Консультация для воспитателей «Формирование нравственного поведения у дошкольников в образовательной деятельности при обучении татарскому языку в ДОУ с русским языком обучения»
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №37»
Нижнекамского муниципального района РТ
Консультация для воспитателей
Тема: «Формирование нравственного поведения у дошкольников в образовательной деятельности при обучении татарскому языку в ДОУ с русским языком обучения».
Воспитатель по обучению
татарскому и русскому языкам
МБДОУ №13
Миндубаева Гузель Сиреньевна
г.Нижнекамск,РТ
Формирование нравственного поведения у дошкольников в образовательной деятельности при обучении татарскому языку в ДОУ с русским языком обучения
В формировании нового человека
исключительно велико значение
нравственного воспитания…
Вся воспитательная работа
должна строиться на основе
единства знаний, убеждений
и действия, слова и дела.
Перед дошкольной педагогической наукой стоят задачи создания эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у воспитанников гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду и т.д.
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У детей средней группы формируются чувства – коллективизма и солидарности, сочувствия и злобы, чувство стыда, вины и т.д. У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, например, справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложное чувство патриотизма, гражданственности, интернационализма.
В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. В своей работе с детьми, учитывая их возрастные особенности и руководствуясь Госстандартом по образованию и воспитанию, я знакомлю детей с историей родного края. В конспектах образовательной деятельности ставятся такие задачи:
•воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;
•вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края;
•воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края;
•познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа;
•дать понятие об Исламе;
•познакомить с историческими памятниками и достопримечательностями столицы – г. Нижнекамска и т. д.
В работе по воспитанию у детей дошкольного возраста любви и уважения к национальным традициям татарского народа я использую татарский фольклор и детскую национальную литературу. Дошкольники младшего и среднего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, народные игры с речетативом. В этих группах не ставлю целью запоминание национальной принадлежности фольклорного материала.
В старших группах рассказываю о том, что наша страна многонациональная. Подвожу детей к пониманию того, что каждый народ имеет свой фольклор. На занятиях часто использую татарские пословицы и поговорки о труде, о честности, дружбе, доброте. Например, «Дружба и братство – дороже богатства», «Дружба в делах помощница» и т.д. Умело подобранные и примененные в соответствующей обстановке, ситуации – пословицы и поговорки оказывают влияние на воспитание у детей любви и уважения к национальным традициям татарского народа: формирует у них чувство товарищества, честность, доброту и трудолюбие, а образность и яркость народного языка способствуют развитию речи детей.
Дети любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои: глубокую почтительность и отзывчивость, сострадание к ближнему. Знакомлю детей с бытовыми сказками и сказками о животных: «Саран и юмарт», «Хвосты», «Три дочери» и т.д.; с замечательными сказками основоположника татарской детской литературы Г.Тукая «Шурале», «Водяная», «Сказка о козе и баране». Мораль этих народных произведений – торжество находчивости, смелости, отваги – доступна пониманию детей. Художественная литература дает богатый материал для нравственного воспитания , заставляет ярче и глубже переживать нравственные поступки, чувства героев.
История республики, её государственные символы очень интересны детям. Они узнают о Государственном Флаге, Государственном Гербе и Государственном гимне. Ознакомление с государственными символами родной республики – это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. На этих занятиях у дошкольника формируются понятия – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – пробуждается чувство патриотизма. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своей Родины, к его государственной символике. Во всех её элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
В образовательной деятельности при обучении татарскому языку дошкольники получают не только новые знания о родной земле, о национальностях, проживающих на территории республики, а тем самым создаются условия для формирования нравственных чувств.
Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе воспитателей и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Очень важна организация содержательной жизни дошкольников дома и в детском саду, наполненная разнообразной деятельностью. Эффективность нравственного воспитания повышается, когда родители знают «Программу воспитания в ДОУ», внимательно прислушиваются к советам воспитателей, действуют сообща.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»
Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»Проблема нравственного развития дошкольников стояла пе...
Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»
Консультация для воспитателей«Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»...
Консультация для воспитателей "Формирование познавательной компетентности у дошкольников в трудовой деятельности"
В последнее время много говорится о компетентностном подходе в образовании. Речь идет о новой единице измерения образованности человека, т. к. знания, умения и навыки уже полностью не позволяют измери...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...
Консультация для воспитателей: Формирование звуковой культуры речи в процессе образовательной деятельности.
Консультация для воспитателей: Формирование звуковой культуры речи в процессе образовательной деятельности....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Формирование нравственного здоровья дошкольников средствами театрального искусства»
Известно, что истоки формирования нравственного здоровья лежат в дошкольном детстве, когда у ребенка начинает формироваться «нравственная шкала отношений», с помощью которой он может &laqu...
Консультация для воспитателей «Формирование семейных ценностей у дошкольников в совместной деятельности семьи и детского сада»
Консультация для воспитателей «Формирование семейных ценностей у дошкольников в совместной деятельности семьи и детского сада»...