Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (лексическая тема "Мебель")
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
В данном занятии содержатся игры и упражнения на формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме "Мебель", а также задания на развитие фонематических функций, связной речи для детей с ТНР в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_po_teme_mebel.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
(лексическая тема "Мебель")
Подготовила учитель-логопед
Мутрескова Н. В.
Конспект занятия по теме "Мебель" в подготовительной к школе
логопедической группе
Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме "Мебель"
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Обобщение, уточнение и активизация словаря по теме "мебель" (на основе систематизации и обобщении знаний об окружающем).
2. Совершенствование грамматического строя речи: употребление слов во множ. числе в родит. падеже; согласование числительных с существительными, существительных с прилагательными; образование относительных прилагательных. Употребление предложно-падежных конструкций.
3. Развитие фонематических функций .Совершенствование навыка чтения, звукового и слогового анализа, умение составлять схему слов, слова из букв; располагать буквы по величине, чтобы получилось слово.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие связной речи.
2. Развитие речевого слуха; просодических компонентов речи; мышления, зрительного внимания и восприятия.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Профилактика оптической дисграфии.
Воспитательные задачи:
Формирование взаимоотношения, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Оборудование: картинки с изображением мебели большие и маленькие, картинки с изображением цифр, картинка с изображением комнаты, мяч, пеналы с фишками для выкладывания слов, карточки с буквами
Ход занятия:
Организационный момент
Ребята, к нам в садик пришло письмо из цветочного города (показ письма). Коротышки из этого города просят помочь им построить дом, а также купить и расставить мебель.
Основная часть
1. Развитие общих речевых навыков. Вставайте со стульчиков, начинаем строить дом. Стеночка а-а-а, другая о-о-о, потолок э-э-э (упражнения, имитирующие постройку дома). Берём кисточку красим а-а-а, стряхнули краску и-и-и. Молодцы, дом мы с вами построили, садитесь на стульчики.
2. Игра с мячом "Какой дом?" (образование относительных прилагательных)
- Мы с вами построили дом, в котором много этажей, значит какой это дом будет (многоэтажный). А дом в котором один этаж какой? Два этажа, три этажа, четыре этажа, пять этажей.
Молодцы! А теперь, давайте вспомним и назовём из каких материалов бывают дома.
- если дом из кирпича, то какой это дом будет (кирпичный); панелей, блоков, из камней, из песка, изо льда.
3. Игра «Не ошибись" (употребление слов во множ. числе в родит. падеже)
Мы с вами построили большой многоэтажный дом, значит в этом доме у нас есть много всего. Этаж, а в доме много «чего?» этажей; (квартира, комната, окно, рама, форточка, лестница, ступенька, стена, потолок, балкон, подъезд, дверь, замок, звонок, перила, труба, антенна).
4. Молодцы, сейчас поедем мебель покупать в мебельный магазин. Вставайте со стульчиков, поедем на машине. Взяли руль, ехать будем под бубен, когда бубен звучит мы с вами едем, когда прекращает, останавливаемся, красный свет. Затем спрашиваю детей кто мимо чего проезжал, кто что видел (я проезжала мимо магазина...)
5. Вот мы приехали в мебельный магазин. Давайте рассмотрим, какая здесь мебель (рассматривают картинки и называют их, говорят куда можно поставить).
6. Игра «Сосчитай » (согласование числительных с существительными и прилагательными)
В мебельном магазине много мебели, сейчас мы с вами посчитаем её. Логопед показывает детям картинки с цифрой и с изображением мебели
(один деревянный стул, пять деревянных стульев, четыре книжных шкафа...)
Развитие связной речи. Чтобы вы хотели купить в мебельном магазине. Скажите полным предложением (Я хочу купить деревянный стул, я поставлю его в гостиную, я буду на нём сидеть).
7. Упражнение на снятия напряжения. Молодцы. А теперь поднимем купленную мебель (напряглись) и положим в машину (расслабили ручки) ручки устали. Что ещё поднимаем в машину.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, (хлопают в ладоши)
Много мебели в квартире. (прыгают на месте)
В шкаф повесим мы рубашку, (повороты туловища вправо-влево)
А в буфет поставим чашку. (поднимают руки вверх)
Чтобы ножки отдохнули, (трясут каждой ногой)
Посидим чуть-чуть на стуле. (приседают)
А когда мы крепко спали, (кладут руки под щеку)
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом (хлопают в ладоши)
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (прыгают на месте)
Много мебели в квартире.
8. Звуковой анализ слов. Садитесь за столы. Отгадаем, что у нас в машине стоит. Квадратный, прочный, небольшой, деревянный, письменный (стол) - молодцы, выложите звуковую схему этого слова. Деревянный, высокий, книжный (шкаф); двуспальная, мягкая, деревянная (кровать); зелёный, мягкий, пружинистый (диван).
Дети выкладывают звуковую схему слов, проводится звуковой анализ. Молодцы, а теперь мы ещё поиграем.
Игра "Прочитай слово" - Логопед раздаёт детям карточки. Детям нужно расставить буквы от большей к меньшей и прочитать получившееся на карточке слово. (к а ф ш - шкаф)
9. Привезли мы мебель в новую квартиру. Встали, потянулись. Теперь будем расставлять мебель по местам. Подойдите сюда, посмотрите на эту комнату. Логопед показывает детям картинку с изображением пустой комнаты, здесь нет ничего кроме стен, потолка, окон. Дети берут маленькую карточку с изображением мебели и прикрепляют в нужное место (Поставь шкаф справа от окна. Куда ты поставил шкаф? Поставь кровать слева от окна...)
Заключительная часть.
Ребята, вы молодцы, помогли коротышкам из цветочного города построить дом, купить и расставить мебель. Они вам очень благодарны. Давайте вспомним, как мы помогали коротышкам, что мы делали. Все молодцы! Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию лексико - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.
Конспект занятия по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.Задачи:Коррекционно – образовательные:Повторить и закре...
Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос».
Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР.Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »
Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших в беду....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение и расширение представления дет...
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»
Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений на тему «Весна» в старшей группе для детей с ОНР
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений на тему:«Весна»в старшей группе для детей с ОНР...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе
Тема: Зимние виды спорта. Зимние забавы.Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в составлении предложений; активизировать словарь по данной ...