«Особенности усвоения лексико- семантических закономерностей языка детьми с ТНР»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тнр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksiko_-semantika.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50 города Ставрополя
Консультация для воспитателей
«Особенности усвоения лексико- семантических закономерностей языка детьми с ТНР»
учитель – логопед
О.Н. Малышко
2024 г
Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее приобретенному представлению. У детей с проблемами в речи слова, которые они услышали, чаще всего остаются пустыми звуками без реального содержания. Словарный запас таких детишек страдает целым рядом недочетов. К основным из них можно отнести незнание или неточное усвоение значений отдельных слов, смешение этих значений, а отсюда, и неправильное употребление слов, неумение пользоваться доступными формами словоизменения и словообразования. Логопедические занятия призваны уточнять и расширять словарный запас детей, ибо это играет важную роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребёнка, тем лучше развита его речь, тем точнее он мыслит.
Заботясь о расширении запаса слов детей надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова- представления, а не слова- звука, то есть наглядным образом знакомить ребёнка с предметом, его свойствами, после чего у ребенка образуется представление, а представление отражается в слове. Усвоить новое слово – значит свободно и правильно пользоваться им в речи.
Для работы над словом необходима система лексических упражнений, которые одновременно являются и грамматическими, поскольку слово выступает в словосочетании или предложении в виде грамматической формы, и фонетическими. В результате этих упражнений дети приобретают умение отбирать нужное слово, употреблять его правильно по смыслу. К таким упражнениям можно отнести упражнения на:
- Закрепление названий предметов
- Выделение признаков предмета
- Классификацию предметов и их обобщение
- Составление двух предметов по сходству и различию.
При обследовании детей с речевыми нарушениями можно заметить, что в активном
употреблении у детей отсутствуют даже жизненно необходимые слова (в частности, бытовая лексика, относящаяся к одежде и одеванию, частям тела, умывальным и постельным принадлежностям и др.) С активизации словаря по этим темам и начинаем работу в старшей логогруппе. Обычно, накоплением словаря в группе занимается воспитатель. Вот примеры занятий по уточнению и закреплению знаний детей о частях тела:
- Педагог: - «У меня есть сосед Дима. Он не ходит в детский сад, поэтому многого незнает. Вчера он нарисовал малыша и просил показать вам рисунок, чтобы вы смогли его исправить. Поможем Диме сделать рисунок правильным? (рисунок большого формата прикреплен к доске, а рисунке мелкого формата раздают детям).
- Кто скажет, чего не хватает малышу? Что ему нужно дорисовать?
По мере ответов детей педагог дорисовывает недостающие части тела: брови, нос, шею, пальцы и активизирует речь детей с помощью вопросов:
- Что я рисую?
- Чего не хватает у малыша?
- Как называется верхняя часть носа? Найдите у себя верхнюю часть носа, там, где большое углубление. Нашли? – Эта часть носа называется «переносица» (фиксирует внимание на произношении).
- Еще не все есть на рисунке. Послушайте загадку о том, что забыли дорисовать: «Вокруг озера камыши растут» Что это? Отгадка есть на моем лице и на ваших тоже. Правильно, «ресницы». Сейчас я подрисую пушистые, густые ресницы. Какие ресницы я рисую?
- А на чем растут ресницы? Чем прикрываются глаза во время сна? (дети затрудняются, поэтому говорим: - Это «веки»). Мы закрываем глаза веками. У нас есть верхние и нижние веки. Посмотрите на свои веки в зеркало, сколько век у тебя, Катя? Какие?
- Мы помогли Диме дорисовать малыша и сами узнали много нового.
- Педагог: - К нам в гости пришел Буратино. Он хочет у вас спросить, как называются другие части тела человека. Буратино показывает затылок, спрашивает, что это? Вместе с детьми уточняем, что затылок- задняя часть головы. – Дети, нащупайте у себя затылок. Назовем все вместе эту часть головы. Напомним еще раз Буратино, как называется эта часть головы.
- Буратино понравилось с вами заниматься, и он хочет загадать вам загадку:
«Один говорит, двое глядят, двое слушают» (рот, глаза, уши). Еще загадка, потруднее: «Всегда во рту, а не проглотишь!» (язык)
- Молодцы! Дома расскажите, о каких частях тела вы сегодня узнали, загадайте загадки, которые вам загадывал Буратино.
В подготовительной группе по этой теме можно дать задания иного плана. Читаем стихотворение И.Токмаковой «В чудной стране»:
В чужой стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В чужой стране,
В чудной стране…
Ты почему не веришь мне?
Выясняем, что означают слова «Язычок», «Глазок», «Горлышко», «Ножка», употребленные в этом стихотворении. Затем спрашиваем, какие еще значения имеют эти слова. Таким образом, подводим детей к пониманию многозначных слов.
Для смыслового уточнения и закрепления словаря по теме «постельные принадлежности», можно привлечь помощника воспитателя.
Помощник воспитателя: - Смотрите, ребята, какое я чистое белье принесла. Здесь и простыни, и наволочки, и пододеяльники. Сначала расстелем на матрац простыню'. Посмотрите, как я аккуратно расстилаю, ровно. А сейчас надо подогнуть концы простыни' под матрац, чтобы они не свисали. А какая простыня? Что можно сказать про нее? (большая, белая, чистая, широкая…). Дети наблюдают другие действия: надевание наволочки на подушку, пододеяльника на одеяло и т.д. При этом все обговаривается и сравнивается.
Для уточнения смысла слова и активизации словаря применяем игру «Придумай слово». Правила такие: слово, названное товарищем не повторять, кто назовет больше слов, тот выигрывает. Кто назовет слово получает фишку. Победитель тот, у кого больше фишек. Например, педагог спрашивает, что можно «Сшить? Мерить? Застегнуть? Завязать?»
Дети не только называют слова, но и уточняют, запоминают смысл слов. С этой целью употребляем и другие игры: «Кто лучше назовет», «Кто назвал правильнее», «Кто больше увидит и назовет». Для обогащения словаря и уточнения смысла слов полезны упражнения по подбору слов, обозначающих действия: «Кто, что делает», «Кто назовет больше действий». Особенно применимы эти игры при изучении темы «Профессии»: - Я назову профессию, а вы вспомните, что делает человек этой профессии. Или: - Я назову действия, а вы угадайте профессию человека, который их выполняет.
Особую важность имеют упражнения на выделение основных признаков предметов. Появление у детей слова, обозначающего основной признак предмета (цвет, величину, узор, вкусовое ощущение и др.), имеет решающее значение для выделения и различения предмета. Единичный признак, обозначенный словом, приобретает постепенно значение обобщенного признака. Ребенок начинает видеть аналогичный признак (цвет, величину…) в любых обстоятельствах. Поэтому ответы детей на вопросы: «Какая? Какой? Какое?» являются постоянными спутниками всех занятий по развитию речи: - «Какой это предмет по цвету и материалу? Какой формы карманы на брюках? Какой мороз на улице? Какое пальто носят весной? Какая клубника на вкус?
Усвоение слов- признаков, их смысла, детям с ТНР предлагаем детям только через наглядность, конкретность воспринимаемого объекта: - Потрогай, пощупай, попробуй на вкус, отломи, разорви и т.д.
Длительное время мы занимаемся формированием у детей умения классифицировать предметы и обобщать их в родовые группы. Наша задача- сделать понятным для детей смысловое содержание обобщающего понятия, постепенно расширять его содержание, на основе накопленных конкретных представлений о предметах и явлениях, которые они объединяют, добиться активного употребления слов, обозначающих эти понятия. Используем следующие упражнения:
- К названиям однородных предметов дети подбирают слова, обозначающие родовые понятия (как назвать одним словом платье, пальто, свитер?)
- Делят понятия (покажи одежду, обувь, головные уборы…)
- Устраняют один предмет из названных, не подходящих к одной группе (4-ый лишний)
- Конкретизируют обобщающие понятия (одежда – это что?)
- Упражняются в обобщении через противопоставление (ботинки-обувь, а платье-…)
- Группируют предметы одного рода, но отличающиеся друг от друга (зимняя, летняя, демисезонная одежда; воздушный, водный, наземный транспорт)
Большое место в занятиях отводим операциям сравнения. Еще К.Д. Ушинский
придавал исключительно большое значение развитию у детей способности сравнивать, так как считал, что это основная способность сознания. Сличать, различать, сравнивать – это, по Ушинскому, и значит сознавать. Ценность упражнений на сравнение в том, что они развивают умение наблюдать, обогащают познавательный опыт детей, поскольку уточняют их представления и понятия, наполняют словарь детей точным реальным содержанием. Вот часть занятия, где применен прием сравнения:
- В этой коробке предметы одежды. Рассмотрим их (выкладываем шапки: меховая, шерстяная, пуховая, панамка). Что это? Для чего нужны головные уборы? Все ли они одинаковы? Что можно сказать о зимних головных уборах? Какие они по цвету, материалу? Когда их носят? Чем они похожи? Чем отличаются пуховая и кожаная зимние шапки? Чем отличаются зимние шапки от панамки? Чем отличаются и чем похожи эти две вязанные шапочки? (цвет, узор, отделка). А что это? (шарфы). Чем они отличаются друг от друга? (клетчатый, полосатый). Чем похожи? Для чего нужны шарфы? Какие они по материалу? (шелковый, трикотажный). Для какого времени года подойдут? Затем сравниваем два пальто по сезону, материалу, фасону, назначению.
Задача сравнения встает перед детьми и в упражнениях по раскрытию многозначности слов, подбору синонимов, антонимов, употребление которых делает речь более выразительной и помогает в определении смысла слова. Однако, такие упражнения для детей с ТНР представляют известную трудность, ибо дети здесь имеют дело не с конкретными предметами, а с отвлеченными понятиями. Тем не менее, необходимо почаще использовать такие упражнения для активизации словаря, раскрытия смысла слов на занятиях, особенно в подготовительной группе. Так, при изучении темы «Домашние животные» читаем стихотворение А. Шибаева:
- Не жалейте пятачка – говорит корова.
- Вы купите молочка – вкусного, парного!
Поросята тут, как тут:
- Нам по целой кружке!
В кружку пятачки суют
Маленькие хрюшки…
Вопросы: - По какой цене продавала корова молоко? Чем похожи пятачок монета и пятачок поросенка? Значит, что может означать слово «пятачок»?
А при изучении темы «Продукты питания» читаем рассказ Э. Киселёвой «Молоко убежало»:
Услышала Нина, как мама говорит старшей сестре: "Последи, пожалуйста, за молоком, как бы оно не убежало", - и стала думать, как молоко убежать может. Суп в кастрюле варится и не убегает, чай в чайнике кипятится и не убегает, только булькает, когда вскипит. "Нет, и молоко не может убежать", - решила она. И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина на кухню. Кастрюлька с горячим молоком на краю плиты стояла. Девочка взяла и сдвинула её на огонь. (Такие вещи ей строго запрещено было делать, да Нина непослушной была.) Постояла она, посмотрела: ноги у молока не вырастают, значит не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть. А молоко тем временем стало потихоньку подниматься, добралось до края кастрюли, выглянуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и… побежало, полилось через край. Бежит, шипит на горячей плите. Бросилась Нина к плите, а в кастрюле пусто, на полу лужа молочная. Вот как оно убегает, без всяких ног. Пришлось из-за Нины всем есть кашу без молока.
Спрашиваем, что означает выражение «молоко убежало»? Затем даем несколько словосочетаний: «бежит стрелка часов», «бежит ручей», «бежит поезд» и предлагаю заменить слово бежит другим словом, сказать по-другому.
На занятиях о временах года обговариваем словосочетание «золотая осень» и предлагаем объяснить значение словосочетаний: «золотые руки», «золотое сердце» (доброе, отзывчивое), «золотая голова» (умная), «золотой работник» (хороший, нужный).
В другой раз спрашиваем, почему говорят, что весной сосульки плачут? О ком и о чем еще можно сказать, что они плачут?
Используя игры «Скажи по –другому», «Дополни предложения», учим детей подбирать слова, близкие по значению, использовать их в речи.
- При изучении разных тем. Например, просим детей вспомнить слова, похожие на слово «красивый» (хороший, прекрасный, чудесный, прелестный, милый); аккуратный (чистый, опрятный), неуклюжий (неловкий, неповоротливый, нескладный), дорога (мостовая, шоссе, автострада), солдат (боец), врач (доктор, лекарь), смелый (бесстрашный, мужественный, отважный, храбрый)
- Работая над темой «Дом и его части», составляем фразы со словами: крохотный, маленький, небольшой; большой, огромный, громадный.
- Работаем по вопросам:
- Каких зверей называют так: косой, косолапый, серый (заяц, медведь, волк).
- Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилет6ника (орел, петух, лиса, медведь, заяц.
4. Целое занятие уделяем смысловому различию глаголов «надеть- одеть»,
в употреблении которых дети делают ошибки:
- Антонимы- дети очень любят игровое упражнение «скажи наоборот»: чистый- грязный, длинный – короткий, сильный-слабый, сухо- мокро, открыть-закрыть
- «Дополни предложение» словом «наоборот»:
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь…(низко)
Скажу я слово далеко
А ты ответишь…( близко)
Скажу тебе я слово «трус»
Ответишь ты…(храбрец)
Теперь начало я скажу,
ну, отвечай: …(конец)
- Используя стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», предлагаем назвать слова наоборот из заглавия. Спрашиваем, что в человеке хорошо и что плохо: трудолюбие или лень? Трусость или смелость? Вежливость или грубость? Скупость или щедрость?
- Игра «Подбери нужное слово» Называем пары словосочетаний, надо к каждому выбрать подходящее по смыслу слово «наоборот».
Например:
Свежий хлеб- черствый хлеб
Свежая газета- старая газета
Сладкое яблоко- кислое яблоко
Сладкое лекарство- горькое лекарство
Свободный стул- занятый стул
Свободная обувь- тесная обувь
Лёгкая работа- трудная работа
Легкое пальто- теплое пальто и т.д.
Конечная цель всех лексико-семантических упражнений – умение отобрать точно по смыслу слово и употребить его в свободной (самостоятельной) речи. С этой целью используем приемы:
- Составление загадок самими детьми. Например, просим отгадать, что это? Зеленая, кудрявая, белоствольная? Береза.
Или: На небе сверкает, землю согревает, все освещает. Солнце.
Предлагаем детям участвовать в составлении таких загадок, при этом следим, чтобы не произошло формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями. Дети хорошо справляются с такими заданиями. Особенно удачны загадки об овощах и фруктах, о животных.
- В игре «Угадай кто это или что это» дети угадывают предмет или объект по описанию, что является образцом самостоятельного рассказа
- Составление рассказа, по опорным словам, «снежинки», «санки», «дети», «легкий», «падают», «кружатся»
- Составление рассказов по серии картин и по картине
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Усвоение языка детьми. Доречевой этап.
Описание доречевого этапа усвоения речи детьми. Симптомы задержки речевого развития....
Сообщение «Особенности усвоения эмоционально- экспрессивной лексики у старших дошкольников с недостатками в развитии речи через знакомство с событиями и явлениями в родном городе и стране»
План мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с событиями и явлениями в родном городе и стране ...
Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи
В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....
Особенности усвоения языковых средств русского языка детьми-билингвами
Внимание лингвистов к проблематике двуязычия и многоязычия в разных проявлениях наблюдается как в отечественной, так и зарубежной литературе. Двуязычие становится одним из наиболее популярных и широко...
Особенности лексико-семантической стороны лексики у детей с умственной отсталостью умеренной степени.
У детей с умственной отсталостью особенности психических функций, познавательной деятельности, обусловленные бедностью представлений об окружающем мире, ограниченностью знаний о пространственных, врем...
Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка...
Приказ Совершенствование работы по развитию лексико-семантических компонентов языка дошкольников в разных видах деятельности.
Приказ Совершенствование работы по развитию лексико-семантических компонентов языка дошкольников в разных видах деятельности....