«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста». "История о настольной лампе"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего лошкольного возраста с нарушениями речи с использованием системного оператора ТРИЗ -ОТСМ-РТВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sist._operator_lampa.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности в старшей группе
«История настольной лампы»
Образовательные задачи:
- Формировать умение анализировать и описывать систему связей объекта рукотворного мира с другими объектами, явлениями и событиями окружающего мира;
- Обогащать представление о функциях объекта, динамике его развития в определённый период времени, особенностях строения;
- Упражнять в прогнозировании изменений и усовершенствования объекта;
- Развивать разные формы речи - рассуждения, воспитывать ценностное отношение к мнению сверстников.
Оборудование: доска с расчерченным 9 экранным полем, маркер, планшеты и маркеры по кол-ву детей, компьютер, принтер, книги, магниты, коробка, настольная лампа.
Ход занятия.
Педагог обращает внимание детей на коробку:
- В этой коробке находится какой-то объект. Он изготовлен людьми и почти у каждого из вас этот объект есть дома. Я открою коробку только тогда, когда вы угадаете загадку об этом объекте.
Моя загадка будет без слов:
- Внимательно следите за руками и постарайтесь угадать объект. Он вот такой…(обводит руками вероятные контуры настольной лампы, берёт воображаемый шнур, вставляет в розетку, нажимает на кнопку и показывает пальцами, как «зажигается свет»). Угадайте объект… (дети высказывают предположения и аргументируют их.
Настольная лампа достаётся из ящика.
Педагог: Эту настольную лампу я принесла из дома. А у вас тоже есть настольные лампы? (ответы детей). Точно такие - же? (ответы детей)
- Чтобы побольше узнать о моей лампе, предлагаю рассмотреть её на волшебном экране.
1 окно
Педагог: Итак, это настольная лампа (обозначает буквой в 1 окошке). Какая она? (дети перечисляют прилагательные по признакам: по форме, по цвету, по размеру). Какова её основная функция? (Изменяет освещение комнаты, стола. Было темно стало светло). К чему относится настольная лампа? (это электро- осветительный прибор).
2 окно. Педагог: Где можно встретить настольную лампу (ответы детей, воспитатель схематично зарисовывает во 2 окошке). А какие ещё объекты выполняют такую же функцию? (ответы)
3 окно. Педагог: Какие части есть у настольной лампы? (обозначает первыми буквами или зарисовывает на экране ответы детей). Абажур, стойка, основание, шнур, вилка, переключатель, патрон, лампочка.
4 окно. Педагог: А сейчас нам предстоит ответить на трудный вопрос: «Как люди освещали своё жилище в прошлом много лет назад, когда таких ламп не было?» (предположения детей). Где мы можем получить об этом информацию, узнать точнее? (в интернете, в энциклопедии, спросить у старших).
- Сейчас мы это и сделаем. Давайте разделимся на группы: Даша и Костя с Еленой Леонтьевной найдут в интернете картинки, на которых изображены какие-то старинные приспособления, для освещения жилища (во время рассматривания картинок дети будут выбирать только старинные изображения); Маша и Саша обратятся за помощью к взрослым. Давайте вспомним как нужно обращаться к взрослым. (здравствуйте, скажите пожалуйста…). Какой вопрос мы будем задавать, что нас интересует? (Совместная формулировка вопроса: Что было до лампы?). Чтобы ответы взрослых не забыть зарисовывайте их на планшете; Настя и Рома будут искать ответ на наш вопрос в книге вместе со мной.
Работа в группах. Затем педагог приглашает детей сесть и задает вопрос:
- Итак, мы узнали много нового, давайте расскажем друг другу об этом. (Рассказывает группа детей, обращавшаяся с вопросом к взрослым, синхронно воспитатель выставляет картинки объектов). А у нас есть картинка со свечой? и т.д. А Настя и Рома узнали, как всё было по порядку. Давайте вспоминать… (дети перечисляют костёр, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампа, а педагог зарисовывает в 3 окошечке).
5 окно. Педагог: Как вы думаете, где их можно было встретить? (ответы детей, педагог записывает.)
Настольная лампа – это хорошо? (ответы-рассуждения детей, педагог записывает.)
7 и 8 окно. Педагог: А какие недостатки есть у электрической лампы? (Хрупкая, работает только когда есть электричество и т.д.). Как это исправить? (предложения детей, педагог зарисовывает напротив каждого недостатка вариант его исправления в окошке). А какие еще функции она могла бы выполнять, что для этого нужно?
9 окно. Педагог: Теперь наша электрическая лампа стала намного лучше! Где мы сможем увидеть такую лампу в будущем? (ответы детей)
Мы узнали много нового. Я уверена, что сегодня вечером у себя дома, вы сможете рассказать об этом родителям, а может быть о той лампе, которую вы бы хотели изобрести сами…!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...
«Развитие связной речи по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносова у детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Развитие связной речи по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносова у детей старшего дошкольного возраста»....
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции. г. Новосибирск. 2015г....
Рабочая программа «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей старшего дошкольного возраста». (старшая группа, возраст детей 5-7 лет).
Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшей группы в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и...
Консультация для родителей «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов по ТРИЗ-педагогике у детей»
Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста» 2021- 2022 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»2021- 2022 учебный год...
План программы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей дошкольного возраста».
Применение элементов теории решения изобретательских задач в развитии речи дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать самостоя...