Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов
методическая разработка (младшая группа) на тему
Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_detey_posredstvom_netraditsionnyh_metodov_i_priyomov.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов»
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте речевое развитие выделяется отдельной образовательной областью, потому что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речь–явление очень редкое. Проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы - не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания.
В речи детей существуют множество проблем:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие умения обосновать свои утверждения;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
- плохая дикция.
В методике развития речи детей дошкольного возраста выделяют семь основных задач:
1. Развитие словаря.
2. Формирование грамматической стороны речи.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
4. Формирование разговорной речи в диалоге.
5. Обучение рассказыванию (монологической речи).
6. Ознакомление с художественной литературой.
7. Подготовка детей к обучению грамоте.
Как показывает опыт моей педагогической деятельности - главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи (которая ведет к грамотному высказыванию своих мыслей). Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но, чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать и нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Изучив статьи В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Т.В. Большевой, Л.Н. Ефименковой, Г.С. Альтшулер , Сидорчук Т.А из практических журналов «Дошкольное воспитание», «Воспитатель в ДОУ», «Ребёнок в детском саду» по данному вопросу, я поняла, что эти технологии и методики можно использовать в развитии речи детей моей группы. Я считаю, чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и передовой опыт, т.е. инновационные комбинированные методы обучения -ТРИЗ, мнемотехника, моделирование, метод тактильных дощечек и др.
Принимая во внимание и учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, я определила следующую цель: развитие речи детей посредством нетрадиционных технологий.
Новизна моей деятельности заключается в изучение и применение современных комбинированных инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе, в частности - развитие связной речи детей методом тактильных табличек.
Для работы в этом направлении я составила, в первую очередь перспективный план, в который включила этапы по развитию речи детей:
- пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста;
- развитие связной речи детей методом тактильных табличек;
- развитие речи детей через ТРИЗ - технологию.
Развитие связной речи детей с помощью тактильных табличек.
Задачи, которые я поставила перед собой:
- развивать связную и диалогическую речь;
- развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память;
- развивать мелкую моторику в процессе игр, занятий.
Тактильный - Происходит от лат. tactilis - осязательный. Форма кожной чувствительности, «кожное зрение», «кожно-оптическое восприятие».
Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения. Наибольшая острота тактильной чувствительности характерна для частей тела, активно осуществляющих двигательные функции. Это кончики пальцев рук и ног, кончик языка
Специфика данной работы заключается в том, что тактильное восприятие является частью сенсорного развития человека, также включающего вибрационные ощущения, восприятие формы (величины, цвета), зрительное восприятие, слуховое восприятие, временное восприятие, пространственное восприятие и другие.
Взяв за основу инновационные технологии по развитию речи с эффективными наглядными пособиями, пользуясь готовыми разработанными схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использовала их в работе с детьми по обучению связной речи.
Как любая методика, моя работа строится от простого к сложному. Поэтому я начала свою работу с простейших табличек, которые отображали знакомые для детей персонажи. Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать таблички, то постепенно стали сами сочинять сказки с помощью них, что привело к положительным результатам. Активизировался словарный запас у детей, дети стали учиться обосновывать свои утверждения, научились выстраивать монологи: например описательные рассказы на заданную тему, научились грамотно формулировать вопросы.
Параллельно с этой работой использовала речевые и настольно-печатные игры, которые помогали детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, навыки самопроверки.
Чтобы определить эффективность используемых методов в развитии связной речи детей провела промежуточную диагностику.
Результаты промежуточной диагностики показали, что применение в работе с детьми приемов моделирования позволило прийти к более высоким показателям в развитии речи детей.
В настоящее время продолжаю работу с детьми по данной проблеме.
Список использованной литературы:
- Большева Т.В. Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада. / С – Пб., «Детство – пресс», 2001.
- Периодические издания: - «Дошкольное воспитание» № 8 (1988 г.) , № 5, 6 (1989 г.), № 1, 2, 3, 5 (1990г.) , № 4 (1993г.) , № 1 (1994 г.), № 5 (1996 г.) , № 11 (1997 г.), № 5, 9 (1998 г.); - «Ребёнок в детском саду»: №1, 2, 4 (2001г.)
- Дьяченко О.М. Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей посредством пальчиковых игр.
Сегодня широко известно, что развитие связной речи ребенка напрямую связано с состоянием мелкой моторики рук через определенные зоны в коре головного мозга. Тренировка пальцев рук повышает работ...
Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ре...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции. г. Новосибирск. 2015г....
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...
«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста». "История о настольной лампе"
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего лошкольного возраста с нарушениями речи с использованием системного оператора ТРИЗ -ОТСМ-РТВ....
Развитие речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой совр...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью приёмов ОТСМ-ТРИЗ технологии
Развитие связной речи...