Логопедический проект "Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями,как результат эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ"
проект по логопедии (старшая группа)
Актуальность проекта заключается в необходимости участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и подбор эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_rabote_s_roditelyami.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 16»
Логопедический проект
«Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми ОВЗ»
Учитель-логопед Борздова Анна Владимировна
Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон «Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
В ходе логопедической работы необходимо:
- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
- разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, вовлечение семьи в образовательный процесс (приобретая теоретические знания, через совместную деятельность родителей, детей и логопеда).
- подчеркнуть необходимость разумных требований к ребенку и закрепления достигнутого на занятиях.
Актуальность проекта определяются:
- ростом количества детей с речевыми нарушениями и оказание коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ
- необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и подбор эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Участники проекта: учитель-логопед, родители, дети занимающиеся на логопункте ДОУ.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей и создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условие повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей.
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
- установить партнерские отношения с родителями дошкольников;
- повысить компетентность родителей в области коррекционной помощи детям;
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию;
-разработать и внедрить наглядные пособия для коррекционного процесса.
Сроки реализации проекта: учебный год.
Ожидаемые результаты:родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей .
- Эффективность данных результатов
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать ДОУ;
- использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время;
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
- Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
- Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
- Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
- Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования.
Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап — основной (практический).
Задачи:
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
- Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
- вовлечение семьи в образовательный процесс, реализация теоретического и практического направления.
Средства и методы проекта:
- проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
- проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
- обновление информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);
- Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет и других источниках).
- подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в коррекционном обучении и воспитании ребенка.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
- Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
- Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
- Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов.
Перспективный план реализации проекта (в конце каждого месяца совместный практикум с родителями, детьми и логопедом).
Месяц Сентябрь | Тема мероприятия 1.Первая встреча-знакомство «Давайте познакомимся»- (вопросы, волнующие родителей по проблемам речевого развития детей, особенности развития ребёнка дошкольного возраста). 2.Анкетирование родителей 3.Мастер-класс «Традиционные приёмы проведения артикуляционной гимнастики» (для родителей). | Тема итоговой встречи в конце месяца Практическая совместная деятельность «Традиционные приёмы проведения артикуляционной гимнастики» |
Октябрь | 1.Семинар-практикум «Нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата». (Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики) 2.Игры – тренинги по теме: «Играем - фонематический слух развиваем». 3. Консультация «Формирование у детей лексико-грамматических категорий в речевых играх». Картотека игровых тренингов «Интересная грамматика». | 4. Практическая совместная деятельность. «Нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата». |
Ноябрь | 1.Семинар-практикум «Пальчиками играем - речь развиваем» Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики 2.Групповое консультирование семей с одинаковыми проблемами. 3. Рекомендации «Детские презентации, игры для логопедических занятий по развитию лексико-грамматического строя речи». Обзор веб - сайтов для родителей. | Практическая совместная деятельность. «Пальчиками играем - речь развиваем». |
Декабрь | 1. Консультация «Речевое дыхание -основа правильной речи» Тематическая консультация с практической частью. 2. Организация выставки: «Речевые игры для детей 4-5 лет». Обзор интересных новинок литературы и игр по речевому развитию дошкольников. | Практическая совместная деятельность. «Речевое дыхание -основа правильной речи» |
Январь | 1.«День открытых дверей» Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются. (Отзывы родителей). 2. Консультация-диалог по запросу родителей «Ваш вопрос –мой ответ». | Практическая совместная деятельность. Тренинг на тему: «Пошипим, пожужжим». (Система упражнений по автоматизации шипящих звуков.) |
Февраль Март | 1. Мультимедийная презентация «Приключения пчелки Жужи» 2. Мастер-класс «Научим робота Рому говорить». (приемы работы со звуками Р Р'). 3. Консультация с элементами мастер-класса: «Речевые игры по дороге домой» Консультация для родителей с элементами мастер-класса на тему «Использование здоровье сберегающих технологий в работе по развитию речи дошкольников» (зрительная и дыхательная гимнастика). | Речевые игры. Практическая совместная деятельность. Практическая совместная деятельность (зрительная и дыхательная гимнастика). |
Апрель | Мастер класс. Использование мнемотехники в коррекционной работе. Обучение составления рассказа по схеме-мнемотаблице, заучивание стихов, потешек, чистоговорок. ). | Практическая совместная деятельность работа с мнемотаблицами. |
Май | 1. «Домашнее задание логопеда на летний период» 2. Заключительный этап. Мониторинг | Праздник красивой и правильной речи «День рождения звуков» Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях. |
По моему опыту, долгожданным результатом такого планомерного сближения и сотрудничества с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, как правило, становятся доверительные отношения родителей и ребенка с учителем-логопедом, которые способствуют успешной коррекции речи ребенка и овладение им необходимыми коммуникативными навыками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)
Своим проектом нам хотелось бы вовлечь все эти категории педагогов в коррекционно-развивающую работу. И для того, чтобы работа была более успешной, мы решили скоординировать свои действия ...
Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)
Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи не ...
Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»
В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...
Проект " Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми
Необходимость проведения логопедического проекта определяется реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании кор...
"Сотрудничество учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми".
Презентация по теме самообразования. Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями...
Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Принципы педагогической работы с детьми, имеющими ОВЗ.Основные проблемы семей, имеющих детей дошкольного возраста с ОВЗ.Перспективное планирование работы с родителями....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для педагога - психолога детского сада.
консультация учителя - логопедаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....