Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов.
материал по развитию речи (младшая группа) на тему
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_detey_posredstvom_netraditsionnyh_metodov_i_priyomov.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Е. Щукина.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам появляется ряд новых образовательных областей, в том числе и «Коммуникация». Данная область подчеркивает основную функцию речи – быть средством общения, обмена мыслями, чувствами, налаживания социальных и эмоциональных контактов, совместной деятельности.
Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М.Леушиной, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М.Бородич, В.В.Гербовой, О.С.Ушаковой и др.
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
К сожалению, моя практика показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие умения обосновать свои утверждения.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы - не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания.
Я считаю, чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методикиками, нужно использовать и передовой опыт, т.е. инновационные комбинированные методы обучения.
Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог - родное слово!». Он обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, это способствовало выделению развития речи в специальный раздел педагогики. Его прогрессивные взгляды были воплощены в практике дошкольного воспитания, они актуальны и в наши дни.
В методике развития речи детей дошкольного возраста выделяют семь основных задач:
1. Развитие словаря.
2. Формирование грамматической стороны речи.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
4. Формирование разговорной речи в диалоге.
5. Обучение рассказыванию (монологической речи).
6. Ознакомление с художественной литературой.
7. Подготовка детей к обучению грамоте.
Как показывает опыт моей педагогической деятельности - главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но, чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать и нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Изучив статьи В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Т.В. Большевой, Л.Н. Ефименковой, Г.С. Альтшулер из практических журналов «Дошкольное воспитание», «Воспитатель в ДОУ», «Ребёнок в детском саду» по данному вопросу, я поняла, что эти технологии и методики можно использовать в развитии речи детей моей группы.
Принимая во внимание и учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, я определила следующую цель: развитие речи детей посредством инновационных технологий.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести анализ методической литературы по данной теме.
2. Создать развивающую среду в группе.
3. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
Новизна: изучение и применение современных инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе: ТРИЗ, мнемотехника, моделирование.
После адаптации детей во 2й младшей группе я поняла, что у многих есть проблемы с речью. Результаты диагностики показали, из 20 детей – 6 человек почти не разговаривали, что составляет 30 % воспитанников группы, речь 4 детей соответствовала высокому уровню (20%), а 50% показали средний уровень развития речи. Моя задача научить ребенка логически мыслить и связно выражать свои мысли.
Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
В младшем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своем развитии.
Поэтому работа по развитию речи во 2й младшей группе строилась и проводилась с учетом диагностики и особенностей детей раннего возраста. Дети были вовлечены в такую деятельность как: разучивание стихов и песенок, прибауток, подвижные словесные игры, хороводы, игры с пальчиками, рассматривание игрушек и картинок, кукольный театр и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей посредством пальчиковых игр.
Сегодня широко известно, что развитие связной речи ребенка напрямую связано с состоянием мелкой моторики рук через определенные зоны в коре головного мозга. Тренировка пальцев рук повышает работ...
Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов
Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции. г. Новосибирск. 2015г....
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...
«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста». "История о настольной лампе"
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего лошкольного возраста с нарушениями речи с использованием системного оператора ТРИЗ -ОТСМ-РТВ....
Развитие речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой совр...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью приёмов ОТСМ-ТРИЗ технологии
Развитие связной речи...