Творчески проект «Сундучок со сказками домовёнка Кузи»
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Лимаренко Светлана Валерьевна

 

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

Творчески проект

«Сундучок со сказками домовёнка Кузи»

Выполнила: Лимаренко Светлана Валерьевна, воспитатель

МДОУ д/с «Малыш»

Вид проекта: Групповой

Продолжительность проекта: долгосрочный. (слайд 2)

Участки проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, педагог - психолог.

Охватываемые образовательные области: «Речевое развитие», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье». (слайд 3)

                                                                                «Благодаря сказке ребёнок познаёт

мир не только умом, но и сердцем».

В.А Сухомлинский (слайд 4)

Актуальность темы:  (слайд 5)

 На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Знакомство детей с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – полешек, песен, затем он слушает сказки. Глубочайшая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенность сказок.

 Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Именно сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укоренённую в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. В. Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: « В детстве фантазия есть преобладающая способность, и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящемся миром действительности».  

  В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник познает мир, вместе с тем познает и себя. А через самопознание ребенок приходит к определенному знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире. Кроме этого развивается речевая функция ребенка- одна из важнейших психических функций человека. В своём проекте я использую различные игровые методы исправления речевых нарушений с использованием сказки. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Сказка помогает ребенку справиться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся неразрешимыми в жизни ребёнка.
Эффективный результат достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения,  разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов, а так же постановка театрализованных представлений на основе сюжета русских народных сказок с использованием классической музыки. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной речи.

Цель проекта: Всестороннее, последовательное развитие речи и нравственных качеств личности ребёнка через речевое восприятие сказок. (слайд 6)

Задачи проекта:  (слайд 7)

 Сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

  • донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
  • воспитание любви ко всем людям и природе;
  • расширение кругозора и представлений о мире;
  • закладывание нравственных основ и начал;
  • развитие связной речи.

Использование сказки в системе речевого развития:

  • коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии;
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка;
  • совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • эффективность игровой мотивации детской речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
  • приобщение детей к пролому и настоящему русской культуры, фольклору.

Особенности построения проекта: (слайд 8)

Занятия выстроены на использовании:

- народных и авторских, русских и зарубежных сказок;

- малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок;

- былин;

- познавательных рассказов из круга детского чтения.

Для детей младшего дошкольного возраста отобраны простые и небольшие русские народные сказки, для детей старшего дошкольного возраста старше 5 лет — длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.

Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации, репродукции картин разных художников, которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Важную роль в программе играет ее музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на образное восприятие ребенка. Особенно важна роль классической музыки для совершенствования духовно-нравственной сферы ребенка, на психическое состояние и развитие детей. А в сочетании со сказкой это воздействие усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики. Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

Художественно-продуктивная деятельность, разыгрывание детьми ключевых сюжетных сцен реализует деятельностный принцип психического развития детей: желания и потребности ребенка выразить свои отношения и представления, создают реальные условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка. Обеспечивается неформальное усвоение духовно-нравственных представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (семьей и сверстниками).

Реализация деятельностного принципа является наиболее ценным качеством предлагаемой программы, отличающей ее других программ, использующих духовно-нравственный потенциал сказок для воспитания детей дошкольного возраста.

Используемые ресурсы: (слайд 9)

  • Литературные произведения;
  • Аудиосказки;
  • Фотоаппарат;
  • Музыкальный центр, диски.
  • Интернет – ресурсы.
  • Маски сказочных персонажей для театрализованных инсценировок;
  • Театральные костюмы (в зоне ряженье).

Содержание деятельности и механизм реализации проекта: (слайд 10)

Основные виды деятельности

Сроки

Исполнители

1.

Занятия по развитию речи на основе сказок. Использование сказок.


1 раз в неделю


воспитатель


2.

Чтение сказок с родителями дома и с воспитателями в детском саду. 

2 раза в неделю

родители, воспитатели

3.

Выставка книг «Сказки наши добрые друзья»

ежемесячно

воспитатели

4.

Подбор афоризмов, пословиц для презентации сказки

родители


5.

Выставка рисунков «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»


дети, воспитатели

6.

Создание родителями и детьми своей страницы для книги «Сказки наши добрые друзья»


родители, дети


7.

Изготовление поделок для презентации сказки



дети, воспитатель

8.

Инсценировка сказки


воспитатели и дети

9.

Фото съемки


воспитатели

10.

Анкетирование родителей


педагог-психолог

11.

Презентация сказки


Воспитатель, родители, дети

Ожидаемые результаты: (слайд 11)

  1. Лексико-грамматическая сторона речи:
  • Нравственно – этический словарь;
  • Словарь антонимов;
  • Словарь синонимов;
  • Родственные слова.
  1. Развитие связной речи:
  • Изложение последовательности событий сказок;
  • Пересказ по сюжетным картинкам;
  • Умение анализировать поступки героев.
  1. Эмоциональная окраска звучания сказки (техника чтения).
  2. Эмоциональное развитие детей:
  • Умение сопереживать героям сказки;
  • Умение передать эмоциональное состояние героя сказки;
  • Развитие мимики, пантомимики, общей моторики.
  1. Проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

Реализация проекта будет способствовать: (слайд 12)

•        формированию связного высказывания и расширению словарного запаса;

•        привитию чувства любви к людям, окружающему миру;

•        социально-эмоциональному развитию детей;

•        включению родителей в педагогический процесс.

Дальнейшее развитие проекта: (слайд 13)

Проект «Сундучок со сказками домовёнка Кузи», направленный на развитие речи дошкольников и воспитание нравственно здоровой, социально адаптированной личности.

Структура занятий: (слайд 14)

Каждое занятие включает в себя ряд этапов:

1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.

3. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.

4. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.

Обычно занятие посвящено какой-то определенной сказке, но в течение года проводится несколько проверочных занятий для закрепления усвоенного детьми литературного и музыкального материала. В конце первого полугодия устраивается для детей и их родителей семейный новогодний праздник. В конце второго полугодия организуется экскурсия в библиотеку, где для детей организуется викторина посвящённая сказкам, былинам, народному фольклору. Рекомендации родителям по использованию сказочной силы сказок в семейном воспитании даются родителям по окончании каждого занятия, посвященного конкретным темам воспитания, определенных качеств у детей:

благодарности, трудолюбию и др.

Поэтому постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей идет от принятия детских работ в виде подарков, до подготовки общих детско-родительских праздников.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно - поучительного в чисто развлекательное. Такое изложение сказки навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Одновременно с этим, в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.

Проект состоит из следующих блоков: (слайд 15)

Первый блок — «Я» и герои сказок » — направлен на формирование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность, развитие навыков саморефлексии, самооценки, необходимых для саморегуляции. Воспитание у детей чувство уважения к людям и бережного отношения к окружающему миру, стремления к доброй жизни, учиться добродетелям у тех, кто ими обладает. (слайд 16)

Второй блок — «Трудолюбие» — направлен на формирование у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность. Способствует воспитанию у детей навыков трудолюбия, привычки к занятиям, непраздному проведению времени. . (слайд 17)

Третий блок — «Моя семья» — направлен на развитие чувств милосердия и сострадания, формирование иерархии отношений с родителями и старшими – уважения и послушания. Способствует развитию позитивного образа семьи, заботы родителей и благодарности детей, воспитанию уважительного и благодарного отношения к своим родителям, дружной, согласной жизни с братьями и сестрами. . (слайд 18)

Четвёртый блок — «Герои дней воинской славы» — направлен на формирование поло-ролевой идентификации, осознании назначения роли мальчика будущего мужчины -  защитника Родины. Способствует воспитанию в детях любовь к Родине, родному краю мужества и смелости (в мальчиках — желание подражать богатырям). Учит детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях. . (слайд 19)

тема

задачи

Совместная детско-родительская деятельность

Какой «Я» и герои сказок» самооценка и саморегуляция

1.

«За большим погонишься – и малое потеряешь»

(по сказке «Жадная собака»)

 «Всякое дело — мера красит» (по «Сказке о рыбаке и рыбке»)

  • На примере сказки дать такие понятия, как смирение — гордость, великодушие — недовольство, бескорыстие — жадность, послушание — своенравие, неблагодарность, грубость.
  • Дать понять, что нужно довольствоваться тем, что есть (не желать слишком многого).
  • Учить понимать смысл пословиц и поговорок: «Чего нет, того и хочется», «За большим погонишься – и малое потеряешь».

Вместе с родителями придумать и нарисовать заветное желание всей семьи.

2.

«Придет беда — не купишь ума»

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

(по сказке «Гуси-лебеди)

  • Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность.
  • Знакомить с музыкальными средствами передачи характера переживаний героев сказки.

Прочтение родителями сказок с подобным сюжетом (о внимании и заботе к ближнему, например, «Аленький цветочек»).

3.

«Каков есть, такова и честь»

«Живи для людей, поживут и люди для тебя»

(по сказке «Стойкий оловянный солдатик»)

  • Дать нравственно-этические представления о стойкости и мужестве, любви и верности.
  • Подвести детей к пониманию того, что в жизни нет мелочей и никем нельзя пренебрегать.
  • Формировать представление о воине как воплощении верности, стойкости и мужественности.
  • Воспитывать в детях такие нравственные качества, как верность, стойкость и терпение.

С родителями или с прародителями вспомнить о тех людях, которые были верны, мужественны (участники воин, например, ВОВ)

4.

«Непослушание»

«У каждого плода свои семена»

  • Воспитывать у детей чувство уважения к людям и бережного отношения к окружающему миру – великому творению Господаю
  • Воспитание стремления к доброй жизни, стремления учиться добродетелям у тех, кто ими обладает;
  • Воспитывать у детей навыки трудолюбия, привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени.

С помощью родителей ответить на следующие вопросы: как можно исправить злые дела? Кто может помочь, если трудно самому удержаться от жадности? от грубости? от обиды? Как быть послушным?

Второй блок: трудолюбие

5.

«Доброму Бог помогает» «Худые дела не доведут до добра»

по сказкам

«Мороз Иванович»,

«Двенадцать месяцев»

  • Помочь детям понять значимость таких добродетелей, как смирение и послушание.
  • Развивать понимание детей нравственных категорий и качества личности, такие как добро — зло, приветливость — грубость, жадность — бескорыстие, трудолюбие – лень.

Вместе с родителями найти пословицы о взаимопомощи, о труде, послушании.

Сделать доброе дело, или сказать добрые слова, чтобы подарить своим близким радость.

6.

«За добро плати добром»

«Ты пожалей – тебя пожалеют»

«Доброе дело вовек не забудется»

по сказке «Муравей и голубка»

  • Способствовать восприятию образа голубки как образца внимания и доброты к окружающим.
  • Способствовать развитию милосердного внимательного отношения к людям.
  • Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности.

Составить рассказ о знакомом человеке, доброта которого тебя поразила.

7.

«Кому работа не в тягость, тому доступна и радость»

«Терпенье и труд все перетрут»

по сказке «Как рубашка в поле выросла»

  • Формировать у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность.
  • Воспитывать у детей навыки трудолюбия, привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени.

С помощью родителей нарисовать дерево своих добрых дел и обязанностей.

Третий блок – «Моя семья»

8.

«Нет такого дружка, как родная матушка,

да родимый батюшка»

«Кукла-закрутка» и колыбельная

  • Знакомство с традицией колыбельных песен.
  • Введение детей и родителей в традицию семейного рукоделия, знакомство с приемами изготовления простой куклы из ткани.
  • Воспитание желания трудиться, выполнять дело вместе.

9.

«

  • формирование иерархии отношений с родителями и старшими – уважения и послушания.
  • Способствует развитию позитивного образа семьи, заботы родителей и благодарности детей,
  •  Воспитанию уважительного и благодарного отношения к своим родителям, дружной, согласной жизни с братьями и сестрами.

Четвёртый блок – «Герои дней воинской славы»

  • осознании назначения роли мальчика будущего мужчины как защитника Родины на основе былин.
  •  воспитание в детях любовь к Родине, родному краю мужества.
  • Учит детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сундучок со сказками домовёнка Кузи»

«Сундучок  со сказками домовёнка Кузи»...

Осенний праздник в подготовительной группе « Сказка про Домовёнка Кузю и Бабу Ягу»

Действующие лица: Ведущая, Баба-Яга, Кузя, Избушка Зал красочно украшен под осенний лес. Дети входят в зал под музыку и читают стихи.   Даша. Вновь осенняя пора...

Конспект НОД по развитию связной речи. Творческое рассказывание в подготовительной к школе логопедической группе. Тема: «Сказка для домовёнка Кузи».

Тема: «Сказка для домовёнка Кузи».Цель: создать условия для творческой речевой активности детей с помощью сказочного материала.Задачи:*учить придумывать сказку; последовательно, эмоциональ...

Проект по театрализованной деятельности "Сказки с домовёнком Кузей"

Знакомство детей раннего возраста со сказками, сказочными героями. Развитие эмоциональьной сферы, творческих способностей....

Творческий проект "Сундучок идей "

Проект представляет собой многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации проекта у дошкольников разв...

Проект "Сундучок с бабушкиными сказками"

Материал по теме "Культура и традиции Южного Урала"...