Консультация для воспитателей «Расширение семантического пространства языка дошкольников»
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Слово- это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку. Существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. Поэтому усвоение ребенком нового слова идет через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а также вариантов грамматических изменений этого слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rasshirenie_semanticheskogo_prostranstva_yazyka.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «ЦИМОМОУ» Лямбирского
муниципального района РМ
Консультация для воспитателей
«Расширение семантического пространства
языка дошкольников»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ
«Лямбирский детский сад №3
комбинированного вида»
Исаева О.А.
С. Лямбирь
Слово- это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку. Существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. Поэтому усвоение ребенком нового слова идет через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а также вариантов грамматических изменений этого слова.
Работа над содержательной стороной слова является важной задачей речевого развития дошкольников. В теории дошкольной педагогики вопросы методики словарной работы представлены достаточно полно, однако, как показывают исследования, многие дошкольники испытывают затруднения в подборе адекватных лексических средств при построении связного высказывания, так как в процессе речевого воспитания не всегда учитываются особенности семантического развития каждого ребенка.
Ведь последовательность появления словообразовательных форм в детской речи, определяется их семантикой, функцией в структуре языка.
Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие, более сложные по семантике формы.
Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.
На моих занятиях дети учатся рассказывать последовательно о воспроизводимых действиях, составлять простые рассказы по следам выполненной серии упражнений. В процессе обучения различным видам рассказов, описаний, я провожу упражнения в сравнении предметов.
Практическое усвоение грамматических категорий сочетается с умением составлять распространенные предложения, сравнивать, составлять слова по их смысловому значению и грамматическим признакам (род, число, падеж).
Я считаю, что необходимо приучать детей повседневно использовать приобретенные речевые умения и навыки в самостоятельных связных высказываниях. Включаю специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи. Эти задачи решаются в условиях систематической работы с детьми.
По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь детей систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля. Семантические поля – это образования слов, связанных по смыслу, к примеру, поле наименований предметов одежды, поле названий ягод, поле глаголов движения и др.
Поэтому в своей работе я использую игры и упражнения со словами, которые позволяют расширить словарный запас детей, познакомить их с новыми словами, закрепить их в речи, помогают приобрести устойчивые навыки грамматически правильного использования в речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий и достичь хорошего результата по развитию у детей навыков владения словом.
Вот некоторые примеры:
Игровое упражнение «Назови другим словом». Цель. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов. Например: «Бросить мяч - кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно».
Игровое упражнение с мячом. «Скажи наоборот». Цель. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Например: «День – ночь», говорить – молчать, добрый - злой, громко- тихо и т.п.
Игры:
- «Один – много». «Пол - полы, машина – машины, заяц – зайцы».
- «Скажи кого не стало?» «Лисенок – (не стало кого?) лисенка.
- «Скажи ласково», «Машина – машинка, дом – домик».
- «Сосчитай до пяти слова». «Одна лопата – две лопаты…пять лопат».
- «Скажи какая? (какой?). «Бабочка (какая?) – красивая, легкая, разноцветная.
- «Большой – маленький». «Картошка маленькая, а тыква большая, капуста большая, а лук маленький».
- «Кто что делает?» «Пчела летает, жужжит, собирает нектар. Волк бегает, воет, рыщет»,
Все эти игры направлены на словоизменение, образование новых слов (синонимов, антонимов), изменение падежных окончаний, суффиксов, и как следствие связи слов в предложениях.
Таким образом, объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому взрослым необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни в семье и в ДОУ предоставляет благодатный материал для расширения словаря, а также формирования в языковом сознании дошкольника системы семантических единиц и отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. М.: Просвещения,1987.
2.Гербова, В.В.Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации.
3.Кольцова, М.М.Ребенок учится говорить. М.: Сов. Россия,1979
4.Кубрякова, Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М.: Наука 1981.
5.Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Максаков А.И. М.:Совершенство,19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Расширение семантического пространства языка дошкольников"
Консультация для воспитателей логопедических групп о расширении семантического пространства языка дошкольников, позволяющее объемно и качественно расширять словарь детей....
Формирование устной речи через развитие семантического поля у дошкольников
Актуальным является проблема, касающаяся формирования устной речи дошкольников.Как отмечает А. М. Богуш, исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые катег...
Статья "Формирование семантических полей у дошкольников старшего возраста с ментальными нарушениями"
В данной статье рассматривается проблема формирования семантических полей у дошкольников старшего возраста с ментальными нарушениями....
«Особенности усвоения лексико- семантических закономерностей языка детьми с ТНР»
консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тнр...
Приказ Совершенствование работы по развитию лексико-семантических компонентов языка дошкольников в разных видах деятельности.
Приказ Совершенствование работы по развитию лексико-семантических компонентов языка дошкольников в разных видах деятельности....