Конспект нод заучивание стихотворения Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится.."
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ТЕМА:
ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Ф.И. ТЮТЧЕВА «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ»
Цель: формировать интерес и потребность к заучиванию художественных произведений
Программные задачи:
- Систематизировать и углубить знания детей о сезонных изменениях в природе, учить называть самостоятельно характерные признаки зимы и весны.
- Познакомить детей со стихотворением Ф.И.Тютчева" Зима недаром злится" и помочь детям запомнить его.
-Продолжать учить понимать содержание стихотворений, обратить внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения )
-Развивать память, внимание, восприятие, умение анализировать, делать выводы, выражать их в речи.
-Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова и умение согласовывать существительные с прилагательными; правильно строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей;
-Воспитывать читателя способного чувствовать музыкальность поэтического слова.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация» - отгадывание загадок, ответы на вопросы, лексика – грамматические упражнения
«Здоровье» - физминутка;
«Музыка» - слушанье произведения Чайковского;
«Чтение художественной литературы» - знакомство со стихотворением, заучивание.
Ход занятия:
1)
Мозговой штурм (Игра «Ответь быстро»)
-Дедушка который раздает подарки? (Дед Мороз)
-Плохая отметка в школе?
-Польза от коровы?
-Сколько времен года?
-Время суток, когда солнце освещает Землю?
- Осадки, но не дождь и не снег?
-Кто первый летал в космос? (Собаки-Белка и Стрелка)
-Что получается, когда заплетают волосы.
-Сколько дней в неделе?
Молодцы, хорошо отвечали на все вопросы. Я думаю что и с остальными задачами мы с вами справимся.
2) Игра « Сложи картинку»
Чтобы отгадать, о чем мы сегодня будем разговаривать вам нужно собрать разрезные картинки.
Как одним словом назвать то, о чем мы будем сегодня говарить ? ( о временах года )
3) Музыкальные загадки.
А о каких временах года мы будем говорить нам помогут узнать музыкальные загадки.
Сейчас я предлагаю вам послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года»
Прослушивание произведения Чайковского « Времена года»
- Какое время года отображает это музыкальное произведение?
Что вы услышали в музыке, какие картины возникли в вашем воображении нам поможет узнать «Волшебная палочка»
4) Игра «Волшебная палочка»:
Давайте встанем в круг и, начиная с меня, будем передавать эту волшебную палочку, у кого в руках она окажется, тот и назовет звуки природы услышанные в музыке.
Зима - слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы ручей застыл подо льдом, дует злой ветер, природа оцепенела.
.
Весна- поют птицы, бегут ручейки, звонко капает, пригрело весеннее солнышко, и природа пробудилась, все оживилось. )
Да, действительно слышно как-будто робко побежал первый ручеек, пригретый весенним солнышком. Потом музыка становится светлой, приветливой. Ее звуки похожи на щебет птиц, их гомон и перекличку. Природа оживает, пробуждается. А вот и весенняя капель! Слышатся птичьи голоса. Весенней свежестью, светом веет от этой музыки.
Вот как музыка звуками может изобразить картины природы!
5 ) Знакомство с Ф. И. Тютчевым (гимнастика для глаз)
Многие поэты, писатели и композиторы с любовью и нежностью изображали природу.
Посмотрите, вот портрет Ф.И.Тютчева. (Слайды о поэте)
- Ф.И.Тютчев горячо любил русскую природу, восхищался её красотой. Все эти чувства нашли своё отражение в поэзии. В произведениях Ф.И.Тютчева мы можем встретить стихотворения о всех четырёх временах года, и о том, как меняется природа с приходом каждого времени года, какие явления происходят в её жизни.
- Сегодня я хочу познакомить вас с одним из стихотворений Ф.И.Тютчева.
Но сначала я хочу узнать
- Наблюдали ли вы когда-нибудь, как наступает весна?
- Сразу ли зимняя погода с её морозами, метелями сменяется тёплой, солнечной весенней погодой? (Нет)
- А как же это происходит? (Погода становится непостоянной: ясную и тёплую погоду неожиданно сменяет холодная, даже морозная. Иногда в один день можно наблюдать и признаки весны и признаки зимы)
- Какие признаки весны можно наблюдать в такое время? (Прилетают птицы, начинает таять снег, становится теплее и т.д.)
- А зимы? (Выпадает снег, морозно)
Вы знаете, что в природе часто бывает так: перед приходом тепла вдруг заметут метели, забушует вьюга.
- Ф.И.Тютчев тоже наблюдал за тем, как зима долгое время «не сдаётся», и за тем, как весна сменяет зиму.
Такую борьбу зимы с весной изобразил поэт в своём стихотворении , которое называется «Зима недаром злится…»
Прослушайте это стихотворение.
6) Презентация стихотворения.
Проверка первых впечатлений
- Понравилось вам стихотворение?
- О чём это стихотворение? (Идет борьба, спор между Зимой и Весной.)
- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.
Кому вы желали победы в «схватке» весны и зимы?
- Почему?
- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить
.
Весна - это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней весной зима еще дает о себе знать - напускает ветры, снежные метели, но, в конце концов, весна все-таки побеждает:
Давайте вместе с вами поможем Весне.
7 ) Физкультурная минутка.
8) Повторное чтение (презентация) и анализ стихотворения.
В русском языке много самых разных слов, а поет выбирает самые нужные и выстраивает музыку из слов Когда слушаешь это стихотворение кажется будто музыка слышится .
- А сейчас поразмышляем над текстом. Кого в этом стихотворении описал автор? (Зиму и Весну)
- Вначале поговорим о Зиме, как Ф.И. описывает настроение Зимы? (Злится)
- Подберите близкие слова к слову «злится». (Обижается, сердится, ругается, бранится, возмущается)
- Почему поэт из всех этих слов выбрал именно слово «злится»? Что это за слово по сравнению с другими словами? (Это слово самое сердитое из всех)
- Почему же Зима злится? Что её рассердило? (Прошла её пора)
- Послушайте следующий отрывок , где описывается Зима. (Зима еще хлопочет и на весну ворчит).
- Какое слово употребил Ф.И., описывая действие Зимы? (Хлопочет)
- Как вы понимаете значение этого слова? (Чем-нибудь усердно заниматься, суетиться)
- Что же предпринимает Зима, чтобы прогнать Весну? (Напускает на неё метели, морозы, вьюги, насыпает снега)
- С кем сравнивает Автор Зиму? (С ведьмой злой) .
- Что значит «взбесилась»? ( Пришла в бешенство, разъярилась)
- А что делает Зима на последок - и снегу захватя пустила убегая ...
- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Зимы? (Седая старуха, злое выражение лица, одежда серая, волосы распущены и спутаны)
- И так, мы с вами поговорили о Зиме.
А теперь побеседуем об молодой и прекрасной «сопернице» - Весне
- Что делает Весна первым делом? (Гонит со двора Зиму)
- Как она это может делать? (Растопляет снег солнышком, согревает землю)
- Найдите в стихотворении следующее место, где говорится о Весне (второе четверостишье)
- «И всё засуетилось». Кто это «всё»? (Животные, растения, люди)
- А что значит «засуетилось»? ( все движется, всё тает.)
- Кто помогает Весне прийти? (птицы, солнышко, ручейки)
- Как вы понимаете значение выражения «Всё нудит Зиму вон»? (Всё вынуждает Зиму уйти вон, выгоняет)
- Кто первыми приветствуют Весну? (Жаворонки)
- Кто это? (Птицы)
- Как они приветствуют? -подняли трезвон
- Что такое «трезвон»? (Шум, переполох)
- Как ведёт себя Весна в ответ на все попытки Зимы прогнать её? Зима еще хлопочет -весна хохочет
- Почему она так себя ведёт? (Не боится Зимы. Она знает, что победит её)
- Почему автор употребил именно слово»хохочет», а не «улыбается», «смеётся»?
- Что означает слово «пуще»? Ещё сильнее)
- Как, чем может Весна шуметь? (Песнями птиц, звоном ручейков, шелестами молодых листьев на деревьях)
- С кем сравнивает автор Весну? (С прекрасным «дитя»)
Чем закончилась «схватка» Весны и Зимы? («Схватка» закончилась победой Весны)
- Как вы понимаете слова «и лишь румяней стала «?
- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Весны?
- Почему же Весне удалось победить Зиму? (Потому что Весну все любят, её ждут, помогают. А Зима уже всем надоела. Всем хочется, чтобы она поскорее ушла)
- Весна – слово очень древнее, буквально, « веселое время года».
9 ) Игра « Доскажи словечко»
Установка на запоминание +работа с презентацией
Я приготовила вам картинки, которые помогут вам запомнить и рассказать это стихотворение.
10 ) Самостоятельное чтение произведения по опорным картинкам.
11 ) Дидактические игры «Весеннее солнышко» -
- « Снежинка»
« Всему свое время» - так говорят в народе так уж устроено в природе, что одно время сменяет другое.
Понравилось вам наше занятие?
С каким произведением мы познакомились?
Как зовут автора?
12 ) Домашнее задание
У меня к вам домашнее задание - нарисовать портреты зимы или весны.
- Давайте нарисуем их мимикой и жестами.
13) В конце занятия я хочу загадать загадку
- Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живет,
То куда -то вдруг уйдет,
То внезапно возвратиться.
Грусть тоска ее боится.
Что это? – Улыбка.
Подарим улыбку гостям и предложим им выбрать символ нашего занятия
– понравилось; - не понравилось
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия"Заучивание стихотворения «Осень» А.Твардовского "
Конспект занятия: Заучивание стихотворения «Осень» А.Твардовского направлено на формирование и развитие навыков выразительного чтения, памяти и поэтического слуха у дошкольников....
Конспект по заучиванию стихотворения во 2-ой младшей группе
ОО «Чтение художественной литературы»Тема дня: «Игра и игрушки» Конспект НОД: «Заучивание стихотворения А.Барто «Мячик»»Возрастная группа: 2-ая младшая...
План конспект непосредственно образовательной деятельности по заучиванию стихотворения Ф.Тютчева "Зима недаром злится" с помощью картинок в подготовительной группе
Помочь детям почувствовать красоту природы в стихотворении, вызвать желание выучить его. Систематизировать и закрепить знания детей о весне. Совершенствовать технику рисования красками и восковыми мел...
Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.
Конспект занятия:Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...
Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.
Конспект занятия:Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...
Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.
Конспект занятия:Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...
Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.
Конспект занятия:Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...