Ознакомление с художественной литературой, заучивание наизусть стихотворения Ф. И. ТЮТЧЕВА «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Ознакомление с художественной литературой, заучивание наизусть стихотворения  Ф. И. ТЮТЧЕВА «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zauchivanie_stiha_tyutcheva.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с художественной литературой, заучивание наизусть стихотворения  Ф. И. ТЮТЧЕВА «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ»

Цель: формировать интерес и потребность к заучиванию художественных произведений

Программные задачи:

- Систематизировать и углубить знания детей о сезонных изменениях в природе, учить называть самостоятельно характерные признаки зимы и весны.

- Познакомить детей со стихотворением Ф. И. Тютчева" Зима недаром злится" и помочь детям запомнить его.

-Продолжать учить понимать содержание стихотворений, обратить внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения)

-Развивать память, внимание, восприятие, умение анализировать, делать выводы, выражать их в речи.

-Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова и умение согласовывать существительные с прилагательными; правильно строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей;

-Воспитывать читателя способного чувствовать музыкальность поэтического слова.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» - отгадывание загадок, ответы на вопросы, лексика – грамматические упражнения

«Здоровье» - физминутка;

«Музыка» - слушанье произведения Чайковского;

«Чтение художественной литературы» - знакомство со стихотворением, заучивание.

Ход занятия:

  1. Мозговой штурм (Игра «Ответь быстро»)

-Дедушка который раздает подарки? (Дед Мороз)

-Плохая отметка в школе?

-Польза от коровы?

-Сколько времен года?

-Время суток, когда солнце освещает Землю?

- Осадки, но не дождь и не снег?

-Кто первый летал в космос? (Собаки-Белка и Стрелка)

-Что получается, когда заплетают волосы.

-Сколько дней в неделе?

Молодцы, хорошо отвечали на все вопросы. Я думаю что и с остальными задачами мы с вами справимся.

2) Игра «Сложи картинку»

Чтобы отгадать, о чем мы сегодня будем разговаривать вам нужно собрать разрезные картинки.

Как одним словом назвать то, о чем мы будем сегодня говорить? (о временах года)

3) Музыкальные загадки.

А о каких временах года мы будем говорить нам помогут узнать музыкальные загадки.

Сейчас я предлагаю вам послушать произведение замечательного русского композитора П. И. Чайковского «Времена года»

Прослушивание произведения Чайковского «Времена года»

- Какое время года отображает это музыкальное произведение?

Что вы услышали в музыке, какие картины возникли в вашем воображении нам поможет узнать «Волшебная палочка»

4) Игра «Волшебная палочка»:

Давайте встанем в круг и, начиная с меня, будем передавать эту волшебную палочку, у кого в руках она окажется, тот и назовет звуки природы услышанные в музыке.

Зима - слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы ручей застыл подо льдом, дует злой ветер, природа оцепенела.

Весна- поют птицы, бегут ручейки, звонко капает, пригрело весеннее солнышко, и природа пробудилась, все оживилось.)

Да, действительно слышно как-будто робко побежал первый ручеек, пригретый весенним солнышком. Потом музыка становится светлой, приветливой. Ее звуки похожи на щебет птиц, их гомон и перекличку. Природа оживает, пробуждается. А вот и весенняя капель! Слышатся птичьи голоса. Весенней свежестью, светом веет от этой музыки.

Вот как музыка звуками может изобразить картины природы!

5) Знакомство с Ф. И. Тютчевым

Многие поэты, писатели и композиторы с любовью и нежностью изображали природу.

Посмотрите, вот портрет Ф. И. Тютчева. (Слайды о поэте)

- Ф. И. Тютчев горячо любил русскую природу, восхищался её красотой. Все эти чувства нашли своё отражение в поэзии. В произведениях Ф. И. Тютчева мы можем встретить стихотворения о всех четырёх временах года, и о том, как меняется природа с приходом каждого времени года, какие явления происходят в её жизни.

- Сегодня я хочу познакомить вас с одним из стихотворений Ф. И. Тютчева.

Но сначала я хочу узнать

- Наблюдали ли вы когда-нибудь, как наступает весна?

- Сразу ли зимняя погода с её морозами, метелями сменяется тёплой, солнечной весенней погодой? (Нет)

- А как же это происходит? (Погода становится непостоянной: ясную и тёплую погоду неожиданно сменяет холодная, даже морозная. Иногда в один день можно наблюдать и признаки весны и признаки зимы)

- Какие признаки весны можно наблюдать в такое время? (Прилетают птицы, начинает таять снег, становится теплее и т. д.)

- А зимы? (Выпадает снег, морозно)

Вы знаете, что в природе часто бывает так: перед приходом тепла вдруг заметут метели, забушует вьюга.

- Ф. И. Тютчев тоже наблюдал за тем, как зима долгое время «не сдаётся», и за тем, как весна сменяет зиму.

Такую борьбу зимы с весной изобразил поэт в своём стихотворении, которое называется «Зима недаром злится…»

Прослушайте это стихотворение.

6) Презентация стихотворения.

Проверка первых впечатлений

- Понравилось вам стихотворение?

- О чём это стихотворение? (Идет борьба, спор между Зимой и Весной.)

- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.

Кому вы желали победы в «схватке» весны и зимы?

- Почему?

- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить

Весна - это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней весной зима еще дает о себе знать - напускает ветры, снежные метели, но, в конце концов,весна все-таки побеждает:

Давайте вместе с вами поможем Весне.

7) Физкультурная минутка.

8) Повторное чтение (презентация) и анализ стихотворения.

В русском языке много самых разных слов, а поет выбирает самые нужные и выстраивает музыку из слов Когда слушаешь это стихотворение кажется будто музыка слышится.

- А сейчас поразмышляем над текстом. Кого в этом стихотворении описал автор? (Зиму и Весну)

- Вначале поговорим о Зиме, как Ф. И. описывает настроение Зимы? (Злится)

- Подберите близкие слова к слову «злится». (Обижается, сердится, ругается, бранится, возмущается)

- Почему поэт из всех этих слов выбрал именно слово «злится»? Что это за слово по сравнению с другими словами? (Это слово самое сердитое из всех)

- Почему же Зима злится? Что её рассердило? (Прошла её пора)

- Послушайте следующий отрывок, где описывается Зима. (Зима еще хлопочет и на весну ворчит).

- Какое слово употребил Ф. И., описывая действие Зимы? (Хлопочет)

- Как вы понимаете значение этого слова? (Чем-нибудь усердно заниматься, суетиться)

- Что же предпринимает Зима, чтобы прогнать Весну? (Напускает на неё метели, морозы, вьюги, насыпает снега)

- С кем сравнивает Автор Зиму? (С ведьмой злой).

- Что значит «взбесилась»? (Пришла в бешенство, разъярилась)

- А что делает Зима на последок - и снегу захватя пустила убегая.

- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Зимы? (Седая старуха, злое выражение лица, одежда серая, волосы распущены и спутаны)

- И так, мы с вами поговорили о Зиме.

А теперь побеседуем об молодой и прекрасной «сопернице» - Весне

- Что делает Весна первым делом? (Гонит со двора Зиму)

- Как она это может делать? (Растопляет снег солнышком, согревает землю)

- Найдите в стихотворении следующее место, где говорится о Весне (второе четверостишье)

- «И всё засуетилось». Кто это «всё»? (Животные, растения, люди)

- А что значит «засуетилось»? (все движется, всё тает.)

- Кто помогает Весне прийти? (птицы, солнышко, ручейки)

- Как вы понимаете значение выражения «Всё нудит Зиму вон»? (Всё вынуждает Зиму уйти вон, выгоняет)

- Кто первыми приветствуют Весну? (Жаворонки)

- Кто это? (Птицы)

- Как они приветствуют? -подняли трезвон

- Что такое «трезвон»? (Шум, переполох)

- Как ведёт себя Весна в ответ на все попытки Зимы прогнать её? Зима еще хлопочет -весна хохочет

- Почему она так себя ведёт? (Не боится Зимы. Она знает, что победит её)

- Почему автор употребил именно слово»хохочет», а не «улыбается», «смеётся»?

- Что означает слово «пуще»? Ещё сильнее)

- Как, чем может Весна шуметь? (Песнями птиц, звоном ручейков, шелестами молодых листьев на деревьях)

- С кем сравнивает автор Весну? (С прекрасным «дитя»)

Чем закончилась «схватка» Весны и Зимы? («Схватка» закончилась победой Весны)

- Как вы понимаете слова «и лишь румяней стала «?

- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Весны?

- Почему же Весне удалось победить Зиму? (Потому что Весну все любят, её ждут, помогают. А Зима уже всем надоела. Всем хочется, чтобы она поскорее ушла)

- Весна – слово очень древнее, буквально, «веселое время года».

9) Игра «Доскажи словечко»

Установка на запоминание +работа с презентацией

Я приготовила вам картинки, которые помогут вам запомнить и рассказать это стихотворение.

10) Самостоятельное чтение произведения по опорным картинкам.

11) Дидактические игры «Весеннее солнышко» -

- «Снежинка»

«Всему свое время» - так говорят в народе так уж устроено в природе, что одно время сменяет другое.

Понравилось вам наше занятие?

С каким произведением мы познакомились?

Как зовут автора?

12) Домашнее задание

У меня к вам домашнее задание - нарисовать портреты зимы или весны.

- Давайте нарисуем их мимикой и жестами.

13) В конце занятия я хочу загадать загадку

- Есть у радости подруга,

В виде полукруга.

На лице она живет,

То куда -то вдруг уйдет,

То внезапно возвратиться.

Грусть тоска ее боится.

Что это? – Улыбка.

Подарим улыбку гостям и предложим им выбрать символ нашего занятия солнышко или тучку (– понравилось; - не понравилось)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект непосредственно образовательной деятельности по заучиванию стихотворения Ф.Тютчева "Зима недаром злится" с помощью картинок в подготовительной группе

Помочь детям почувствовать красоту природы в стихотворении, вызвать желание выучить его. Систематизировать и закрепить знания детей о весне. Совершенствовать технику рисования красками и восковыми мел...

Конспект занятия. Ознакомление с художественной литературой. Заучивание отрывка из поэмы А.С.Пушкина «(Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зеленый» Подготовительная группа ЗПР «Дюймовочка»

Познакомить детей с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» ( У лукоморья дуб зелёный ...) Формировать умение воспринимать и понимать текст, дать представление о старинных словах (Лукомо...

Проект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие».Заучивание стихотворения в Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» в подготовительной группе

Проект  образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Заучивание стихотворения в Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»  в подготовит...