Статья "Формирование семантических полей у дошкольников старшего возраста с ментальными нарушениями"
статья по логопедии (старшая группа)
В данной статье рассматривается проблема формирования семантических полей у дошкольников старшего возраста с ментальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_semanticheskih_poley_statya.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме формирования предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ментальными нарушениями. В последние годы наблюдается резкий скачок числа детей с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра. Характерная особенность аутизма – трудности в речевом развитии. Логопедическая абилитация является важной частью психолого-медико-педагогической адаптации детей с отклонениями в развитии. Особенности нарушений речи и их исправление у детей с интеллектуальными нарушениями обуславливается особенностями их психической деятельности. Нарушения речи у данной категории детей выявляются на фоне глубокого нарушения познавательной деятельности, патологического развития психики в целом. Проявления речевых нарушения при аутизме многообразны. Приоритетная отличительная особенность расстройств речевой деятельности – преобладание семантического дефекта. Данный дефект устраняется с большим трудом. У детей с нарушениями психической деятельности отмечается резкое сужение словарного запаса, в том числе предикативного, то есть глагольного. Успешность вербального общения по в основном зависит от размера словарного запаса, от правильности понимания значения слова, поэтому особое значение приобретает формирование семантических полей. Логопедическая коррекция начинается с формирования начального ситуативного понимания обращенной речи.
Ключевые слова: семантическое поле; ментальное нарушение; логопедическая абилитация; предикативный словарь; расстройства аутистического спектра; словарный запас.
Развитие словаря является длительным процессом накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и развитие умения использовать и в определённых условиях общения. Без накопления словаря невозможно улучшение речевого общения ребенка, так как слово обеспечивает его наполнение.
Лексический запас у детей с аутизмом развивается крайне медленно, ребенок может прибегнуть к невербальному общению (жестовой речи). Замещение словесных абстрактных образов зрительными в значительной степени облегчает обучение аутичного ребенка. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда оказывается основным требованием успешности занятий с детьми данной.
В нашем образовательном учреждении в 2021-2022учебном году велась логопедическая работа по формированию семантических полей у детей с ментальными нарушениями. Численный состав группы составил 10 человек. На начало учебного года было проведено диагностическое обследование познавательного и речевого развития обучающихся. В результате диагностики было выявлено, что все обучающиеся имеют системные нарушения речи. Основными проявлениями нарушений речи являются: недостаточность лексического запаса, нарушения лексико-грамматического строя речи, трудности в освоении связной речи, фонетико-фонематические нарушения.
Обучающиеся нашей группы коррекционной направленности имеют нарушения интеллекта различной степени тяжести. У большинства из них возникают большие трудности с выполнением простейшей речевой инструкции. Это связано со значительным отставанием предикативного словаря (глагольного словаря). Поэтому нами было принято решение начать логопедическую абилитацию с формирования именно глагольного словаря, так как это имеет непосредственную практическую значимость не только для педагогов образовательного учреждения, но и для близкого окружения данных детей.
Были выбраны два слова-действия для введения в словарь детей: «сидеть», «идти», так как эти слова имеют непосредственное отношение к простейшей инструкции педагога и имеют наиболее значимое практическое значение. С детьми велась ежедневная работа по формированию семантических полей данных слов.
После проведения диагностического обследования интеллектуального и речевого развития среди обучающихся было выделено 3 группы:
1 группа – обучающиеся, нуждающиеся в максимальной физической поддержке;
2 группа – обучающиеся, нуждающиеся в жестовой поддержке;
3 группа – обучающиеся, нуждающиеся в вербальной поддержке.
Для введения в речь данных слов нами было разработано коррекционное пособие в виде планшета с набором карточек-действий, карточек-предметов. Данное пособие использовалось в ходе индивидуальных коррекционных занятий.
Работа с детьми проводилась в 3 этапа:
1 этап – умение выделять заданную картинку;
2 этап – подбор картинок (формирование семантического поля);
3 этап – генерализация (закрепление приобретенных знаний в различных ситуациях).
На данном этапе достигнуты следующие результаты: понятия «сидеть», «идти» введены в пассивный словарь у 3х человек, в активный словарь – у 7ми.
Продолжением работы в данном направлении будет формирование навыка употреблять глаголы сидеть, идти в различных ситуациях, т.е. практическое применение приобретенных знаний.
Следующим шагом будет введение понятия «стоять», формирование его семантического поля.
Проблема формирования семантических полей рассматривалась в публикациях специалистов [1; 2; 3; 4; 5].
Литература
1. Иванов, Е.С. Психолого-медико-педагогическая коррекция детей с расстройствами аутистического спектра // Управление школой: прил. к газ. "Первое сент.".-2003.- Апр.(№15).-С.7-10.
2. Лебединский, В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.-1996.-№2.-С.18.
3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997. С. 38-53
4. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи -3-е изд..-М.: Теревинф, 2005. С.41-45.
5. Черняева, Т. И. Социальная реабилитация "нетипичных" детей // Социс: Социол. Исслед. - 2005. - N 6. - С. 85-94.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста
в статье рассматривается система работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР 3 уровня с использованием развивающих технологий...
Формирование семантических полей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не то...
Использование игр на развитие логико-математических способностей в работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников старшего возраста
Данная методическая разработка освещает теоретический и практический аспекты использования различных приемов и методов развития логико-математических способностей детей и их влияние на развитие речи и...
«Использование технологии семантических полей при развитии словаря детей, имеющих речевые нарушения»
Проблема развития словаря у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речевого развития, является актуальной. Базовая задача в речевом развитии дошкольников - это формирование словаря....
Формирование устной речи через развитие семантического поля у дошкольников
Актуальным является проблема, касающаяся формирования устной речи дошкольников.Как отмечает А. М. Богуш, исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые катег...
Презентация "Профилактика нарушения осанки у дошкольников старшего возраста"
Семенар-практикум "Профилактика нарушения осанки у дошкольников старшего возраста"...
«Использование игр на развитие логико-математических способностей в работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников старшего возраста»
Описание игр на логическое мышление и развитие математический представлений...