Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико - грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (тема "Одежда")
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_otkrytaya_razvitie_rechi_odezhda.docx | 58.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию лексико – грамматических представлений и развитию связной речи по теме «Одежда» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Программное содержание:
коррекционно – образовательные задачи-
* актуализировать и расширять словарь по теме «Одежда»;
* совершенствовать грамматический строй речи - упражнять детей в употреблении формы родительного, винительного падежей имён существительных, в образовании и употреблении приставочных глаголов, в согласовании прилагательных и существительных с числительными от 1 до 5, в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, в образовании относительных прилагательных от существительных, в подборе антонимов;
* совершенствовать навык пересказа небольшого текста с опорой на серию сюжетных картинок, отражающих последовательность событий;
* формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.
* автоматизировать правильное произношение звука «ш»;
коррекционно - развивающие задачи-
* развивать связную речь, память, умение устанавливать причинно – следственные связи;
* развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
коррекционно - воспитательные задачи-
* воспитывать умение слушать собеседника;
* воспитывать бережное отношение к одежде.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие» - расширять знания о разных видах одежды;
ОО «Речевое развитие» - стимулировать речевое общение;
ОО «Социально – коммуникативное развитие» - формировать мотивацию к обучению;
ОО «Физическое развитие» - использовать здоровьесберегающие технологии.
Предварительная работа: чтение книги Н.Носова « Приключения Незнайки и его друзей», беседа об одежде, сюжетно – ролевая игра «Ателье».
Оборудование:
- демонстративный материал: картинки к артикуляционным упражнениям «Иголочка», «Большая пуговица», «Маленькая пуговка», мяч, изображение героев сказки Н.Носова – Незнайки, Ворчуна, Знайки, Растеряйки, Цветика, игрушечный микрофон, таблицы с мнемозагадками, мнемотаблица для заучивания стихотворения З.Александровой «Мой мишка», 4 сюжетных картинки для составления пересказа, наборное полотно, магнитная доска, магниты;
- раздаточный материал: шарики су-джок, мнемодорожки для составления предложений, предметные картинки по теме «Одежда».
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Организационный этап. | - Ребята, в приемной комнате у нас стоят шкафчики. Для чего они нужны? - Для чего нужна одежда человеку? Вот и поговорим сегодня об одежде. | -В шкафчики складывают, вешают одежду. -Одежда защищает человека от жары, холода, дождя, ветра. |
2. Пальчиковая зарядка «Где пальчик?», самомассаж пальцев рук шариками су-джок. | - Давайте вспомним историю, как девочка Маша собиралась на прогулку. А помогут нам вот эти необычные шарики. Возьмите шарики и разместите их между ладошками. Маша варежку надела. -Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал! Маша варежку сняла. - Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь – и найдёшь. - Здравствуй, пальчик, Как живёшь? (Н. Саконская) | Выполняют пальчиковую гимнастику, самомассаж: *Прокатывают шарик вверх - вниз между ладонями; *перекладывают шарик из руки в руку; *прокатывают шарик по правой ладошке, *прокатывают шарик по левой ладошке; *перекладывают шарик из руки в руку; *показывают большой палец правой руки; *катают шарик круговыми движениями между ладонями; *разгибают и сгибают большой палец левой руки. |
3. Игровое упражнение «Какая одежда?» | - У нас сегодня много гостей. Есть среди них и необычные - коротышки из вашей любимой сказки – Незнайка и его друзья. Вот и первый гость (демонстрация изображения Незнайки). Скоро Незнайка пойдёт в школу, но он многого не знает и не умеет. Ему нужно помочь. Вы готовы помочь Незнайке? Тогда начинаем! Все школьники умеют быстро одеваться, а Незнайка даже не знает, какая бывает одежда. Давайте ему расскажем. Я буду называть слово, а вы его измените так, чтобы оно отвечало на вопрос «Какая одежда?». Например: зима – зимняя одежда. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! (Существительные – лето, осень, спорт, праздник, дом, дети, мужчина, женщина, верх, низ, работа, тепло) | Дети образовывают относительные прилагательные от существительных: летняя одежда, осенняя одежда, спортивная одежда, праздничная одежда, домашняя одежда, детская одежда, мужская одежда, женская одежда, верхняя одежда, нижняя одежда, рабочая одежда, тёплая одежда. |
4.Игровое упражнение «Ателье» в сочетании с артикуляционной разминкой. | - Незнайка с друзьями путешествовал на воздушном шаре. К сожалению, шар лопнул, и из него вышел весь воздух. Давайте изобразим, как это было: «Ш-ш-ш!». (3 раза) Так Незнайка очутился в Зелёном городе и познакомился там с малышками. Малышки очень любят красиво одеваться, сами шьют себе наряды и заботятся о своей одежде. Незнайка побывал у них в ателье. Но много не понял. Малышки объяснили Незнайке, что сначала нужно сделать выкройку изделия, а потом все детали между собой…(сшить). - А чем шьют портные? - А мы можем изобразить иголочку при помощи язычка (демонстрация картинки). 1,2,3,4,5 – Иголку можем мы держать. -Если мы захотим украсить одежду вышивкой, то рисунок нужно … (вышить); если на одежде появилась дырка, то её нужно…(зашить); если оторвалась пуговица, то её нужно…(пришить). -Давайте изобразим пуговицы при помощи губ. Сначала большую пуговицу, а теперь маленькую пуговку, снова большую и опять маленькую (демонстрация картинок). -Если нужно сделать из старой одежды новую, то её следует…(перешить), если мы вдруг похудели, и одежда стала нам велика, её можно… (ушить). | Дети дополняют фразу, используя приставочные глаголы. - Иголкой. Выполняют артикуляционное упражнение «Иголочка» Выполняют артикуляционное упражнение «Пуговица» (округляют широко рот, затем собирают губы в «трубочку») |
5.Дидактическая игра с мячом «Ворчуны» | - Вы узнали коротышку, который всё время ворчит? (Демонстрация картинки) Давайте возьмем мяч, встанем полукругом и поиграем с Ворчуном. Представьте, что вы - ворчуны. Ворчуны говорят всё наоборот. Надевать – (снимать), гладить – (мять), покупать – (продавать), завязать – (развязать), застегнуть – (расстегнуть), намочить – (высушить), разорвать – (зашить), неряшливо – (аккуратно), неудобно – (удобно), криво – (прямо), широкий – (узкий), длинный – (короткий), светлый – (тёмный). | - Это Ворчун. Дети подбирают антонимы. |
6. Игровое упражнение «Ласковые словечки» | -У Ворчуна настроение плохое, а у поэта Цветика - … (хорошее). Он предлагает поиграть в игру «Ласковые словечки». В микрофон ты говори, Слова ласково назови. Теплая куртка; синие носки; белая майка; красная юбка; чистая футболка; короткие шорты; узкий шарф; красивое платье; нарядная рубашка; полосатые штаны; зелёный бант. | Дети образовывают слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. |
7. Игровое упражнение «Подарок для Незнайки» с опорой на мнемодорожки | - Ребята, вы думаете, сегодня обычный день? А вот и нет! Сегодня у Незнайки день рождения. Коротышки его поздравили и принесли подарки. Что же они подарили Незнайке? Узнать нам это помогут рисунки – схемы. Возьмите рисунки, сядьте, рассмотрите их. По схеме нужно составить предложение. (Дать словесный пример) | Составляют предложения по мнемодорожкам, используя форму винительного падежа имён существительных и прилагательных единственного и множественного числа. |
8.Динамическая пауза «Растеряйка» (координация речи с движением) | -Один Растеряйка не пришёл на день рождения к Незнайке. Давайте заглянем к нему домой, чем же он занимается? А он ищет свои вещи!Я вам расскажу историю про Растеряйку, а вы её покажете движениями. Растеряйка утром встал, Целый час штаны искал. Заглянул он под кровать- Там штанишек не видать. Он взобрался на буфет – Там штанишек тоже нет. Посмотрел под стул, под стол – Но штанов там не нашёл. Он искал во всех углах – А штаны-то на ногах! Оказалось, лёг он спать, Позабыв штанишки снять! (Н.Носов) | «Потягиваются»; бегут по кругу; наклон вперед – выпрямиться; руки поднять вверх – опустить; наклоны влево – вправо; бег по кругу; наклоны вперед; присесть, руки у щёчки; встать, погрозить пальчиком. |
9.Игровое упражнение «Чего нет у Растеряйки?» | -Растеряйка нашёл штанишки, но у него нет ещё многих вещей. Давайте ему поможем собрать все вещи в шкаф. Каких вещей нет у Растеряйки? -Какие вы молодцы - помогли собрать Растеряйке его вещи. Я думаю, впредь он будет более аккуратным. | Составляют предложения, используя форму родительного падежа имен существительных. |
10.Игра «Мудрёные загадки» | - А к нам пожаловал Знайка. Он принёс нам «мудрёные» загадки. Незнайка никак не может их отгадать. Отгадка зашифрована в картинках. Это загадки о предметах одежды и головных уборах. Вот одна из них (дать образец отгадки). Попробуем отгадать остальные? | Разгадывают мнемозагадки, описывая предметы одежды (платье, брюки) |
11.Заучивание отрывка стихотворения З. Александровой «Мой Мишка» с помощью мнемотаблицы. | - Знайка стал таким умным, потому что много читал и тренировал свою память. Он предлагает и нам потренироваться – запомнить стихотворение «Мой Мишка». А поможет нам это сделать вот эта картинка. Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И конфету положить. | 4-5 детей рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу. |
12. Упражнение «Что сначала, что потом?» | -Художник Тюбик нарисовал картинки про то, как девочка Таня шила своему игрушечному мишке штанишки. Но Незнайка рассыпал картинки, и они перепутались. Давайте восстановим ход событий – что было сначала, что потом. | Выставляют 4 картинки по порядку. |
13. Пересказ с опорой на серию картинок. | -Теперь стало всё понятно, чем занималась Таня. Незнайке нужно составить рассказ по этим картинкам, но ничего не получается. Выручим его? Послушайте мой рассказ, а потом перескажите его сами. 1 сюжет. Однажды Таня решила сшить Мишке новые штанишки. Она взяла красную ткань, ножницы и сделала выкройку. 2 сюжет. Потом Таня сшила все детали на швейной машинке. Мишка внимательно следил за Таниной работой. 3 сюжет. Штанишки для Мишки готовы. Таня примерила Мишке обновку. 4. Она усадила Мишку за стол. Хороши штанишки у Мишки! -Кто хочет пересказать рассказ? | Пересказывают текст с опорой на серию картинок. |
14. Рефлексивный этап. | - Я думаю, вы сегодня многому научили Незнайку. А раз у него сегодня день рождения, давайте подарим ему очень важную и нужную книгу – букварь. А у коротышек тоже есть для вас подарок: раскраски. | Припоминают игры и игровые упражнения, высказывают свои мнения. |
Маша варежку надела.
Прокатывать шарик вверх – вниз между
ладонями;
-Ой, куда я пальчик дела? Перекладывать шарик из руки в руку;
Нету пальчика, пропал, Прокатывать шарик по правой ладони;
В свой домишко не попал! Прокатывать шарик по левой ладони;
Маша варежку сняла. Перекладывать шарик из руки в руку;
- Поглядите-ка, нашла! Показать большой палец правой руки;
Ищешь, ищешь – и найдёшь. Катать шарик круговыми движениями
между ладоней;
- Здравствуй, пальчик, Сгибать и разгибать большой палец
Как живёшь? левой руки.
Я буду называть слово, а вы его измените так, чтобы оно отвечало на вопрос «Какая одежда?».
Например: зима – зимняя одежда.
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Лето, осень, спорт, праздник, дом, дети, мужчина, женщина, верх, низ, работа, тепло
- Незнайка с друзьями путешествовал на воздушном шаре. К сожалению, шар лопнул, и из него вышел весь воздух. Давайте изобразим, как это было: «Ш-ш-ш!». (3 раза) Так Незнайка очутился в Зелёном городе и познакомился там с малышками. Малышки очень любят красиво одеваться, сами шьют себе наряды и заботятся о своей одежде. Незнайка побывал у них в ателье, но многое не понял. Малышки объяснили Незнайке, что сначала нужно сделать выкройку изделия, а потом все
детали между собой…( сшить). А чем шьют портные («Иголочка»)
-Если мы захотим украсить одежду вышивкой, то рисунок нужно … (вышить); если на одежде появилась дырка, то её следует…(зашить); если оторвалась пуговица, то её нужно…(пришить). («Пуговицы»)
-Если нужно сделать из старой одежды новую, то её следует…(перешить); если мы вдруг похудели, и одежда стала нам велика, её можно… (ушить)
Малышки объяснили Незнайке, что сначала нужно сделать выкройку, а потом все детали…(сшить), если мы захотим на одежде сделать рисунок при помощи ниток, то его нужно … (вышить),если на одежде появилась дырка, то её нужно…(зашить), если оторвалась пуговица, то её нужно…(пришить), если нужно сделать из старой одежды новую, то её следует…(перешить), если мы вдруг похудели и одежда стала нам велика, её можно…(ушить).
Представьте, что вы - ворчуны. Ворчуны говорят всё наоборот.
Надевать (снимать) Разорвать (зашить)
Мять (гладить) Неряшливый (аккуратный)
Завязать (развязать) Широкий (узкий)
Расстегнуть (застегнуть) Длинный (короткий)
Намочить (высушить) Тёмный (светлый)
Продавать (покупать) Правый
1.Сели (шкафчики – для чего нужна одежда?)
2. Вспомним, как Маша собиралась на прогулку. (Су – джок).
3. Упр-е «Какая одежда» (волшебная палочка)
4. Шар лопнул; Упр-е «Ателье»
5. «Ворчуны» (с мячом)
6. «Ласковые словечки» (с микрофоном)
7. «Подарки Незнайке» (мнемодорожки)
8. Физминутка «Растеряйка»
9. «Чего нет у Растеряйки в шкафу»
10. Знайка, «мудрёные загадки»
11. Тренируем память - стихотворение.
12. Тюбик нарисовал рисунки – перепутались.
13. Пересказ текста.
14. Подарок Незнайке, детям.
В микрофон ты говори,
Слова ласково назови.
Теплая куртка; синие носки; белая майка; красная юбка; чистая футболка; пушистая шапка; короткие шорты; узкий шарф; красивое платье; нарядная рубашка; полосатые штаны; зелёный бант.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (лексическая тема "Мебель")
В данном занятии содержатся игры и упражнения на формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме "Мебель", а также задания на развитие фонематических функций, связной речи для детей ...
Занятие по развитию связной речи и формированию лексико- грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста.
Мой лююбимый город ....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Жизнь в лесуКоррекционно-образовательные за...
Конспект по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Ателье»
Совершенствовать умение грамматически правильно составлять пяти-семисловные предложения....
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Семья»
Данный конспект занятия подходит для учителей-логопедов при проведение фронтальноого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию....
Логопедическое занятие по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических связей у детей старшего возраста с ТНР Тема: «Наши друзья - насекомые»
Расширять и активизировать знания детей по теме; учить знать и называть насекомых, части тела, чем питается, способы передвижения; расширять и активизировать в речи словарь существительных, прилагател...
Цифровой образовательный ресурс по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий "Одежда. Обувь. Головные уборы"
Словообразование относительных прилагательных. •Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. •Закрепление представлений об одежде представителей различных профессий. •Соста...