Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Семья»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Данный конспект занятия подходит для учителей-логопедов при проведение фронтальноого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patr_vosp.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №184»
Конспект фронтального логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
по теме «Семья»
Составила:
учитель-логопед
Пичугина М.М.
Новокузнецкий городской округ, 2022
Цель:
Коррекционно-образовательная:
- закрепление знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях; расширение и активизация словаря по теме «Семья»;
-закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
- продолжать обучению составления рассказа по картине, правильно строя и используя в речи распространенные предложения.
Коррекционно-развивающая:
- продолжать развивать общие речевые навыки, связную речь;
- продолжать развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику;
- развивать речемыслительную деятельность;
- развивать речевое внимание и восприятие; логическое мышление;
- развивать фонематический слух.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи;
- воспитывать чувство семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях).
Оборудование: мольберт, сундучок с медальками, картина бабушки и дедушки возле дома, изображение птицы счастья, сюжетная картина «Семья», перчатка-игрушка бабушка и внучка для инсценировки.
Ход.
- Организационный момент
Л: Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Скажем все вместе друг другу и гостям: «Доброе утро!»
Л: Посмотрите, ребята! Здесь какой-то конверт! Это пришло письмо из деревни. Интересно, кто же прислал нам это письмо? Посмотрим. Оказывается, это бабушка и дедушка приглашают нас к себе в гости. Навестим их? (картинки сельского дома, дедушки и бабушки) Раз, два покружись и в деревне окажись! (Звук деревни)
- Основная часть.
- Развитие артикуляционной моторики (встают в круг без зеркал)
Л: Вот дедушка и бабушка нас встречают.
Пухлые внуки приехали в гости (Надуваем щёки.)
С ними худые – лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.
(Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы.)
Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.)
-Угостила бабушка нас вкусным вареньем и горячим чаем.
- упражнение «Вкусное варенье» -10 раз
- упражнение "Чашечка" - 3 раза по 10 сек.
- А мы потом помогли дедушке покрасить потолок в доме.
- упражнение "Маляр"– 10 раз
- Дыхательная гимнастика
Л: Бабушка рассказала, как она устаёт:
Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!» 3 – 4 раза-
А дедушка погрозил озорникам пальцем . Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» 3 – 4 раза
- Лексико-грамматические упражнения
- Д/и « Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением
- Д/и «Кто кому кто?» - развитие речевого внимания и логического мышления
Л: Ребята, как одним словом назвать дедушку, бабушку, маму, папу и детей? Семья.
Л: Как вы думаете, зачем нужна семья?
Л: Верно. Чтобы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботиться о старших.
Семья-это дом. Семья- это мир, где царят любовь, преданность дружба. Семья- это самое дорогое, что есть у каждого человека. У русского народа было много символов счастья. Одним из них была волшебная птица. Одно ее перо может принести человеку счастье. Смотрите, эта птица залетела к нам в группу сегодня. ( Сажаю ее на крышу домика) Если вы выполните хорошо все задания, то Птица принесет вам награду за труд.
Л: Давайте начнем. Послушаем разговор одной девочки с бабушкой.
— Бабушка, бабушка, я чья дочка?
— Ты Федина дочь, моего сыночка.
— Мой папа большой, а совсем не сыночек!
— Сыночек. Брат четырех моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
— Да разве у дочки мы были? У тети!
— Тетю твою я в люльке качала...
— Бабушка, стой, объясни сначала:
Кто мне Наташа и два её братца?
— Ладно, попробуем разобраться.
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох и была шустра!
А ты им доводишься... Хитрое дело...
— Бабушка, что-то у нас пригорело!
— Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало!
Л: Давайте поможем девочке выяснить, кто кем приходится в семье.
- Кто для дедушки и бабушки мальчик? девочка? (внук, внучка)
-Назовите их ласково. ( Внук- внучок, внучек. Внучка-внученька, внучечка)
- Как назвать ласково деда и бабу?( Дед- дедушка, дедуля, дедулечка, дедуленька. Баба- бабушка, бабуля, бабулечка, бабуленька)
-Кто мальчик для девочки? девочка для мальчика? (брат и сестра)
-Как назвать их ласково?(братик, сестренка)
-Как назвать ласково маму? Папу?( Мама- мамочка, мамуля, мамулечка. Папа- папочка, папулечка, папуля)
- Кто девочка для мамы? Для папы? (дочь)
-Как назвать ласково? (Дочь- дочка, доченька, дочурочка)
- А мальчик для папы и мамы? (сын)
-Назовите ласково. (Сын - сынок, сынуля, сынулечка)
- Кто дедушка и бабушка для папы и мамы? (родители)
- А мама и папа для дедушки и бабушки? (дети)
-Кто для дедушки папа? (сын)
-Кто для бабушки мама? (дочь)
4. Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: Давайте на пальчиках покажем, какая семья дружная и крепкая.
Этот пальчик большой –
(Руки сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого)
Это папа дорогой,
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Вслед за ним сестренка – милая девчонка.
И самый маленький крепыш –
Это славный наш малыш.
Вот какая у меня
Дружная семья!
(Сжать руку в кулак несколько раз)
- Беседа по картине «Семья»
Л: Я хочу показать вам ещё одну семью: крепкую и дружную. Посмотрите на эту картинку.
- Кто изображен на картине?
- Как можно назвать эту картинку?
- Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?
- Назовите всех членов семьи.
- Чем они занимались до того, как собрались вместе?
- Чем заняты сейчас?
- Какая это семья? (дружная, большая, веселая и т.д.)
- Какое настроение у взрослых и детей?
Л: Сейчас вам нужно будет составить рассказ по картине. Рассказ нужно начать с названия. Сначала расскажите о том, что происходило до того, как семья вместе собралась, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье. Говорить будете по очереди: один начинает, а другие продолжают и заканчивают.
Предлагаю девочку назвать Таней, мальчика- Толей. Какой первый звук слышите в этих именах? Мы с этим звуком и буквой знакомились на этой неделе.
6. Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встаем вместе, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева!
Ну, а я сама бегу трусцой,
И качаю головой.
- Составление рассказа по картине.
Л: Кто теперь хочет составить рассказ по картине? Я буду вам помогать.
Четыре ребенка выходят, при затруднении с помощью логопеда составляют рассказ.
- Игра «Добрые дела»
Л: А ещё, собираясь вместе, можно порадовать своих родных хорошими поступками и добрыми делами.
Встаньте со стульев и образуйте круг. Посмотрите, какой сундучок приготовила нам Птица Счастья. В него мы будем собирать добрые дела, которые мы делаем для своих родных.
(Дети становятся в круг. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок, у которого корзина останется в руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)
Л: Вот, сколько добрых дел мы собрали!
- Итог.
Л: Как называется рассказ, который составляли?
Дети: Семья.
Л: Как должны относиться члены семьи друг к другу?
Дети: С заботой, с добротой, с уважением, с любовью.
Л: Молодцы! Вы, ребята, цените своих близких, старайтесь никогда не огорчать, а помогать им. Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Птица Счастья все слышала. Она приготовила вам награду (из сундучка раздаются медальки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Фронтальное занятие по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР...
Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико - грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (тема "Одежда")
Данный конспект НОД предназначен для детей подготовительной группы с ТНР по лексической теме "Одежда". Деятельность включает в себя игровые упражнения, используется принцип интеграции образовательных ...
конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.
Тема: Дикие животныеЦель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах....
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе «Дикие животные»
Цель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах.Задачи:Образовательные:· закрепление и обобщение представлений о диких животных и их детенышах; их внешнем виде, образе жизни, пова...
Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по теме "Дикие животные"
Цель занятия обобщение представлений о диких животных и их детёнышах....
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.
Тема: Дикие животные...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Жизнь в лесуКоррекционно-образовательные за...