Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов
методическая разработка (младшая группа) на тему

Веселова Марина Олеговна

Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

В Федеральном государственном образовательном  стандарте речевое развитие выделяется отдельной образовательной областью, потому что   овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. 

 На сегодняшний день ребёнок – дошкольник,  обладающий хорошей речь–явление очень редкое.     Проблема   развития  речи   становится  особенно актуальной и  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является подмена  живого  человеческого  общения зависимостью от компьютера,   недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей    лишь увеличивает  число дошкольников  с  недостатками  речи.  Дети моей группы -  не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания.    

 В речи детей существуют множество проблем:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • бедность речи. Недостаточный словарный запас;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
  • неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • отсутствие умения  обосновать свои утверждения;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
  • плохая дикция. 

В методике развития речи детей дошкольного возраста выделяют семь основных задач:

1.     Развитие словаря.

2.     Формирование грамматической стороны речи.

3.     Воспитание звуковой культуры речи.

4.     Формирование разговорной речи в диалоге.

5.     Обучение рассказыванию (монологической речи).

6.     Ознакомление с художественной литературой.

7.     Подготовка детей к обучению грамоте.

Как показывает  опыт моей педагогической деятельности - главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи (которая ведет к грамотному высказыванию своих мыслей). Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине.

Все  названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но, чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать и нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Изучив статьи В. К. Воробьевой,  В. П. Глухова,  Т.В. Большевой,  Л.Н. Ефименковой,  Г.С. Альтшулер , Сидорчук Т.А  из практических журналов «Дошкольное воспитание», «Воспитатель в ДОУ», «Ребёнок в детском саду»  по данному вопросу,  я поняла, что эти технологии и методики можно использовать в развитии речи детей моей группы. Я считаю, чтобы  научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с  традиционными  методиками, нужно использовать и передовой опыт, т.е. инновационные   комбинированные методы обучения -ТРИЗ, мнемотехника, моделирование, метод тактильных дощечек и др.

Принимая во внимание и  учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, я определила следующую цель: развитие речи детей посредством нетрадиционных технологий.

Новизна моей деятельности заключается в  изучение  и применение современных комбинированных инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе, в частности -  развитие связной речи детей методом тактильных табличек.

Для работы в этом направлении я составила, в первую очередь перспективный план, в который включила этапы по развитию речи детей:

  • пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста;
  • развитие связной речи детей методом тактильных табличек;
  • развитие речи детей через ТРИЗ - технологию. 

 

Развитие связной речи детей с помощью тактильных табличек.

 

Задачи, которые я поставила перед собой:

  • развивать связную и диалогическую речь;
  • развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память;
  • развивать мелкую моторику в процессе игр, занятий.

Тактильный - Происходит от лат. tactilis - осязательный. Форма кожной чувствительности, «кожное зрение», «кожно-оптическое восприятие».

Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения. Наибольшая острота тактильной чувствительности характерна для частей тела, активно осуществляющих двигательные функции. Это кончики пальцев рук и ног, кончик языка

Специфика данной работы заключается в том, что тактильное восприятие является частью сенсорного развития человека, также включающего вибрационные ощущения, восприятие формы (величины, цвета), зрительное восприятие, слуховое восприятие, временное восприятие, пространственное восприятие и другие.

Взяв за основу инновационные технологии по развитию речи с эффективными наглядными пособиями, пользуясь готовыми разработанными схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких  лет я использовала их в работе с детьми по обучению связной речи.

Как любая методика, моя работа строится от простого к сложному. Поэтому я начала свою работу с простейших табличек, которые отображали знакомые для детей персонажи. Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать таблички,  то постепенно стали сами сочинять сказки с помощью них, что привело к положительным результатам. Активизировался словарный запас у детей, дети стали учиться обосновывать свои утверждения, научились выстраивать монологи: например описательные рассказы на заданную тему, научились грамотно формулировать вопросы.

 

Параллельно с этой работой использовала речевые и настольно-печатные игры, которые помогали детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание,  навыки самопроверки.

Чтобы определить эффективность используемых методов в развитии связной речи детей провела промежуточную диагностику.

Результаты промежуточной диагностики показали,  что применение в работе с детьми  приемов моделирования позволило прийти к более высоким показателям в развитии речи детей.

В настоящее время продолжаю работу с детьми по данной проблеме.


  
  
Список использованной литературы:

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада. / С – Пб., «Детство – пресс», 2001. 
  2. Периодические издания: - «Дошкольное воспитание»  № 8 (1988 г.) , № 5, 6 (1989 г.), № 1, 2, 3, 5 (1990г.) , № 4 (1993г.) , № 1 (1994 г.),  № 5 (1996 г.) , № 11 (1997 г.), № 5, 9 (1998 г.); - «Ребёнок в детском саду»:  №1, 2, 4 (2001г.)
  3. Дьяченко О.М.  Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей посредством пальчиковых игр.

Сегодня широко известно, что развитие связной речи ребенка напрямую связано с состоянием мелкой моторики рук через определенные зоны в коре головного мозга. Тренировка пальцев рук  повышает работ...

Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов.

 Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ре...

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста». "История о настольной лампе"

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего лошкольного возраста с нарушениями речи с использованием системного оператора ТРИЗ -ОТСМ-РТВ....

Развитие речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно актуальной и  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  совр...