Творчески проект «Сундучок со сказками домовёнка Кузи»
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.docx | 39.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Творчески проект
«Сундучок со сказками домовёнка Кузи»
Выполнила: Лимаренко Светлана Валерьевна, воспитатель
МДОУ д/с «Малыш»
Вид проекта: Групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный. (слайд 2)
Участки проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, педагог - психолог.
Охватываемые образовательные области: «Речевое развитие», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье». (слайд 3)
«Благодаря сказке ребёнок познаёт
мир не только умом, но и сердцем».
В.А Сухомлинский (слайд 4)
Актуальность темы: (слайд 5)
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Знакомство детей с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – полешек, песен, затем он слушает сказки. Глубочайшая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенность сказок.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Именно сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укоренённую в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. В. Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: « В детстве фантазия есть преобладающая способность, и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящемся миром действительности».
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник познает мир, вместе с тем познает и себя. А через самопознание ребенок приходит к определенному знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире. Кроме этого развивается речевая функция ребенка- одна из важнейших психических функций человека. В своём проекте я использую различные игровые методы исправления речевых нарушений с использованием сказки. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Сказка помогает ребенку справиться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся неразрешимыми в жизни ребёнка.
Эффективный результат достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов, а так же постановка театрализованных представлений на основе сюжета русских народных сказок с использованием классической музыки. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной речи.
Цель проекта: Всестороннее, последовательное развитие речи и нравственных качеств личности ребёнка через речевое восприятие сказок. (слайд 6)
Задачи проекта: (слайд 7)
Сказка в системе воспитания решает следующие задачи:
- донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
- воспитание любви ко всем людям и природе;
- расширение кругозора и представлений о мире;
- закладывание нравственных основ и начал;
- развитие связной речи.
Использование сказки в системе речевого развития:
- коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка;
- совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- развитие диалогической и монологической речи;
- эффективность игровой мотивации детской речи;
- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
- создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
- приобщение детей к пролому и настоящему русской культуры, фольклору.
Особенности построения проекта: (слайд 8)
Занятия выстроены на использовании:
- народных и авторских, русских и зарубежных сказок;
- малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок;
- былин;
- познавательных рассказов из круга детского чтения.
Для детей младшего дошкольного возраста отобраны простые и небольшие русские народные сказки, для детей старшего дошкольного возраста старше 5 лет — длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.
Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации, репродукции картин разных художников, которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.
Важную роль в программе играет ее музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на образное восприятие ребенка. Особенно важна роль классической музыки для совершенствования духовно-нравственной сферы ребенка, на психическое состояние и развитие детей. А в сочетании со сказкой это воздействие усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики. Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
Художественно-продуктивная деятельность, разыгрывание детьми ключевых сюжетных сцен реализует деятельностный принцип психического развития детей: желания и потребности ребенка выразить свои отношения и представления, создают реальные условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка. Обеспечивается неформальное усвоение духовно-нравственных представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (семьей и сверстниками).
Реализация деятельностного принципа является наиболее ценным качеством предлагаемой программы, отличающей ее других программ, использующих духовно-нравственный потенциал сказок для воспитания детей дошкольного возраста.
Используемые ресурсы: (слайд 9)
- Литературные произведения;
- Аудиосказки;
- Фотоаппарат;
- Музыкальный центр, диски.
- Интернет – ресурсы.
- Маски сказочных персонажей для театрализованных инсценировок;
- Театральные костюмы (в зоне ряженье).
Содержание деятельности и механизм реализации проекта: (слайд 10)
№ | Основные виды деятельности | Сроки | Исполнители |
1. | Занятия по развитию речи на основе сказок. Использование сказок. |
|
|
| Чтение сказок с родителями дома и с воспитателями в детском саду. | 2 раза в неделю | родители, воспитатели |
3. | Выставка книг «Сказки наши добрые друзья» | ежемесячно | воспитатели |
4. | Подбор афоризмов, пословиц для презентации сказки | родители | |
| Выставка рисунков «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» | дети, воспитатели | |
6. | Создание родителями и детьми своей страницы для книги «Сказки наши добрые друзья» | родители, дети | |
| Изготовление поделок для презентации сказки |
| |
8. | Инсценировка сказки | воспитатели и дети | |
9. | Фото съемки | воспитатели | |
10. | Анкетирование родителей | педагог-психолог | |
11. | Презентация сказки | Воспитатель, родители, дети |
Ожидаемые результаты: (слайд 11)
- Лексико-грамматическая сторона речи:
- Нравственно – этический словарь;
- Словарь антонимов;
- Словарь синонимов;
- Родственные слова.
- Развитие связной речи:
- Изложение последовательности событий сказок;
- Пересказ по сюжетным картинкам;
- Умение анализировать поступки героев.
- Эмоциональная окраска звучания сказки (техника чтения).
- Эмоциональное развитие детей:
- Умение сопереживать героям сказки;
- Умение передать эмоциональное состояние героя сказки;
- Развитие мимики, пантомимики, общей моторики.
- Проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
Реализация проекта будет способствовать: (слайд 12)
• формированию связного высказывания и расширению словарного запаса;
• привитию чувства любви к людям, окружающему миру;
• социально-эмоциональному развитию детей;
• включению родителей в педагогический процесс.
Дальнейшее развитие проекта: (слайд 13)
Проект «Сундучок со сказками домовёнка Кузи», направленный на развитие речи дошкольников и воспитание нравственно здоровой, социально адаптированной личности.
Структура занятий: (слайд 14)
Каждое занятие включает в себя ряд этапов:
1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.
2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.
3. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.
4. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.
Обычно занятие посвящено какой-то определенной сказке, но в течение года проводится несколько проверочных занятий для закрепления усвоенного детьми литературного и музыкального материала. В конце первого полугодия устраивается для детей и их родителей семейный новогодний праздник. В конце второго полугодия организуется экскурсия в библиотеку, где для детей организуется викторина посвящённая сказкам, былинам, народному фольклору. Рекомендации родителям по использованию сказочной силы сказок в семейном воспитании даются родителям по окончании каждого занятия, посвященного конкретным темам воспитания, определенных качеств у детей:
благодарности, трудолюбию и др.
Поэтому постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей идет от принятия детских работ в виде подарков, до подготовки общих детско-родительских праздников.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно - поучительного в чисто развлекательное. Такое изложение сказки навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Одновременно с этим, в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.
Проект состоит из следующих блоков: (слайд 15)
Первый блок — «Я» и герои сказок » — направлен на формирование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность, развитие навыков саморефлексии, самооценки, необходимых для саморегуляции. Воспитание у детей чувство уважения к людям и бережного отношения к окружающему миру, стремления к доброй жизни, учиться добродетелям у тех, кто ими обладает. (слайд 16)
Второй блок — «Трудолюбие» — направлен на формирование у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность. Способствует воспитанию у детей навыков трудолюбия, привычки к занятиям, непраздному проведению времени. . (слайд 17)
Третий блок — «Моя семья» — направлен на развитие чувств милосердия и сострадания, формирование иерархии отношений с родителями и старшими – уважения и послушания. Способствует развитию позитивного образа семьи, заботы родителей и благодарности детей, воспитанию уважительного и благодарного отношения к своим родителям, дружной, согласной жизни с братьями и сестрами. . (слайд 18)
Четвёртый блок — «Герои дней воинской славы» — направлен на формирование поло-ролевой идентификации, осознании назначения роли мальчика будущего мужчины - защитника Родины. Способствует воспитанию в детях любовь к Родине, родному краю мужества и смелости (в мальчиках — желание подражать богатырям). Учит детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях. . (слайд 19)
№ | тема | задачи | Совместная детско-родительская деятельность |
Какой «Я» и герои сказок» самооценка и саморегуляция | |||
1. | «За большим погонишься – и малое потеряешь» (по сказке «Жадная собака») «Всякое дело — мера красит» (по «Сказке о рыбаке и рыбке») |
| Вместе с родителями придумать и нарисовать заветное желание всей семьи. |
2. | «Придет беда — не купишь ума» «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» (по сказке «Гуси-лебеди) |
| Прочтение родителями сказок с подобным сюжетом (о внимании и заботе к ближнему, например, «Аленький цветочек»). |
3. | «Каков есть, такова и честь» «Живи для людей, поживут и люди для тебя» (по сказке «Стойкий оловянный солдатик») |
| С родителями или с прародителями вспомнить о тех людях, которые были верны, мужественны (участники воин, например, ВОВ) |
4. | «Непослушание» «У каждого плода свои семена» |
| С помощью родителей ответить на следующие вопросы: как можно исправить злые дела? Кто может помочь, если трудно самому удержаться от жадности? от грубости? от обиды? Как быть послушным? |
Второй блок: трудолюбие | |||
5. | «Доброму Бог помогает» «Худые дела не доведут до добра» по сказкам «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев» |
| Вместе с родителями найти пословицы о взаимопомощи, о труде, послушании. Сделать доброе дело, или сказать добрые слова, чтобы подарить своим близким радость. |
6. | «За добро плати добром» «Ты пожалей – тебя пожалеют» «Доброе дело вовек не забудется» по сказке «Муравей и голубка» |
| Составить рассказ о знакомом человеке, доброта которого тебя поразила. |
7. | «Кому работа не в тягость, тому доступна и радость» «Терпенье и труд все перетрут» по сказке «Как рубашка в поле выросла» |
| С помощью родителей нарисовать дерево своих добрых дел и обязанностей. |
Третий блок – «Моя семья» | |||
8. | «Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка» «Кукла-закрутка» и колыбельная |
| |
9. | « |
| |
Четвёртый блок – «Герои дней воинской славы» | |||
| |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект посиделок «Семья домовёнка Кузи».
Конспект о том, как домовёнок Кузя выбирает себе семью, где он будет жить. В итоге он остаётся в детском саду у детей....
«Сундучок со сказками домовёнка Кузи»
«Сундучок со сказками домовёнка Кузи»...
Осенний праздник в подготовительной группе « Сказка про Домовёнка Кузю и Бабу Ягу»
Действующие лица: Ведущая, Баба-Яга, Кузя, Избушка Зал красочно украшен под осенний лес. Дети входят в зал под музыку и читают стихи. Даша. Вновь осенняя пора...
Конспект НОД по развитию связной речи. Творческое рассказывание в подготовительной к школе логопедической группе. Тема: «Сказка для домовёнка Кузи».
Тема: «Сказка для домовёнка Кузи».Цель: создать условия для творческой речевой активности детей с помощью сказочного материала.Задачи:*учить придумывать сказку; последовательно, эмоциональ...
Проект по театрализованной деятельности "Сказки с домовёнком Кузей"
Знакомство детей раннего возраста со сказками, сказочными героями. Развитие эмоциональьной сферы, творческих способностей....
Творческий проект "Сундучок идей "
Проект представляет собой многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации проекта у дошкольников разв...
Отчет о проделанной работе по творческому проекту "Сундучок идей " в старшей группе детей с нарушением зрения
Распространение опыта работы по реализации проекта...