Заучивание стихотворения Ф.И. Тютчева "Зима не даром злится"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Сергеева Ольга Леонидовна

Заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы. Конспект занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_ne_darom_zlitsya.docx649.2 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность область «Познание»

для детей старше-подготовительной группы.

Тема: Чтение, обсуждение и заучивание стихотворения Ф.Тютчева

 «Зима не даром злится…»

Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Задачи:

1. Образовательная:

- систематизировать и углубить знания детей о сезонных изменениях в природе;

-  учить называть самостоятельно характерные признаки зимы и весны;

- познакомить детей со стихотворением Ф. И. Тютчева "Зима недаром злится" и помочь детям запомнить его;

- продолжать учить понимать содержание стихотворений;

- активизировать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами: «недаром», «пора», «засуетилось», «вон»,  «трезвон», «хлопочет», «пуще», «наперекор».

2. Развивающая:

- развивать память, внимание, восприятие;

- развивать умение анализировать, делать выводы, выражать их в речи;

- развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывающая:

- воспитывать любовь к природе;

- воспитывать читателя способного чувствовать музыкальность поэтического слова.

Методы: игровой, словесно-логический,  проблемный, деятельностный.

Приемы:  беседа, пояснения, поощрение, физкультминутка, слушание музыки, заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.

Оборудование: 

1. портрет Ф.И. Тютчева;

2. аудиозапись стихотворения  «Зима не даром злится…»;

3.Изображения весны, зимы;

4. Картинки для заполнения мнемотаблицы.

5. Произведения П.И.Чайковского "Весна. Март. Жаворонок", А. Вивальди "Зима".

6. Презентация

Ход занятия.

Этап занятия

Воспитатель

Ответы детей

I. Организа-ционный момент.

П.И. Чайковский "Весна".

А. Вивальди "Зима"

Изображения весны, зимы

Слайд 1,2

- Чтобы ответить, о чем мы сегодня будем разговаривать послушаем отрывки двух произведений. Кто узнал их, поднимает руку.

После ответов детей показываю изображение зимы и весны.

- О чем мы будем говорить?

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Я думаю что и с остальными заданиями мы с вами справимся.

- П.И. Чайковский "Зима", "Весна".

- о зиме и весне

II. Основная часть

Слайд 3

портрет

Ф. И. Тютчева

Слайд 4.

Аудиозапись стихотворения

Слайд 5.

Изображение Зимы, Весны.

Слайд 6

Изображение часов

Слайд 7

Изображение леса и животных

Слайд 8

Изображение стрелочек

Слайд 9

Изображение руки

Слайд 10

Изображение

Жаворонков

Слайд 11

Изображение Зимы с метелью, недовольных губ

Слайд 12

Физкультминутка

1. Наблюдали ли вы когда-нибудь, как наступает весна?

2. Сразу ли зимняя погода с её морозами, метелями сменяется тёплой, солнечной весенней погодой?

3. А как же это происходит?

- Какие признаки весны можно наблюдать в такое время?

- А зимы?

Ф. И. Тютчев тоже наблюдал за тем, как зима долгое время «не сдаётся», и за тем, как весна сменяет зиму.

Такую борьбу зимы с весной изобразил поэт в своём стихотворении, которое называется «Зима недаром злится… »

Прослушайте это стихотворение.

Включаю аудиозапись стихотворения

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

- Понравилось вам стихотворение?

- О чём это стихотворение?

- А как вы, думаете, на чьей стороне автор?

- Почему вы так решили?

- Что зима делает в стихотворении?

- Почему же Зима злится? Что её рассердило?

- Что такое пора?

«И всё засуетилось». Кто это «всё»? 

- А что значит «засуетилось»?

- Как вы понимаете значение выражения «Всё нудит Зиму вон»?

- Кто первыми приветствуют Весну?

- Кто это?

- Как они приветствуют?

- Что такое «трезвон»?

- Послушайте следующий отрывок, где описывается Зима.

Зима еще хлопочет и на весну ворчит.

- Какое слово употребил Ф. И., описывая действие Зимы?

- Как вы понимаете значение этого слова?

Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит

- Что означает слово «пуще»?

- Как, чем может Весна шуметь?

- Почему она так себя ведёт?

- Что значит «взбесилась»?

- Что же предпринимает Зима, чтобы прогнать Весну?

- Чем закончилась «схватка» Весны и Зимы?

 

- Как вы понимаете слова "и лишь румяней стала"?

Пришла весна!

Весна, весна! Пришла весна!           Хлопки в ладоши.

Тепло на крыльях принесла.        Короткие взмахи

руками-крыльями

И вот на самом солнцепеке                         Ходьба.

С поднятой гордой головой           Приподнять повыше

подбородок.

Расцвел подснежник голубой.          Руки в стороны.

Он весь пушистый, серебристый,              Приседания.

На солнце маленький стоит.                      Прыжки.

Посланец он весны надежный,       Наклоны туловища.

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,       Повороты влево-вправо.

Он первенец среди цветов.

-  Да

- Нет.

- Тёплую погоду неожиданно сменяет холодная.

 -Прилетают птицы, начинает таять снег, становится теплее и т. д.

- Выпадает снег, морозно.

- Да

- Идет борьба, между Зимой и Весной.

- На сторне Весны

- Зима не хочет уходить

- Злится

- Прошло время зимы

- время

- Животные, растения, люди

- все движется, тает.

- выгоняет

-Жаворонки

- Птицы

-подняли трезвон

-Шум

- Хлопочет, ворчит

- Чем-нибудь усердно заниматься.

-сильнее

-  Песнями птиц, звоном ручейков, шелестами молодых листьев на деревьях

- Не боится Зимы. Она знает, что победит её

-сильно рассердилась

- запускает снег

-Весна победила

- Стало тепло, весна вступила в свои права

III. Заучивание стихотворения

Работа с первыми тремя четверостишьями

Слайд 13

- Послушайте еще раз стихотворение.

Повторное чтение стихотворения

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

- Давайте теперь попробуем расставить наши символы-помощники, которые нам помогут выучить это стихотворение.

Повторное чтение трех первых четверостиший стихотворения с расставлением символов в мнемотаблице, сопровождающееся совместным повтором стихотворения.

Образец заполнения мнемотаблицы.

http://www.astromeridian.ru/exclusive/assets/images/img/2342.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6718/28257045.11d3/0_b0d4f_92753efc_XL.png

http://10.uzl-school.ru/upload/medialibrary/2ea/2ea503bebc169f43300adb1b87a2441a.jpg

http://www.allstick.ru/UserFiles/Picture/cat_1/3953.png

IV. Итог занятия

Слайд 14

Понравилось вам наше занятие?

С каким произведением мы познакомились?

Как зовут автора?

В конце занятия я хочу загадать загадку

- Есть у радости подруга,

В виде полукруга.

На лице она живет,

То куда -то вдруг уйдет,

То внезапно возвратиться.

Грусть тоска ее боится.

Что это?

Подарим улыбку гостям.

– Улыбка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект непосредственно образовательной деятельности по заучиванию стихотворения Ф.Тютчева "Зима недаром злится" с помощью картинок в подготовительной группе

Помочь детям почувствовать красоту природы в стихотворении, вызвать желание выучить его. Систематизировать и закрепить знания детей о весне. Совершенствовать технику рисования красками и восковыми мел...

Проект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие».Заучивание стихотворения в Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» в подготовительной группе

Проект  образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Заучивание стихотворения в Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»  в подготовит...

Ознакомление с художественной литературой, заучивание наизусть стихотворения Ф. И. ТЮТЧЕВА «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ»

Ознакомление с художественной литературой, заучивание наизусть стихотворения  Ф. И. ТЮТЧЕВА «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ»...

Конспект НОД по заучиванию стихотворения А. Барто «Лошадка» в младшей группе Тема: заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка» Цель:

Конспект НОД по заучиванию стихотворения А. Барто «Лошадка» в младшей группеТема: заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»Цель:Воспитывать у детей умение слушать, запоминать...