«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста». "История о настольной лампе"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лесникова Елена Ивановна

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего лошкольного возраста с нарушениями речи с использованием системного оператора ТРИЗ -ОТСМ-РТВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sist._operator_lampa.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности в старшей группе

«История настольной лампы»

Образовательные задачи:

  • Формировать умение анализировать и описывать систему связей объекта рукотворного мира с другими объектами, явлениями и событиями окружающего мира;
  • Обогащать представление о функциях объекта, динамике его развития в определённый период времени, особенностях строения;
  • Упражнять в прогнозировании изменений и усовершенствования объекта;
  • Развивать разные формы речи - рассуждения, воспитывать ценностное отношение к мнению сверстников.

Оборудование: доска с расчерченным 9 экранным полем, маркер, планшеты и маркеры по кол-ву детей, компьютер, принтер, книги, магниты, коробка, настольная лампа.

Ход занятия.

Педагог обращает внимание детей на коробку:

 - В этой коробке находится какой-то объект. Он изготовлен людьми и почти у каждого из вас этот объект есть дома. Я открою коробку только тогда, когда вы угадаете загадку об этом объекте.

Моя загадка будет без слов:

- Внимательно следите за руками и постарайтесь угадать объект. Он вот такой…(обводит руками вероятные контуры настольной лампы, берёт воображаемый шнур, вставляет в розетку, нажимает на кнопку и показывает пальцами, как «зажигается свет»). Угадайте объект… (дети высказывают предположения и аргументируют их.

Настольная лампа достаётся из ящика.

Педагог: Эту настольную лампу я принесла из дома. А у вас тоже есть настольные лампы? (ответы детей). Точно такие - же? (ответы детей)

- Чтобы побольше узнать о моей лампе, предлагаю рассмотреть её на волшебном экране.

1 окно

Педагог:  Итак, это настольная лампа (обозначает буквой в 1 окошке). Какая она? (дети перечисляют прилагательные по признакам: по форме, по цвету, по размеру). Какова её основная функция? (Изменяет освещение комнаты, стола.  Было темно стало светло). К чему относится настольная лампа? (это электро- осветительный прибор).

2 окно. Педагог: Где можно встретить настольную лампу (ответы детей, воспитатель схематично зарисовывает во 2 окошке). А какие ещё объекты выполняют такую же функцию? (ответы)

3 окно. Педагог: Какие части есть у настольной лампы? (обозначает первыми буквами или зарисовывает на экране ответы детей). Абажур, стойка, основание, шнур, вилка, переключатель, патрон, лампочка.

4 окно. Педагог: А сейчас нам предстоит ответить на трудный вопрос: «Как люди освещали своё жилище в прошлом много лет назад, когда таких  ламп не было?» (предположения детей). Где мы можем получить об этом информацию, узнать точнее? (в интернете, в энциклопедии, спросить у старших).

- Сейчас мы это и сделаем. Давайте разделимся на группы: Даша и Костя с Еленой Леонтьевной найдут в интернете  картинки, на которых изображены какие-то старинные приспособления, для освещения жилища (во время рассматривания картинок дети будут выбирать только старинные изображения); Маша и Саша обратятся за помощью к взрослым. Давайте вспомним как нужно обращаться к взрослым. (здравствуйте, скажите пожалуйста…). Какой вопрос мы будем задавать, что нас интересует? (Совместная формулировка вопроса: Что было до лампы?).  Чтобы ответы взрослых не забыть зарисовывайте их на планшете; Настя и Рома  будут искать ответ на наш вопрос в книге вместе со мной.

Работа в группах. Затем педагог приглашает детей сесть и задает вопрос:

- Итак,  мы узнали много нового, давайте расскажем друг другу об этом. (Рассказывает группа детей, обращавшаяся с вопросом к взрослым, синхронно воспитатель выставляет картинки объектов). А у нас есть  картинка со свечой? и т.д. А Настя и Рома узнали, как всё было по порядку. Давайте вспоминать… (дети перечисляют костёр, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампа, а педагог зарисовывает в 3 окошечке).

5 окно. Педагог: Как вы думаете, где их можно было встретить? (ответы детей, педагог записывает.)

Настольная лампа – это хорошо? (ответы-рассуждения  детей, педагог записывает.)

7 и 8 окно. Педагог: А какие недостатки есть у электрической лампы? (Хрупкая, работает только когда есть электричество и т.д.). Как это исправить?  (предложения детей, педагог зарисовывает напротив каждого недостатка вариант его исправления в окошке). А какие еще функции она могла бы выполнять, что для этого нужно?

9 окно. Педагог: Теперь наша электрическая лампа стала намного лучше!  Где мы сможем увидеть такую лампу в будущем? (ответы детей)

Мы узнали много нового. Я уверена, что сегодня вечером у себя дома, вы сможете рассказать об этом родителям, а может быть о той лампе, которую вы бы хотели изобрести сами…!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

«Развитие связной речи по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносова у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Развитие связной речи по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносова у детей старшего дошкольного возраста»....

Рабочая программа «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей старшего дошкольного возраста». (старшая группа, возраст детей 5-7 лет).

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшей группы в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и...

Консультация для родителей «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов по ТРИЗ-педагогике у детей»

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста» 2021- 2022 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»2021- 2022 учебный год...

План программы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей дошкольного возраста».

Применение элементов теории решения изобретательских задач в развитии речи дошкольников   в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать,  искать самостоя...