Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Семья»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Пичугина Марина Михайловна

Данный конспект занятия подходит для учителей-логопедов при проведение фронтальноого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patr_vosp.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №184»

Конспект фронтального логопедического занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

по теме «Семья»

                                                                                                                                           Составила:

учитель-логопед

                                                                                                                                                     Пичугина М.М.

Новокузнецкий городской округ, 2022

Цель:

Коррекционно-образовательная:

 - закрепление  знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях; расширение и активизация словаря по теме «Семья»;

-закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

- продолжать обучению составления рассказа по картине, правильно строя  и используя в речи распространенные предложения.

Коррекционно-развивающая:

 - продолжать  развивать общие речевые навыки, связную речь;

 - продолжать развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику;

 - развивать речемыслительную деятельность;

 - развивать речевое внимание и восприятие;  логическое мышление;

 - развивать фонематический слух.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи;

- воспитывать чувство семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях).

Оборудование: мольберт, сундучок с медальками, картина бабушки и дедушки возле дома, изображение птицы счастья, сюжетная картина «Семья», перчатка-игрушка бабушка и внучка для инсценировки.

Ход.

  1. Организационный момент

Л: Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Скажем все вместе друг другу и гостям: «Доброе утро!»

Л: Посмотрите, ребята! Здесь какой-то конверт! Это пришло письмо из деревни. Интересно, кто же прислал нам это письмо? Посмотрим. Оказывается, это бабушка и дедушка приглашают нас к себе в гости. Навестим их? (картинки сельского дома, дедушки и бабушки) Раз, два покружись и в деревне окажись! (Звук деревни)

  1. Основная часть.
  1. Развитие артикуляционной моторики (встают в круг без  зеркал)

Л: Вот дедушка и бабушка нас встречают.              

             Пухлые внуки приехали в гости (Надуваем щёки.)

             С ними худые – лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)

             Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.

(Губы в широкой улыбке, видны верхние  и нижние зубы.)        

            Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.)

-Угостила бабушка нас вкусным вареньем и горячим чаем.

- упражнение  «Вкусное варенье» -10 раз 
-               упражнение  "Чашечка" - 3 раза по 10 сек.

- А мы потом помогли дедушке покрасить потолок в доме.

 - упражнение  "Маляр"– 10 раз

  1. Дыхательная гимнастика

Л: Бабушка рассказала, как она устаёт:

Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!»  3 – 4 раза-

А дедушка погрозил озорникам пальцем . Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» 3 – 4 раза

  1. Лексико-грамматические упражнения
  • Д/и « Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением
  • Д/и  «Кто кому кто?» - развитие речевого внимания и логического мышления

Л: Ребята, как одним словом назвать дедушку, бабушку, маму, папу и детей? Семья.

Л: Как вы думаете, зачем нужна семья?

Л: Верно. Чтобы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботиться о старших.

           Семья-это дом. Семья- это мир, где царят любовь, преданность дружба. Семья- это самое дорогое, что есть у каждого человека. У русского народа было много символов счастья. Одним из них была волшебная птица. Одно ее перо может принести человеку счастье. Смотрите, эта птица залетела к нам в группу сегодня. ( Сажаю ее на крышу домика) Если вы выполните хорошо все задания, то Птица принесет  вам награду за труд.

Л: Давайте начнем. Послушаем разговор одной девочки с бабушкой. 

— Бабушка, бабушка, я чья дочка?

— Ты Федина дочь, моего сыночка.

— Мой папа большой, а совсем не сыночек!

— Сыночек. Брат четырех моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

— Да разве у дочки мы были? У тети!

— Тетю твою я в люльке качала...

— Бабушка, стой, объясни сначала:

Кто мне Наташа и два её братца?

— Ладно, попробуем разобраться.

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох и была шустра!

А ты им доводишься... Хитрое дело...

— Бабушка, что-то у нас пригорело!

— Тьфу ты, пока я соображала,

Все молоко из кастрюли сбежало!

Л: Давайте поможем девочке выяснить, кто кем приходится в семье.

- Кто для дедушки и бабушки мальчик? девочка? (внук, внучка)

-Назовите их ласково. ( Внук- внучок, внучек. Внучка-внученька, внучечка)

- Как назвать ласково деда и бабу?( Дед- дедушка, дедуля, дедулечка, дедуленька. Баба- бабушка,  бабуля, бабулечка, бабуленька)

-Кто мальчик для девочки? девочка для мальчика? (брат и сестра)

-Как назвать их ласково?(братик, сестренка)

-Как назвать ласково маму? Папу?( Мама- мамочка, мамуля, мамулечка. Папа- папочка, папулечка, папуля)

- Кто девочка для мамы? Для папы? (дочь)

-Как назвать ласково? (Дочь- дочка, доченька,  дочурочка)

- А мальчик для папы и мамы? (сын)

-Назовите ласково. (Сын - сынок, сынуля, сынулечка)

- Кто дедушка и бабушка для папы и мамы? (родители)

- А мама и папа для дедушки и бабушки? (дети)

-Кто для дедушки папа? (сын)

-Кто для бабушки мама? (дочь)

4. Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: Давайте на пальчиках покажем, какая семья дружная и крепкая.

Этот пальчик большой –

(Руки сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого)

Это папа дорогой,

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка – милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

Вот какая у меня

Дружная семья!

(Сжать руку в кулак несколько раз)

  1. Беседа по картине «Семья»

Л: Я хочу показать вам ещё одну семью: крепкую и дружную. Посмотрите на эту картинку.

  • Кто изображен на картине?
  • Как можно назвать эту картинку?
  • Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?
  • Назовите всех членов семьи.
  • Чем они занимались до того, как собрались вместе?
  • Чем заняты сейчас?
  • Какая это семья? (дружная, большая, веселая и т.д.)
  • Какое настроение у взрослых и детей?

Л: Сейчас вам нужно будет составить рассказ по картине. Рассказ нужно начать с названия. Сначала расскажите о том, что происходило до того, как семья вместе собралась, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье. Говорить будете по очереди: один начинает, а другие продолжают и заканчивают.

     Предлагаю девочку назвать Таней, мальчика- Толей. Какой первый звук слышите в этих именах? Мы с этим звуком и буквой знакомились на этой неделе.

6.  Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весной, летом и зимой

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встаем вместе, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева!

Ну, а я сама бегу трусцой,

И качаю головой.

  1. Составление рассказа по картине.

Л:  Кто теперь хочет составить рассказ по картине? Я буду вам помогать.

Четыре ребенка выходят, при затруднении с помощью логопеда составляют рассказ.

  1. Игра «Добрые дела»

Л: А ещё, собираясь вместе, можно порадовать своих родных хорошими поступками и добрыми делами.

Встаньте со стульев и образуйте круг. Посмотрите, какой сундучок приготовила нам Птица Счастья. В него мы будем собирать добрые дела, которые мы делаем для своих родных.

(Дети становятся в круг. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок, у которого корзина останется в руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)

Л: Вот, сколько добрых дел мы собрали!

  1. Итог.

Л:  Как называется рассказ, который составляли?

Дети: Семья.

Л:  Как должны относиться члены семьи друг к другу?

Дети: С заботой, с добротой, с уважением, с любовью.

Л: Молодцы! Вы, ребята, цените своих близких, старайтесь никогда не огорчать, а помогать им. Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Птица Счастья все слышала. Она приготовила вам награду (из сундучка раздаются медальки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Фронтальное занятие по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР...

Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико - грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (тема "Одежда")

Данный конспект НОД предназначен для детей подготовительной группы с ТНР по лексической теме "Одежда". Деятельность включает в себя игровые упражнения, используется принцип интеграции образовательных ...

конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.

Тема: Дикие животныеЦель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе «Дикие животные»

Цель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах.Задачи:Образовательные:· закрепление и обобщение представлений о диких животных и их детенышах; их внешнем виде, образе жизни, пова...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема:  Жизнь в лесуКоррекционно-образовательные за...