Наглядно-игровые пособия как средство эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Колесникова Елена Петровна

Игра – основной вид деятельности дошкольника.  В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Наглядно-игровые средства, которые я применяю в практической деятельности  представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29_apr.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядно-игровые пособия как средство эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Игра – основной вид деятельности дошкольника.  В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Объекты, явления и процессы окружающего мира имитируются в игре, заменяясь условной наглядной моделью.

Здесь надо отметить определенное противоречие; с одной стороны, важность коррекции речевого дефекта требует организации специальных занятий, направленных на преодоление той или иной речевой патологии; с другой – ведущая роль в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит игре.

Проведение на групповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных условиях игровой деятельности. Конечно, игра, проводимая на занятии, не является игрой в строгом смысле этого слова, так как отличие от классического определения игры преследует учебные цели. Это скорее учебно-игровая ситуация, по выражению А.М. Новикова, «симбиоз игровой и учебной деятельности».

У дошкольников не развито абстрактно-логическое мышление: оно носит наглядно-образный, а в отдельных случаях (при сочетанных дефектах, отставании в развитии, ЗПР) и наглядно-действенный характер.

Моя педагогическая практика показывает, что специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности.

Наглядно-игровые средства, которые я применяю в практической деятельности  представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями. Разница состоит в том, что в наглядно-игровых сре6дствах такие иллюстрации несут не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становиться эмоциональным, действенным, позволяющий ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Организуя игровую деятельность я стараюсь постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предполагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры, которые я применяю с удовольствием в своей практике. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.

  1. Пособие «Звуко-буквенный город»

Цель: познакомить детей с понятиями «гласный звук», «согласный звук» с различными способами образования гласных и согласных звуков.

Пособие представляет собой панно, состоящее из плоскостных силуэтных изображений замков: один – красного цвета «Царство гласных звуков», с открытой дверью, другой – большего размера, наполовину синий, наполовину зеленый, дверь и окна закрыты решеткой, над окном колокольчик «Царство согласных звуков». Жители этого города являются принцессы Гласса и Согласса и звуки гласные и согласные.

Варианты игровых заданий:

- назови и покажи гласные (согласные твердые звонкие или глухие, согласные мягкие звонкие) звуки;

- подари картинки принцессе Глассе со звуком …;

- назови и покажи буквы;

- исправь ошибки;

- «Четвертый лишний»;

- определи первый звук в слове;

- определи, где стоит звук в слове.

В логопедической работе для формирования звукового и слогового анализа, фонематического восприятия и звукопроизношения, развития сенсорных и пространственных представлений, совершенствования мелкой моторики и коммуникативной функции речи правомерно и необходимо применение упражнений с использованием предметов-заместителей.

  1. Игры с прищепками:

- «Угадай-ка»

Цель: формировать навыки слогового анализа и синтеза.

Оборудование: предметные картинки с различным слоговым составом (из одного, двух, трех и четырех слогов), наборная полоска.

Перед детьми на доске размещены три (четыре) предметные картинки. Один из детей – ведущий – загадывает картинку и крепит на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в задуманном слове. Тот, кто первым отгадает картинку, становится ведущим.

- «Различай и называй»

Цель: развивать фонематическое восприятие; автоматизировать произношение звука С (Р,…)

Оборудование: прищепки; картинки с изображением предметов в названии которых есть заданный звук, который находиться в различной позиции; схемы - звук в начале слова, в середине, в конце слова.

Перед ребенком разложены картинки с прищепками. Необходимо называть картинку, определить место заданного звука в слове и прикрепить картинку к нужной схеме.

  1. Адаптированный квадрат Воскобовича («Геоконт»)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук

Оборудование: квадратная дощечка с разноцветными кнопками, разноцветные резинки, схемы.

- «Сделай-ка»

Цель: развитие зрительно-пространственного гнозиса. Развитие мелкой моторики.

Ребенку с помощью резинок предлагается по схеме воспроизвести предмет (цифру, геометрическую фигуру)

- «Скажи где?»

Цель: закрепление понятий «лево», «право»

Ребенку предлагают по созданному изображению на доске показать (сказать) что находится слева (справа).

- «Звуковые дорожки»

Цель: закрепление произношения поставленного звука.

Ребенку предлагается провести пальчиком по резинке и произнести звук или слог.

  1. «Парные карточки»

Цель: закрепление правильного звукопроизношения.

Оборудование: парные карточки с изображением предметов в названии которых есть автоматизируемый звук.

- «Посмотри и назови»

Ребенку предлагается назвать картинки выделяя автоматизируемый звук.

- «Один – много»

Цель: развивать навык изменения имен существительных в числе.

Ребенку предлагается назвать по образцу картинки с изображением одного предмета, а затем с изображением нескольких.

- «Посчитай-ка»

Цель: развивать навык согласования существительных с числительными.

Ребенку предлагается посчитать предметы на картинках и назвать.

- «Запоминай-ка»

Цель: совершенствование кратковременной памяти.

Перед ребенком раскладываются картинки, предлагается их назвать и запомнить. Учитель-логопед просит ребенка закрыть глаза и переворачивает одну картинку, ребенок открывает глаза и отвечает на вопрос «Чего не стало?»

Мною представленны наглядно-игровые средства, применяемые на логопедических занятиях по разным направлениям работы (формирование временных понятий, произносительной и лексико-грамматической стороны речи, фонематического восприятия, обучение грамоте).

Многие пособия являются многофункциональными, что позволяет использовать один материал для решения нескольких задач. Используемые мною пособия позволяют поддерживать интерес детей к занятию, решают коррекционно-развивающие задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии

В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...

Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»

В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...

Компетентностный подход и индивидуализация образовательного процесса как основа эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР

Современное общество предъявляет новые требования к подрастающему поколению, в том числе и выпускникам дошкольного образования, не зависимо - есть ли речевые нарушения у ребенка или их нет. Возникла н...

Дидактическая игра как эффективное средство в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Всем известно, что речь человека является показателем уровня развития его мышления, интеллекта, общей культуры. Кроме этого речь выполняет не только коммуникативную функцию, но и служит средством позн...

Проект «Технология работы с авторским пособием «Игровое полотно» в коррекционной работе с детьми с ТНР»

Созданные игровые полотна содержат яркие иллюстрации, представляют собой карту путешествия различных загадочных мест. Их размер и вид зависит от того, где мы планируем их использовать: в музыкальном и...

Проект " Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми

Необходимость проведения логопедического проекта  определяется  реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании кор...