы познакомит...
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательно – речевому развитию. Тема: «Как звери готовятся к зиме»
Представленный конспект НОД с использованием ИКТ (презентации и мультимедийного проектора) для детей младшего дошкольного возраста.В ходе непосредственно образовательной деятельности на тему: "Ка...