Наглядно-игровые пособия как средство эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Игра – основной вид деятельности дошкольника. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Наглядно-игровые средства, которые я применяю в практической деятельности представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
29_apr.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Наглядно-игровые пособия как средство эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Объекты, явления и процессы окружающего мира имитируются в игре, заменяясь условной наглядной моделью.
Здесь надо отметить определенное противоречие; с одной стороны, важность коррекции речевого дефекта требует организации специальных занятий, направленных на преодоление той или иной речевой патологии; с другой – ведущая роль в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит игре.
Проведение на групповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных условиях игровой деятельности. Конечно, игра, проводимая на занятии, не является игрой в строгом смысле этого слова, так как отличие от классического определения игры преследует учебные цели. Это скорее учебно-игровая ситуация, по выражению А.М. Новикова, «симбиоз игровой и учебной деятельности».
У дошкольников не развито абстрактно-логическое мышление: оно носит наглядно-образный, а в отдельных случаях (при сочетанных дефектах, отставании в развитии, ЗПР) и наглядно-действенный характер.
Моя педагогическая практика показывает, что специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности.
Наглядно-игровые средства, которые я применяю в практической деятельности представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями. Разница состоит в том, что в наглядно-игровых сре6дствах такие иллюстрации несут не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становиться эмоциональным, действенным, позволяющий ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
Организуя игровую деятельность я стараюсь постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предполагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры, которые я применяю с удовольствием в своей практике. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.
- Пособие «Звуко-буквенный город»
Цель: познакомить детей с понятиями «гласный звук», «согласный звук» с различными способами образования гласных и согласных звуков.
Пособие представляет собой панно, состоящее из плоскостных силуэтных изображений замков: один – красного цвета «Царство гласных звуков», с открытой дверью, другой – большего размера, наполовину синий, наполовину зеленый, дверь и окна закрыты решеткой, над окном колокольчик «Царство согласных звуков». Жители этого города являются принцессы Гласса и Согласса и звуки гласные и согласные.
Варианты игровых заданий:
- назови и покажи гласные (согласные твердые звонкие или глухие, согласные мягкие звонкие) звуки;
- подари картинки принцессе Глассе со звуком …;
- назови и покажи буквы;
- исправь ошибки;
- «Четвертый лишний»;
- определи первый звук в слове;
- определи, где стоит звук в слове.
В логопедической работе для формирования звукового и слогового анализа, фонематического восприятия и звукопроизношения, развития сенсорных и пространственных представлений, совершенствования мелкой моторики и коммуникативной функции речи правомерно и необходимо применение упражнений с использованием предметов-заместителей.
- Игры с прищепками:
- «Угадай-ка»
Цель: формировать навыки слогового анализа и синтеза.
Оборудование: предметные картинки с различным слоговым составом (из одного, двух, трех и четырех слогов), наборная полоска.
Перед детьми на доске размещены три (четыре) предметные картинки. Один из детей – ведущий – загадывает картинку и крепит на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в задуманном слове. Тот, кто первым отгадает картинку, становится ведущим.
- «Различай и называй»
Цель: развивать фонематическое восприятие; автоматизировать произношение звука С (Р,…)
Оборудование: прищепки; картинки с изображением предметов в названии которых есть заданный звук, который находиться в различной позиции; схемы - звук в начале слова, в середине, в конце слова.
Перед ребенком разложены картинки с прищепками. Необходимо называть картинку, определить место заданного звука в слове и прикрепить картинку к нужной схеме.
- Адаптированный квадрат Воскобовича («Геоконт»)
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук
Оборудование: квадратная дощечка с разноцветными кнопками, разноцветные резинки, схемы.
- «Сделай-ка»
Цель: развитие зрительно-пространственного гнозиса. Развитие мелкой моторики.
Ребенку с помощью резинок предлагается по схеме воспроизвести предмет (цифру, геометрическую фигуру)
- «Скажи где?»
Цель: закрепление понятий «лево», «право»
Ребенку предлагают по созданному изображению на доске показать (сказать) что находится слева (справа).
- «Звуковые дорожки»
Цель: закрепление произношения поставленного звука.
Ребенку предлагается провести пальчиком по резинке и произнести звук или слог.
- «Парные карточки»
Цель: закрепление правильного звукопроизношения.
Оборудование: парные карточки с изображением предметов в названии которых есть автоматизируемый звук.
- «Посмотри и назови»
Ребенку предлагается назвать картинки выделяя автоматизируемый звук.
- «Один – много»
Цель: развивать навык изменения имен существительных в числе.
Ребенку предлагается назвать по образцу картинки с изображением одного предмета, а затем с изображением нескольких.
- «Посчитай-ка»
Цель: развивать навык согласования существительных с числительными.
Ребенку предлагается посчитать предметы на картинках и назвать.
- «Запоминай-ка»
Цель: совершенствование кратковременной памяти.
Перед ребенком раскладываются картинки, предлагается их назвать и запомнить. Учитель-логопед просит ребенка закрыть глаза и переворачивает одну картинку, ребенок открывает глаза и отвечает на вопрос «Чего не стало?»
Мною представленны наглядно-игровые средства, применяемые на логопедических занятиях по разным направлениям работы (формирование временных понятий, произносительной и лексико-грамматической стороны речи, фонематического восприятия, обучение грамоте).
Многие пособия являются многофункциональными, что позволяет использовать один материал для решения нескольких задач. Используемые мною пособия позволяют поддерживать интерес детей к занятию, решают коррекционно-развивающие задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии
В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...
Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...
Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»
В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...
Компетентностный подход и индивидуализация образовательного процесса как основа эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР
Современное общество предъявляет новые требования к подрастающему поколению, в том числе и выпускникам дошкольного образования, не зависимо - есть ли речевые нарушения у ребенка или их нет. Возникла н...
Дидактическая игра как эффективное средство в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Всем известно, что речь человека является показателем уровня развития его мышления, интеллекта, общей культуры. Кроме этого речь выполняет не только коммуникативную функцию, но и служит средством позн...
Проект «Технология работы с авторским пособием «Игровое полотно» в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Созданные игровые полотна содержат яркие иллюстрации, представляют собой карту путешествия различных загадочных мест. Их размер и вид зависит от того, где мы планируем их использовать: в музыкальном и...
Проект " Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми
Необходимость проведения логопедического проекта определяется реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании кор...