Формирование устной речи через развитие семантического поля у дошкольников
статья по развитию речи

Алексеева Фанзиля Шамиловна

Актуальным является проблема, касающаяся формирования устной речи дошкольников.

Как отмечает А. М. Богуш, исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые категории, ведущее место среди которых занимает анализ семантических конструкций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alekseeva_f.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Фанзил Шамиловна,

воспитатель,

МАДОУ № 61,

г. Нижнекамск

Формирование устной речи через развитие семантического поля у дошкольников

Актуальным является проблема, касающаяся формирования устной речи дошкольников.

Как отмечает А. М. Богуш, исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые категории, ведущее место среди которых занимает анализ семантических конструкций.

Отечественные и зарубежные лингвисты отводят семантическому компоненту главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу устной речи (Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, С.Д. Канцельсон).

Психолингвистические исследования свидетельствуют о том, что центральной категорией развития синтаксиса детской устной речи является соотнесение содержания высказывания с действительностью (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Л.В. Сахарный, А.М. Шахнарович).

Проблеме формирования устной речи уделяли внимание такие великие педагоги, как А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя, А. Р. Лурия, Т. В. Ахутина, которые разрабатывали различные модели порождения речи. Также вопрос развития устной речи у детей дошкольного возраста интересовал таких педагогов, как Н. И. Жинкин, А. М. Шахнарович, Ю. Д. Апресян, В. В. Виноградов, Г. А. Золотова, С. Д. Канцельсон.

Анализ речи детей дошкольного возраста свидетельствует о наличии трудностей в использовании семантических единиц, что выражается в стереотипных ответах, неадекватных семантических заменах, стойком аграмматизме.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ №61 города Нижнекамск. В эксперименте принимали участие 10 детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет, из них 4 мальчика и 6 девочек.

В целях реализации поставленной задачи была использована методика О. С. Ушаковой, направленная на изучение устной речи у дошкольников.

После того, как мы провели диагностику развития устной речи у детей среднего дошкольного возраста, нами были получены результаты, которые представлены в таблице 1:

Таблица 1

Результаты диагностики устной речи на констатирующем этапе исследования

Уровень развития устной речи

Количество детей

%

Высокий

0

0%

Средний

6

60%

Ниже среднего

4

40%

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в исследуемой группе детей с высоким уровнем устной речи нет, 6 детей – 60% со средним уровнем, 4 детей – 40% с уровнем ниже среднего.

Из таблицы 1 следует, что у 60% детей исследуемой группы развитие устной речи на среднем уровне. При выполнении заданий эти дети называли отдельные признаки и действия предметов, вместо того, чтобы назвать его определение, при сравнении предметов называют отдельные признаки, плохо подбирают противоположные слова, допускают ошибки при согласовывании слов в числе и падеже. Многие дети не произносят шипящие звуки, нечетко произносят фразы, недостаточно регулируют силу голоса. При описании игрушки рассказывают о ней с помощью вопросов взрослого.

У 40% детей устная речь на уровне ниже среднего. Они с трудом вспоминают предметы обобщающих слов, при сравнении предметов не называют признаки отличия не умеют согласовывать слова в числе и падеже, подбирать уменьшительно-ласкательные формы слов. Дети не произносят сонорные и шипящие звуки, причем не осознают этого. При составлении описательного рассказа предложения не взаимосвязаны, пересказ текста не удается.

Таким образом, в данной выборке детей доминирует средний уровень развития устной речи, что соответствует возрастной норме. Это говорит о том, что с детьми ведется работа по развитию речи детей, используя в своей работе различные игры и упражнения по данному направлению развития, в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста. Но, хотелось бы отметить, что уровень устной речи детей можно поднять, используя программу по развитию семантического компонента речи «Тропинки».

Нами было принято решение апробировать данную программу с детьми исследуемой группы, чтобы убедиться, что она способствует развитию устной речи у детей среднего дошкольного возраста.

После того, как мы с помощью программы развития речи дошкольников «Тропинки» провели формирующий эксперимент, мы вторично продиагностировали детей с помощью методики О. С. Ушаковой, которая направлена на изучение устной речи у дошкольников. После этого нами были получены результаты , которые мы представили в таблице 2:

Таблица 2

Результаты диагностики устной речи на контрольном этапе исследования

Уровень развития устной речи

Количество детей

%

Высокий

3

3%

Средний

7

70%

Ниже среднего

0

0%

Анализируя полученные результаты, мы сделали вывод о том, что в данной группе после формирующего эксперимента 3 детей – 30% имеют высокий уровень развития устной речи, тогда как до формирующего эксперимента таких детей не было.

Со средним уровнем развития устной речи до формирующего эксперимента в группе было 6 детей – 60%, после формирующего эксперимента их стало 7 – 70%.

С уровнем ниже среднего в исследуемой группе детей нет, тогда как до формирующего эксперимента их было 4 – 40%.

Из всего этого мы можем сделать вывод о том, что проведенная нами работа с помощью программы развития речи дошкольников «Тропинки» для детей среднего дошкольного возраста дала положительные результаты. Значит, что гипотеза, поставленная нами в начале исследования о том, что у детей среднего дошкольного возраста становление и развитие семантического компонента речи значительно затруднено вследствие несформированности процессов выбора слов и грамматического структурирования речевого высказывания нашла свое подтверждение.

Список литературы:

1. Богуш, А. М. Речевая подготовка детей к школе . – Киев : Рад. школа, 2010. – 176 с.

2. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык, речь – М. : Педагогика, 2011. – 246 с.

3. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок – М. : Педагогика, 2012. – 160 с.

4. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей – Ярославль : Академия развития, 2009. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД развитие семантического поля слова чай "Чайная"

Семантическое поле слова «ЧАЙ».Цель: формирование и расширение семантического поля слова «чай», развитие валентности слов.Задачи: - автоматизация звука [ч] в слогах, словах, речи;- уточнять знан...

НОД развитие семантического поля "цветок"

ТЕМА: «Звук Ц, буква Ц» ЦЕЛИ: 1. Образовательная: Знакомство со звуком Ц, буквой Ц. 2. Коррекционная: Развитие семантического поля слова «ЦВЕТОК». 3. Воспитательная...

Мастер-класс для родителей "Автоматизация звуков через расширение семантических полей слов".

Система работы по автоматизации звукопроизношения через расширение семантических полей слов, развития валентностей и функции словоизменения является апробированной и эффективной формой речевой работы ...

Буклет для родителей по автоматизации звуков через расширение семантического поля.

Слово усваивается ребёнком быстрее и прочнее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи....

«Нестандартные методы формирования грамотной речи через развитие творческих способностей дошкольников».

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. При формировании грамматического строя речи ребенок д...

Статья "Формирование семантических полей у дошкольников старшего возраста с ментальными нарушениями"

В данной статье рассматривается проблема формирования семантических полей у дошкольников старшего возраста с ментальными нарушениями....

Формирование устной речи через настольные игры

Как можно развивать речь через настольные игры....